Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 23 июля 2015 г. N 04-48/18-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в присутствии представителей:
- Заказчика - МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области, без участия иных представителей, извещенных надлежащим образом,
рассмотрела жалобу ИП Мазуткина Константина Вячеславовича от 14.07.2015 (вх. N 01/1869) на действия заказчика - МУП "Комэнерго" Хасынского района, при проведении запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - МО поселок Талая Хасынского района Магаданской области на 2 полугодие 2015 года, (реестровый номер извещения 31502541547).
Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru/.
Заявитель указал, что заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) разработано и опубликовано Извещение и Документация о закупке, а именно:
1) Пункт 15.1.14 Положения о закупках устанавливает, что закупка в форме запроса предложений может осуществляться, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 3 млн. рублей, а в случае если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей - 5 млн. рублей. В п. 11 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора составляет 4 026 645 рублей, то есть цена договора данной закупки, превышает цену договора, установленную Положением.
2) В п. 14 "Требования к автотранспорту" Приложение N 3 к Техническому заданию и в п. 14 "Требования к автотранспорту" Приложение N 1 к договору установлено требование о наличии у участника закупки транспорта автоцистерна-термос, что, по мнению Заявителя, ограничивает круг участников закупки.
3) П.п. 2.3, п. 14 закупочной документации "Критерии и порядок оценки на участие в запросе предложений" устанавливает, что обеспеченность кадровыми ресурсами подтверждается выпиской из штатного расписания с замещением, не менее 5 водителей.
4) В п.п. 2.2, п. 14 закупочной документации "Критерии и порядок оценки на участие в запросе предложений" установлено, что наличие деловой репутации подтверждается не менее чем двумя отзывами и другими доказательствами, по мнения Заявителя, требования указанные в п.п.2.2 и 2.3 п.14 закупочной документации ограничивают количество участников закупки.
5) Закупка реестровый номер извещения 31502541547, не внесена в годовой план закупок МУП "Комэнерго".
6) В п. 17 Информационной карты "Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, значимость таких критериев" установлены следующие весовые коэффициенты для каждого критерия:
- ценовой - 25%;
- неценовой - 75%.
В п. 15. 4 Положения установлено, что критерии выбора поставщика могут различаться в зависимости от способа закупки, при этом соотношение ценовых критериев должно быть следующим:
- при закупках товаров, работ: ценовые критерии - не менее 50%;
- при закупках услуг ценовые критерии: не менее 40 %.
На основании изложенного Заявитель полагает, что Заказчиком с нарушением норм действующего законодательства разработано и опубликовано Извещение и Документация о закупке. Установленные в закупочной документации требования, ограничивают круг участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России, установила:
1. 07.07.2015 Заказчиком - МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - МО поселок Талая Хасынского района Магаданской области на 2 полугодие 2015 года, (реестровый номер извещения 31502541547).
Начальная (максимальная) цена договора: 4 026 645 (четыре миллиона двадцать шесть тысяч шестьсот сорок пять рублей) 00 копеек, без учета НДС 18%.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках).
Согласно ч. 5 ст.4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В соответствии с ч. 8 ст.4 Закона о закупках, извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Из представленных Заказчиком документов установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области (далее - Положение) введено в действие Приказом директора МУП "Комэнерго" N 231 от 22.06.2015 г.
Вышеуказанным Положением, предусмотрен такой вид закупки, как запрос предложений.
Пункт 15.1.14 Положения о закупках устанавливает, что отбор поставщика в форме запроса предложений может осуществляться, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 3 млн. рублей, а в случае если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей - 5 млн. рублей.
В п. 11 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора составляет 4 026 645 рублей, то есть цена договора данной закупки, превышает цену договора, установленную Положением.
Таким образом, Заказчиком неправильно определен способ закупки в форме - запроса предложений, начальная (максимальная) цена договора данной закупки, превышает цену договора, установленную в Положении МУП "Комэнерго", что нарушает порядок проведения закупки и является нарушением п. 15.1.14 Положения.
2. В п. 14 "Требования к автотранспорту" Приложение N 3 к Техническому заданию и в п. 14 "Требования к автотранспорту" Приложение N 1 к договору установлено требование о наличии у участника закупки транспорта автоцистерна-термос.
Согласно ГОСТу 1510-84, транспортирование наливом нефтяного топлива (мазут марки М-100, 3 вид, ГОСТ 10585-99) осуществляется автоцистерной. Понятие транспорта автоцистерна-термос в автомобильной механизации отсутствует.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, установление требования о наличии у участника закупки транспорта автоцистерна-термос, является нарушением п.2 ч.1 ст.3 и п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
3. Согласно закупочной документации в п.п. 2.2 и 2.3 п.14 "Критерии и порядок оценки на участие в запросе предложений" установлены следующие критерии оценки заявок:
- обеспеченность кадровыми ресурсами подтверждается выпиской из штатного расписания с замещением не менее 5 водителей;
- наличие деловой репутации подтверждается не менее чем двумя отзывами и другими доказательствами.
