Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 23 июня 2015 г. N 3/2015
Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2015
Полный текст решения изготовлен 23.06.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
<_> - заместитель начальника отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 3/2015 по признакам нарушения ОАО "НЭСК - электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В Краснодарское УФАС России поступило обращение <_> (<_>) (далее - Заявитель) на бездействие ОАО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившееся в отказе в переоформлении технической документации на объект - ТП 415, а также подтверждении существующей мощности на ТП-415.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.09.2009, <_> является собственником нежилого строения - котельная, расположенная по адресу: <_>
18.12.2013 <_> обратилась в адрес ОАО "НЭСК-электросети" с соответствующим заявлением (вх. ОАО "НЭСК-электросети" N 1939 ССЮ) на переоформление технической документации на объект - ТП-415, а также подтверждение разрешенной мощности.
Письмом от 06.08.2014 N 38НС-04/5026 ОАО "НЭСК-электросети" отказало в предоставлении <_> переоформленных документов.
В дальнейшем в ходе состоявшейся переписки между <_> и ОАО "НЭСК-элктросети" по вопросу переоформления технической документации на объект - ТП-415, а также подтверждения разрешенной мощности, Сетевая организация не осуществила действия по переоформлению технической документации на объект - ТП-415.
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, а также возбуждения дела, документов о переоформлении технической документации на объект - ТП 415, а также подтверждении существующей мощности на ТП-415 в адрес Коломиец Н.П. не представлено.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
ОАО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ОАО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 21.01.2015 N 11 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ОАО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 3/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 3/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.02.2015, назначена дата рассмотрения дела - 05.03.2015.
05.03.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель <_> - <_> (доверенность от 03.07.2013).
ОАО "НЭСК-электросети" своего представителя на заседание Комиссии не направило, уведомлено надлежащим образом. ОАО "НЭСК-электросети" направило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
На заседании в связи с удовлетворением ходатайства ОАО "НЭСК-электросети" об отложении рассмотрения дела N 3/2015, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Датой рассмотрения назначено 07.04.2015.
07.04.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "НЭСК-электросети" - <_> (доверенность <_>); представитель <> - <_> (доверенность от 03.07.2013).
07.04.2014 на заседании Комиссии объявлен перерыв до 13.04.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу N 3/2015.
13.04.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "НЭСК-электросети" - <_> (доверенность <_>); представитель <_> - <_> (доверенность от 03.07.2013).
13.04.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу N 3/2015 Комиссией вынесено определение об отложение рассмотрения дела на 29.04.2015.
29.04.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "НЭСК-электросети" - <_> (доверенность <_>); представитель <_> - <_> (доверенность от 03.07.2013).
На заседании Комиссии вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела N 3/2015 до 04.08.2015, а также определение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу. Датой рассмотрения назначено 09.06.2015.
09.06.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "НЭСК-электросети" - <_> (доверенность от <_>); представитель <_> - <_> (доверенность от 03.07.2013).
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 3/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.09.2009, <_> является собственником нежилого строения - котельная, расположенная по адресу: <_>
18.12.2013 <_> обратилась в адрес ОАО "НЭСК-электросети" с соответствующим заявлением (вх. ОАО "НЭСК-электросети" N 1939 ССЮ) на переоформление технической документации на объект - ТП-415, а также подтверждение разрешенной мощности.
Письмом от 06.08.2014 N 38НС-04/5026 ОАО "НЭСК-электросети" отказало в предоставлении представило <_> переоформленных документов.
В дальнейшем в ходе состоявшейся переписки между <_> и ОАО "НЭСК-элктросети" по вопросу переоформления технической документации на объект - ТП-415, а также подтверждения разрешенной мощности, Сетевая организация не осуществила действия по переоформлению технической документации на объект - ТП-415.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 57 Правил N 861, восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).
Согласно п. 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.
При отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в" "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):
а) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов;
Условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и иных документах о технологическом присоединении должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении (п. 75 Правил N 861).
В случае если на основании сведений, содержащихся в имеющихся документах о технологическом присоединении или документах, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 62 настоящих Правил, не представляется возможным определить величину максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, при этом в таких документах величина мощности указана в мегавольт-амперах, сетевая организация в новых документах о технологическом присоединении указывает величину максимальной мощности в киловаттах (п. 76 Правил N 861).
