Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 24 июля 2015 г. N 02-10/2015-005
Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2015 года г. Иваново
В полном объеме решение изготовлено 24.07.2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев дело N02-10/2015-005 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Морковкиной С.<_> А.<_> (<_> ИНН 371100173837) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление "К.В.Д." вх. N 222гр от 16.07.2014 с жалобой на высокую цену за услуги эвакуации задержанного за нарушение правил дорожного движения мотоцикла.
Из материалов, представленных заявителем, следует, что задержание транспортного средства произошло 13.07.2014 в 17 час. 00 мин. по адресу: г. Иваново, ул. 1-й Спортивный переулок, д. 8. После чего в 17 час. 30 мин., транспортное средство было помещено сотрудником ИП Морковкиной С.А. на специализированную стоянку по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Лагерная, д. 1. Транспортное средство было возвращено 13.07.2014 в 20 часов 30 минут. Время нахождения мотоцикла на стоянке подтверждается журналом учета задержанных транспортных средств.
За эвакуацию и хранение мотоцикла на стоянке с заявителя были взяты денежные средства в размере 2528 (две тысячи пятьсот двадцать восемь) рублей, что подтверждается квитанцией об оплате услуг.
Указанная сумма денежных средств значительно превышала сумму денежных средств, которую надлежало взять с гр. "К.В.Д." согласно Постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25.07.2013 N552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке" (далее - Постановление РСТ от 25.07.2013 N552).
Приказом Ивановского УФАС России N119 от 16.10.2014 по заявлению гр. "К.В.Д." возбуждено дело N02-08/2014-09 по признакам нарушения ИП Морковкиной С.А. пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Определением от 28.10.2014 дело N02-08/2014-09 назначено к рассмотрению на 27.11.2014.
27.11.2014 рассмотрение дела N02-08/2014-09 было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
18.12.2014 в Ивановское УФАС России поступило заявление "Р.Н.В." вх. N 500гр от 18.12.2014 с жалобой на взимание ИП Морковкиной С.А. платы за эвакуацию и хранение задержанного автомобиля в размере, превышающем установленный Постановлением РСТ от 25.07.2013 N552 размер оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке.
Из материалов дела следует, что Заявитель оставил транспортное средство 15.12.2014 в 16 час. 30 мин., задержание транспортного средства произошло в 16 час. 50 мин. по адресу: г. Иваново, ул. Батурина, 4. После чего, в 17 час. 30 мин. транспортное средство было помещено сотрудником ИП Морковкиной С.А. на специализированную стоянку по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Лагерная, д. 1. Транспортное средство было возвращено 15.12.2014 в 20 часов 00 минут.
За эвакуацию и хранение автомобиля на стоянке с заявителя были взяты денежные средства в размере 2600 (две тысячи шестьсот) рублей, что подтверждается квитанцией об оплате услуг.
Указанная сумма денежных средств значительно превышала сумму денежных средств, которую надлежало взять с гр. "Р.Н.В." согласно Постановлению РСТ от 25.07.2013 N552.
Приказом Ивановского УФАС России N001 от 12.01.2015 по заявлению гр. "Р.Н.В." возбуждено дело N02-10/2015-001 по признакам нарушения ИП Морковкиной С.А. (далее - Ответчик) пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 13.01.2015 дело N02-10/2015-001 назначено к рассмотрению на 26.01.2015.
26.01.2015 Комиссия установила, что в производстве Ивановского УФАС России имеются два однородных дела: дело N 02-08/2014-09, возбужденное по заявлению "К.В.Д." и дело N 02-10/2015-001, возбужденное по заявлению "Р.Н.В." Ответчиком по данным делам выступает одно лицо, а признаки нарушения аналогичны. В соответствии с этим, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения указанных дел, Комиссия решила объединить дело N02-08/2014-09 и дело N02-10/2015-001 в одно производство.