В соответствии с ч. 6 ст.3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения определенные Положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п. 15.3 Положения критериями оценки заявок на участие в закупке могут быть:
- цена договора, цена единицы товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики товара, работ, услуг;
- квалификация участников закупки, в том числе (наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация; обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или качество);
- срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- порядок оплаты;
- сроки предоставляемых гарантий качества.
Понятие "квалификация участника", как критерия оценки отсутствует в Законе о закупках. В соответствии с п. 4, ч. 4, ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в квалификацию участника закупки входит: наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании
оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Законом о закупках, подзаконными актами не установлено специальных требований или ограничений для установления критериев оценки в документации о закупке.
Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России, приходит к выводу, что установление в документации о закупке критериев оценки заявок:
-обеспеченность кадровыми ресурсами подтверждается выпиской из штатного расписания с замещением, не менее 5 водителей;
- наличие деловой репутации подтверждается не менее чем двумя отзывами и другими доказательствами, является правомерным и не противоречит действующему законодательству о закупках.
4. Закупка в форме запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - МО поселок Талая Хасынского района Магаданской области на 2 полугодие 2015 года, (реестровый номер извещения 31502541547) не внесена в годовой План закупок МУП "Комэнерго".
В соответствии с п. 2 и п. 5 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
Согласно п.п. 8.3 Положения, проведение закупок осуществляется в соответствии с Планом закупок. Не допускается проведение закупок без включения соответствующей закупки в План закупок.
Таким образом, проведение закупки способом запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - МО поселок Талая Хасынского района Магаданской области на 2 полугодие 2015 года, (реестровый номер извещения 31502541547), не включенной в годовой План закупок, является нарушением п.п. 8.3 Положения о закупках МУП "Комэнерго".
5. В п. 17 Информационной карты "Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, значимость таких критериев" установлены следующие весовые коэффициенты для каждого критерия:
- ценовой - 25%;
- неценовой - 75%.
В соответствии с п. п. 11, 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения определенные Положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В п. 15. 4 Положения установлено, что критерии выбора поставщика могут различаться в зависимости от способа закупки, при этом соотношение ценовых критериев должно быть следующим:
- при закупках товаров, работ: ценовые критерии - не менее 50%;
- при закупках услуг ценовые критерии: не менее 40 %.
Учитывая, что в Информационной карте и Положении МУП "Комэнерго", указаны разные весовые коэффициенты критериев оценки (в Положении установлено, что ценовые критерии должны быть не менее 40%, а в Информационной карте ценовой критерий -25%) невозможно сделать однозначный вывод о значимости данных критериев.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 15. 4 Положения о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Магаданского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц решила:
1. Признать жалобу ИП Мазуткина Константина Вячеславовича от 14.07.2015 (N вх. N 01/1869) на действия заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области, при проведении запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - МО поселок Талая Хасынского района Магаданской обл. на 2 полугодие 2015 года, (реестровый номер извещения 31502541547) обоснованной в части доводов о:
- неверно выбранном способе закупки;
- неправомерном требовании о наличии у участника закупки транспорта автоцистерна - термос, установленном в п. 14 Приложение N 3 "Техническое задание" и в п. 14 Приложение N 1 к Договору;
- невнесении закупки (реестровый номер извещения 31502541547) в годовой План закупок МУП "Комэнерго";
- несоответствии весовых коэффициентов критериев оценки, установленным в п. 17 Информационной карты, весовым коэффициентам критериев оценки, установленным в Положении МУП "Комэнерго".
2. Признать Заказчика - МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области нарушившим порядок организации и проведения запроса предложений, выразившегося в нарушении ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и п.п. 8.3, 15.4 Положения МУП "Комэнерго".
3. Выдать Заказчику - МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области Предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N___
по делу N 04-48/18-2015
"23" июля 2015 г. г. Магадан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, на основании решения Комиссии Магаданского УФАС России от 23 июля 2015 года по делу N 04-48/18-2015, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ИП Мазуткина Константина Вячеславовича на действия заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области, при проведении закупки в форме запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - МО поселок Талая Хасынского района Магаданской области на 2 полугодие 2015 года, (реестровый номер извещения 31502541547), руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Поданные заявки на участие в запросе предложений "На право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) - МО поселок Талая Хасынского района Магаданской области на 2 полугодие 2015 года, (реестровый номер извещения 31502541547), вернуть участникам с уведомлением о прекращении действия данной заявки.
2. Заказчику закупки - МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области устранить нарушения Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, путем аннулирования закупки (реестровый номер извещения 31502541547 ).
3. Предписание должно быть исполнено в срок не позднее "31" июля 2015 г.
4. Представить в Магаданское УФАС России в срок не позднее "03" августа 2015 г. письменное подтверждение исполнения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 23 июля 2015 г. N 04-48/18-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016