Перерасчет величины максимальной мощности осуществляется сетевой организацией исходя из величины мощности энергопринимающих устройств заявителя, указанной в мегавольт-амперах в имеющихся у заявителя документах о технологическом присоединении, и коэффициента соотношения потребления активной и реактивной мощности (коэффициента реактивной мощности).
В случае отсутствия в документах о технологическом присоединении информации о коэффициенте соотношения потребления активной и реактивной мощности для расчета величины максимальной мощности в киловаттах применяются следующие коэффициенты:
0,35 - для точек присоединения напряжением менее 6 кВ;
0,4 - для точек присоединения напряжением 6 кВ и выше;
0,5 - для точек присоединения напряжением 110 кВ и выше.
В случае отсутствия у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, документов о технологическом присоединении, а также в случае, если в таких документах не указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в рамках границ балансовой принадлежности с указанием величины максимальной мощности для каждой точки присоединения в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании потребителю, а если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, то величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств. В отношении таких лиц сетевая организация определяет величину максимальной мощности по выбору лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов:
а) исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет. По согласованию сторон допускается использование таких замеров в дни, отличные от летнего и зимнего контрольного замерного дня;
б) исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года, либо, в случае если с момента технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии) прошло менее 3 лет, - с момента осуществления технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии), в следующем порядке:
при наличии показаний интервальных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - исходя из их показаний в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
при наличии показаний интегральных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, для случая наличия показаний интегральных контрольных приборов учета без ограничения на величину максимальной мощности соответствующих почасовых значений;
при отсутствии показаний интервальных и интегральных расчетных приборов учета электрической энергии - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета (п. 77 Правил N 861).
Таким образом, в установленные законодательством сроки, а также сроки определенные Правилами N 861, Сетевая организация не исполнила обязательства по переоформлению технической документации на объект - ТП 415, а также подтверждению существующей мощности на ТП-415.
На основании вышеизложенного, в действиях ОАО "НЭСК-электросети" ущемляющих интересы <_> установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в отказе в переоформлении технической документации на объект - ТП415, а также подтверждения существующей мощности, в порядке и сроки, определенные разделом VIII Правил технологического присоединения N 861.
В ходе рассмотрения дела 3/2015 ОАО "НЭСК-электросети" представлены материалы, подтверждающие исполнение обязательств со стороны ОАО "НЭСК-электросети" путем направления в адрес <_> письмом от 21.04.2015 N 38НС-24/2422 согласованных и подписанных со стороны ОАО "НЭСК-электросети" акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по ТП-415, с указанием существующей нагрузки.
Данные обстоятельства рассмотрены Комиссией по делу N 3/2015 и действия Сетевой организации свидетельствуют о добровольном устранении нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В свою очередь, на заседании Комиссии по делу, Заявителем выражено несогласие с действиями ОАО "НЭСК-электросети" по определению в согласованных и подписанных со стороны ОАО "НЭСК-электросети" актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по ТП-415 нагрузки в объеме 13 кВт.
Согласно требованиям статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 5 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Так в частности, возникший спор между ОАО "НЭСК-электросети" и <_> по вопросу определения существующей мощности (нагрузки) на объекте - ТП-415 является гражданско-правовым и не подпадает под регулирование норм антимонопольного законодательства.
Указанные споры, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат разрешению в судебном порядке.
Таким образом, в действиях ОАО "НЭСК-электросети", связанных с определением мощности на ТП-415 в размере 13 кВт, не установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать в действиях ОАО "НЭСК-электросети" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов <_> путем отказа в переоформлении технической документации на объект - ТП-415, а также подтверждении существующей мощности в порядке и сроки, определенные разделом VIII Правил технологического присоединения N 861.
Прекратить рассмотрение дела N 3/2015 ввиду добровольного устранения ОАО "НЭСК-электросети" нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части отказа в переоформлении технической документации на объект - ТП-415, а также подтверждении существующей мощности в порядке и сроки, определенные разделом VIII Правил технологического присоединения N 861.
Прекратить рассмотрение дела N 3/2015, в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых действиях ОАО "НЭСК-электросети", в части определения мощности на ТП-415 в размере 13 кВт.
Передать материалы дела N 3/2015 по факту нарушения ОАО "НЭСК-электросети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 июня 2015 г. N 3/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016