Приказом Ивановского УФАС России от 26.01.2015 N006 возбуждено дело N02-10/2015-005 по заявлениям "К.В.Д." и "Р.Н.В." по признакам нарушения ИП Морковкиной С.А. пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 26.01.2015 срок рассмотрения дела продлен до 28.07.2015.
Определением от 26.01.2015 дело N02-10/2015-005 назначено к рассмотрению на 18.02.2015.
Определением от 18.02.2015 дело N02-10/2015-005 назначено к рассмотрению на 07.04.2015.
Определением от 07.04.2015 дело N02-10/2015-005 назначено к рассмотрению на 20.05.2015.
20.05.2015 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 27.05.2015.
27.05.2015 Комиссия рассмотрела ходатайства ИП Морковкиной С.А. от 20.05.2015 и 27.05.2015 об отложении рассмотрения дела и определила отложить рассмотрение дела.
Определением от 27.05.2015 дело N02-10/2015-005 назначено к рассмотрению на 14.07.2015.
09.07.2015 в Ивановское УФАС России поступило ходатайство ИП Морковкиной С.А. об отложении рассмотрения дела N02-10/2015-005 на срок после 27.07.2015.
14.07.2015 Комиссия, учитывая, что ходатайство не подтверждено соответствующими документами, и срок рассмотрения дела N02-10/2015-005 истекает 28.07.2015, отказала в удовлетворении ходатайства ИП Морковкиной С.А.
На заседаниях Комиссии ИП Морковкина С.А. нарушение антимонопольного законодательства не признала. По факту взимания денежных средств с заявителей пояснила, что за эвакуацию и хранение задержанного транспортного средства взимает плату согласно Постановлению РСТ от 25.07.2013 N552. При этом плата за эвакуацию задержанного транспортного средства рассчитывается с учетом пробега эвакуатора от места нахождения эвакуатора до места задержания транспортного средства и пробега эвакуатора от места задержания транспортного средства до специализированной стоянки.
Заявители поддержали свои доводы о незаконном взимании ИП Морковкиной С.А. денежных средств и ущемлении их интересов.
Представитель Департамента энергетики и тарифов Ивановской области <_> пояснил, что плата за эвакуацию транспортного средства определяется как произведение расстояния, определенного от места задержания транспортного средства до места специализированной стоянки, на действующий тариф. Взимание какой-либо дополнительной платы является нарушением действующего законодательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Морковкина С.А. является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 15.04.2004 (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 37 N000734496).
ИП Морковкина С.А. осуществляет деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.
В соответствии с частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Согласно части 10 статьи 27.13 КоАП перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
В силу положения части 11 статьи 27.13 КоАП расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП в целях определения порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП принят Закон Ивановской области от 01.10.2012 N66-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (далее - Закон Ивановской области N66-ОЗ).
Согласно части 2 статьи 6 Закона Ивановской области N 66-ОЗ оплата расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном исполнительным органом государственной власти Ивановской области.
Исполнительным органом государственной власти Ивановской области являлась Региональная служба по тарифам Ивановской области (пункт 3.9 Постановления Правительства Ивановской области от 01.02.2012 N 19-п "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области"), а в настоящее время Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (пункт 3.9 Постановления Правительства Ивановской области от 25.12.2014 N577-п "Об утверждении Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области", распоряжение Правительства Ивановской области от 30.10.2014 N262-рп "О переименовании Региональной службы по тарифам Ивановской области").
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25.07.2013 N552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке" установлен:
- размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства в размере 52,00 руб. за 1 км (с учетом НДС).
- размер оплаты расходов на хранение задержанного транспортного средства за 1 час (с учетом НДС):
- для категории A - 20,00 руб.;
- для категорий B и D, массой до 3,5 тонны, - 40,00 руб.;
- для категорий D, массой более 3,5 тонны, C и E - 80,00 руб.;
- для негабаритных транспортных средств - 120,00 руб.
Из обстоятельств перемещения и хранения на специализированной стоянке задержанного транспортного средства, принадлежащего "К.В.Д.", следует, что транспортное средство было перемещено от места задержания до места нахождения специализированной стоянки на расстояние 9 километров. Категория транспортного средства - А, которое находилось на стоянке три часа.
