Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 22 ноября 2013 г. N 3-01/27-2013
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2013 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Горячева М.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/27-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ООО "Норд-Вест" (г. Пенза, ул. Богданова, 38, оф.1, ИНН 5837025916) по факту распространения в газете "Курьер" от 20 сентября 2013 года N37 (551) стр. 7 рекламы о проведении акции содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генерального директора ООО "Норд-Вест" <_> установила:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы установлено следующее:
В газете "Курьер" от 20 сентября 2013 года N37 (551) стр. 7 размещена реклама пластиковых окон, остекления балконов и лоджий.
В рекламе содержится информация о том, что проводится акция "балконы и лоджии от 14 000 руб.", однако сроки и условия данной акции отсутствуют.
Пензенским УФАС России определением от 28.10.2013 по факту распространения рекламы о проведении акции, размещенной в газете "Курьер" от 20 сентября 2013 года N37 (551) стр. 7, возбуждено дело N 3-01/27-2013 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Норд-Вест".
В письменных пояснениях ООО "Норд-Вест", а также на рассмотрении дела 21.11.2013 генеральным директором общества пояснено, что данное нарушение допущено в связи с незнанием законодательства о рекламе. Пояснил, что акция от 14 000 рублей, указанная в рекламе, действует при условии установки рамы без отлива, без подоконника, без козырька, без москитной сетки, с предоплатой 50%, без рассрочки.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
Реклама, размещенная в газете "Курьер" от 20 сентября 2013 года N37 (551) стр. 7, имеет следующее содержание: "Пластиковые окна. Остекление балконов и лоджий. АКЦИЯ! Балконы и лоджии от 14000 руб. Спецпредложение!!! Внутренняя отделка: балконов, лоджий панелями ПВХ, МДФ. Ул. <_> оф. <_> тел. <_>".
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация с текстом: "Пластиковые окна. Остекление балконов и лоджий. АКЦИЯ! Балконы и лоджии от 14000 руб. Спецпредложение!!! Внутренняя отделка: балконов, лоджий панелями ПВХ, МДФ. Ул. <_> оф.1<_> тел. <_>" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в газете, преследует строго заданные цели информирования: продвижение оказываемых услуг (пластиковые окна, остекление балконов и лоджий), призвана формировать и поддерживать интерес к проводимой акции.
В рекламе содержится информация о том, что проводится акция "балконы и лоджии от 14 000 руб.", однако сроки и условия данной акции отсутствуют.
Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше, путем рекламирования заманчивых предложений. В данном случае по проведению акции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что акция "балконы и лоджии от 14 000 руб." действует с 01.05.2013 по 01.01.2014 при условии установки рамы без отлива, без подоконника, без козырька, без москитной сетки, с предоплатой 50%, без рассрочки.
Информация "АКЦИЯ! балконы и лоджии от 14 000 руб." без указания условий данной акции, при которых возможна остекление балконов и лоджий, а также сроков проведения данной акции может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно проведения данной акции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа приведенной нормы следует, что указание точных сроков и условий проведения акции является одной из гарантий информационного права потребителей.
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанная рекламная информация, размещенная в газете "Курьер" содержит предложение, направленное на привлечение внимания потенциальных покупателей, заинтересованных в покупке рекламируемых товаров на выгодных условиях, то есть по акции от 14 000 руб., однако в предложении нет существенной информации - указание точных сроков и условий действия данной акции.
В случае отсутствия определенных сроков действия акции необходимо об этом указать в рекламе: определенный период или его постоянство, так как не указание данного срока вводит потребителей в заблуждение относительно срока, когда такой акцией можно воспользоваться.
Отсутствие в рекламе сведений о сроке и условиях проведения акции является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", если рекламная акция носит не постоянный, а временный характер, а отсутствие такой существенной информации о сроке ее проведения искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно наличия у них неограниченного во времени права на акцию в случае выполнения условий акции.
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Норд-Вест" нарушило требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Норд-Вест" (г. Пенза, ул. Богданова 38 оф.1, ИНН 5837025916), что подтверждается договором от 09.01.2013 N 35 на оказание услуг по размещению рекламных материалов в газете "Курьер" с ООО "Курьер".
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующее содержание: "Пластиковые окна. Остекление балконов и лоджий. АКЦИЯ! Балконы и лоджии от 14000 руб. Спецпредложение!!! Внутренняя отделка: балконов, лоджий панелями ПВХ, МДФ. Ул. <_> оф. <_> тел. <_>", размещенную в газете "Курьер" от 20 сентября 2013 года N37 (551) стр. 7, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Норд-Вест" (г. Пенза, ул. Богданова, 38, оф.1, ИНН 5837025916) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 ноября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 22 ноября 2013 г. N 3-01/27-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016