Следовательно, стоимость услуг в соответствии с Постановлением РСТ от 25.07.2013 N552 составляет:
- 20 руб.*3 час. = 60 руб. за хранение,
- 52 руб. *9 км. = 468 руб. за перемещение.
Итого 528 (пятьсот двадцать восемь) рублей.
Данная сумма денежных средств подтверждается книгой доходов ИП Морковкиной С.А.
Согласно квитанции с "К.В.Д." были взяты денежные средства в размере 2528 рублей.
Согласно пояснениям Ответчика с "К.В.Д." были взяты денежные средства в размере 2528 рублей, в том числе:
- 60 руб. за хранение,
- 2 468 руб. за перемещение (общий пробег - 47,5 км., в том числе 38, 5 км. - пробег эвакуатора с места нахождения в Шуйском районе до места задержания транспортного средства, 9 км. - пробег эвакуатора от места задержания транспортного средства до стоянки).
Доказательства нахождения эвакуатора в Шуйском районе Ответчик не представил.
Кроме того, неверно произведен расчет: 47,5*52=2470 руб. (не совпадает с суммой 2468 руб.).
Таким образом, ИП Морковкиной С.А. с "К.В.Д." были взяты денежные средства:
- за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке в соответствии с Постановлением РСТ от 25.07.2013 N552;
- за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку в размере, превышающем размер оплаты расходов согласно Постановлению РСТ от 25.07.2013 N552.
Из обстоятельств перемещения и хранения на специализированной стоянке задержанного транспортного средства, принадлежащего "Р.Н.В.", следует, что транспортное средство было перемещено от места задержания до места нахождения специализированной стоянки на расстояние 6,3 километров. Категория транспортного средства - В, которое находилось на стоянке 2,5 часа.
Следовательно, стоимость услуг в соответствии с Постановлением РСТ от 25.07.2013 N552 составляет:
- 40 руб. *2,5 час. =100 руб. за хранение,
- 52 руб.* 6,3 км.= 327,6 руб. за перемещение.
Итого 427,6 (четыреста двадцать семь) рублей 60 копеек.
Согласно квитанции с "Р.Н.В." были взяты денежные средства в размере 2600 рублей.
Согласно пояснениям Ответчика с "Р.Н.В." были взяты денежные средства в размере 2600 рублей, в том числе:
- 100 руб. за хранение,
- 2 500 руб. за перемещение (общий пробег - 48 км., в том числе 41,7 км. - пробег эвакуатора с места нахождения в Комсомольском районе до места задержания транспортного средства, 6,3 км. - пробег эвакуатора от места задержания транспортного средства до стоянки).
Доказательства нахождения эвакуатора в Комсомольском районе Ответчик не представил.
Кроме того, неверно произведен расчет: 48*52=2496 руб. (не совпадает с суммой 2500 руб.).
При этом, пояснения Ответчика противоречат акту сдачи-приемки выполненных работ от 15.12.2015, в котором указана общая сумма 2501,2 руб.
Таким образом, ИП Морковкиной С.А. с "Р.Н.В." были взяты денежные средства:
- за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке в соответствии с Постановлением РСТ от 25.07.2013 N552;
- за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку в размере, превышающем размер оплаты расходов согласно Постановлению РСТ от 25.07.2013 N552.
Доводы Ответчика о том, что установленный тариф должен применяться и при расчете оплаты за пробег эвакуатора с места нахождения до места задержания транспортного средства ("холостой пробег") являются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Комиссия соглашается с решением Ивановского областного суда от 19.05.2015 года и позицией Федеральной службы по тарифам, а именно:
"Задержание транспортного средства является мерой государственного принуждения, которая должна быть определенной, то есть лицо, нарушая установленные административные запреты, должно с очевидностью знать, какая ответственность за это будет на него возложена. Кроме того, федеральный законодатель, вводя такую меру обеспечения как задержание транспортного средства, применил принцип минимизации расходов, связанных с применением данной меры административного принуждения, возложив на лицо, совершившее административное правонарушение обязанность возместить расходы исключительно на перемещение задержанного транспортного средства.
Понятие "перемещение ЗТС" включает в себя комплекс действий: погрузка ЗТС на месте задержания, его транспортировка до специализированной стоянки и разгрузка на специализированной стоянке. Поэтому ни одно из этих действий нельзя рассматривать отдельно от другого. Тариф на перемещение ЗТС является комплексным и сверх него не может назначаться никакая другая плата: например, отдельно за погрузку и /или разгрузку.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 4 на Федеральную службу по тарифам возложены функции по разработке методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств.
Расчет тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств в случае помещения их на специализированную стоянку производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденными Приказом Федеральной Службы по Тарифам от 7 апреля 2006 г. N 37-а (далее - Методические указания).
Методические указания определяют основные принципы расчета тарифов и устанавливают правила расчета этих тарифов, предназначенных для использования исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, устанавливающими плату за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства, и содержат перечень учитываемых при расчете платы за нахождение транспортного средства на специализированной стоянке расходов.
В соответствии с пунктом 13 и 14 Методических указаний при расчете тарифа на транспортировку учитываются расходы, связанные с эксплуатацией и хранением средств, осуществляющих эвакуацию задержанных транспортных средств, функционированием диспетчерской службы, операциями по погрузке-разгрузке задержанных транспортных средств, а также учитываются прямые расходы на горюче-смазочные материалы, амортизацию основных средств, оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды, содержание и ремонт основных средств, спецодежду, инструмент, инвентарь.
При этом формула расчета тарифа на транспортировку задержанных транспортных средств включает в себя суммарный пробег (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку задержанных транспортных средств (эвакуаторов), в том числе пробег с прибытием до задержанного средства.
Таким образом, расходы специализированной организации на пробег автотранспорта (эвакуатора) до места задержания транспортного средства учитываются в составе тарифа на транспортировку задержанного транспортного средства".
Комиссия учитывает разъяснения Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 10.03.2015 N 382-018/1-16, а именно:
"Расчет тарифов производился РСТ Ивановской области в соответствии с методикой, установленной приказом ФСТ от 07.04.2006 года N37-а. Согласно данной методике в затратах предприятия учитывался суммарный пробег (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку задержанных транспортных средств (эвакуаторов), в том числе пробег с прибытием до задержанных транспортных средств. Таким образом, плата за эвакуацию транспортного средства определяется как произведение расстояния, определенного от места задержания транспортного средства до места специализированной стоянки на действующий тариф. Взимание какой-либо дополнительной платы является нарушением действующего законодательства".
Таким образом, взимание ИП Морковкиной С.А. с владельцев задержанных транспортных средств дополнительной платы за "холостой пробег" эвакуаторов противоречит действующему законодательству.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для квалификации данного нарушения необходимо выполнение в совокупности следующих условий:
Наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля на соответствующем товарном рынке, в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции;
Наличие в действиях хозяйствующего субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля, нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с пунктами 3.17- 3.19 Административного регламента N345, в целях определения признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании поручения председателя комиссии Ивановского УФАС России, проведен анализ состояния конкуренции, согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному приказом ФАС от 28.04.2010 N220 (далее - Порядок N220) и составлен аналитический отчет, в котором представлены результаты проведенного анализа. Аналитический отчет подготовлен по форме в соответствии с п. 11.2 Порядка N220, введенной в Порядок N220 Приказом ФАС России от 30.01.2015 N33/15 "О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36267)".
Признаки нарушения ИП Морковкиной С.А. антимонопольного законодательства выявлены в 2014 году. Временной интервал исследования товарного рынка определен как 2014 год (01.01.2014-31.12.2014). Все характеристики товарного рынка определялись в пределах одного установленного временного интервала.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка N220 выявление продуктовых границ товарного рынка проводилось методом "анализ ценообразования и динамики цен, изменение объема спроса при изменении цены".
КоАП РФ, Закон Ивановской области N66-ОЗ, Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N446-п "Об утверждении порядка проведения отбора на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку" (далее - Постановление от 13.11.2013 N446-п), Постановление Правительства Ивановской области от 21.08.2014 N343-п "Об утверждении порядка проведения отбора на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке", Распоряжение Комитета Ивановской области по транспорту от 27.12.2013 N54-р "Об отборе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку" (далее - Распоряжение Комитета N54-р) и Постановление РСТ N552 разделяют виды деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.
Продуктовые границы товарного рынка определены "Услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку".
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка N220 выявление географических границ товарного рынка проводилось методом "установление фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке".
В соответствии со статьей 1 Закона Ивановской области N 66-ОЗ перемещение задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, владеющие специализированными транспортными средствами, предназначенными для погрузки, разгрузки и перевозки других транспортных средств, а также другими транспортными средствами, которые могут перемещать задержанные транспортные средства (далее - эвакуатор), и прошедшие отбор на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку. Отбор на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку проводится на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
Порядок проведения отбора на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку утвержден Постановлением от 13.11.2013 N446-п.
Распоряжением Комитета N54-р определены победители конкурсного отбора на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств: ИП Морковкина С.А. и ИП Погонин В.А., и закреплено местоположение эвакуаторов, используемых для этих целей:
- ИП Погонин В.А., месторасположение эвакуаторов - г. Шуя, ул. 2 Московская, д.83;
- ИП Морковкина С.А., месторасположение эвакуаторов - г. Кохма, ул. Ивановская, д.22.
Прошедшие отбор хозяйствующие субъекты имеют право осуществлять деятельность по перемещению транспортных средств, задержанных должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.
На территории Ивановской области необходимые действия по направлению транспортного средства на специализированную стоянку, осуществляют в пределах своей компетенции должностные лица (сотрудники УМВД России по Ивановской области), уполномоченные в соответствии с КоАП РФ на принятие решения о задержании транспортного средства.
В соответствии с информацией УМВД России по Ивановской области ИП Морковкина С.А. осуществляла деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территориях Ивановского района, Лежневского района, г. Кохма, г. Иваново, Ивановской области.
ИП Морковкина С.А. в 2014 г осуществляла деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территориях, подведомственных Межмуниципальному отделу МВД России "Ивановский", УМВД РФ по городу Иваново. Другие подразделения (территориальные органы) УМВД России по Ивановской области не осуществляли взаимодействия в области перемещения задержанных транспортных средств с Ответчиком на подведомственных им территориях.
Хозяйствующие субъекты из других регионов и муниципальных образований в указанных географических границах не осуществляли деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку.
По информации, полученной от УМВД России по Ивановской области и от ИП Погонина В.А., в 2014 году индивидуальный предприниматель осуществлял перемещение задержанных транспортных средств на территории: г. Шуя, Шуйский район, Южский район, Палехский район, Савинский район Ивановской области на специализированную стоянку, расположенную по адресу: г. Шуя, ул. 2-я Московская, д.83 (эксплуатируемая ИП Погониным В.А.). ИП Погонин В.А. в 2014 году не осуществлял перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки иных хозяйствующих субъектов. На специализированной стоянке ИП Погонина В.А. не осуществлялось хранение задержанных транспортных средств, перемещенных иными лицами.
По информации, полученной от УМВД России по Ивановской области и от ИП Морковкиной С.А., в 2014 году ИП Морковкина С.А. осуществляла перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку в пределах границ Ивановской области: Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново, на специализированные стоянки, расположенные по адресу:
- г. Иваново, ул. Лагерная, д.1 (эксплуатируемая ИП Морковкиной С.А.);
- г. Кохма, ул. Владимирская, д.31 (эксплуатируемая ИП Кинаревой Л.В.).
Хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, эксплуатируемой ИП Морковкиной С.А., перемещение которых осуществлялось иными лицами, не производилось.
В соответствии со статьей 3 Закона Ивановской области N 66-ОЗ перемещение задержанного транспортного средства осуществляется на ближайшую специализированную стоянку, имеющую свободное место для хранения задержанного транспортного средства, с использованием соответствующего эвакуатора, наиболее близко расположенного к месту задержания транспортного средства.
Таким образом, с учетом решения уполномоченного лица и необходимостью перемещения задержанного транспортного средства, ближайшим к месту задержания эвакуатором на ближайшую от места задержания специализированную стоянку, услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств осуществляются в строго ограниченных территориях, обусловленных наибольшей близостью нахождения эвакуатора и специализированной стоянки к месту задержания транспортного средства.
На территориях других муниципальных образований Ивановской области в 2014 году ИП Морковкина С.А. рассматриваемые услуги не оказывала.
Географические границы товарного рынка определены: Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново, Ивановской области.
В 2014 году в соответствии с Распоряжением Комитета N54-р и на основании проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке в продуктовых границах "Услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку" в географических границах "Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново, Ивановской области" действовал единственный хозяйствующий субъект - ИП Морковкина С.А.
В соответствии с п.5.5 Порядка N220 покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются лица (представители лица), возмещающие расходы на перемещение и хранение транспортных средств, совершившие административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ на территориях муниципальных образований Ивановской области, подведомственных Межмуниципальному отделу МВД России "Ивановский" и УМВД по г. Иваново.
Объем товарного рынка и доля хозяйствующего субъекта определялись на основании сведений об объеме продаж (количество оказанных услуг) в натуральном выражении, т.е. количество перемещенных задержанных транспортных средств на специализированную стоянку.
В 2014 году объем товарного рынка - 2152 единицы перемещенных задержанных транспортных средств. Доля ИП Морковкиной С.А. составляла 100%.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
- доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В 2014 году доля Ответчика превышала 50%.
Комиссия не усмотрела оснований и ИП Морковкина С.А. не представила в антимонопольный орган доказательства того, что положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке "Услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку" в географических границах "Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново, Ивановской области" не может быть признано доминирующим.
Таким образом, ИП Морковкина С.А., занимая доминирующее положение на товарном рынке "Услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку" в географических границах "Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново, Ивановской области", понудила Заявителей сверх установленного Постановлением РСТ от 25.07.2013 N552 размера оплаты расходов на перемещение задержанных транспортных средств уплатить непредусмотренную действующим законодательством сумму денежных средств.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление ВАС N 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены ст.17, 34 Конституции Российской Федерации.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (п. 4 Постановления ВАС N 30).
Действия Ответчика по взиманию с "К.В.Д." и "Р.Н.В." денежных средств, в размерах, превышающих установленный Постановлением РСТ от 25.07.2013 N552 размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства, ущемляют интересы Заявителей.
Таким образом, ИП Морковкина С.А допустила нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования).
Основания для прекращения рассмотрения дела N 02-10/2015-005 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу ст. 48 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Руководствуясь пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N345, признать доминирующее положение ИП Морковкиной С.А. в 2014 г. на товарном рынке в продуктовых границах "услуга по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку" в географических границах "Ивановский район, Лежневский район, г. Кохма, г. Иваново, Ивановской области".
2. Признать действия ИП Морковкиной С.А. 13.07.2014 по взиманию денежных средств с "К.В.Д." за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку в нарушение установленного Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25.07.2013 N552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке" размера оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Признать действия ИП Морковкиной С.А. 15.12.2014 по взиманию денежных средств с "Р.Н.В." за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку в нарушение установленного Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25.07.2013 N552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке" размера оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Основания для прекращения дела N02-10/2015-005 в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствуют.
5. В связи с завершенным характером нарушения антимонопольного законодательства предписание об устранении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ИП Морковкиной С.А. не выдавать.
6. Передать уполномоченному лицу Ивановского УФАС России материалы дела N02-10/2015-005 для решения вопроса о возбуждении дел в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 24 июля 2015 г. N 02-10/2015-005
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016