Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 20 июля 2015 г. N 1-00-1153/77-15
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "ТАЛАРИИ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "ОАК" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации деловых поездок президента ПАО "ОАК" (реестровый N 31502413458) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критериям "Квалификация участника закупки", "Объем соответствия требованиям технического задания".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 10.06.2015 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок - 29.05.2015. Подведение итогов - 09.06.2015.
Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам заказчика по рассмотрению заявок и подведению итогов Закупки от 09.06.2015 N 518509 заявке Заявителя по лоту N 1 присвоено 3 место (0,51 балл), по лоту N 2 - 2 место (0,59 баллов). Победителем по лоту N 1 признано ООО "Сервис 007" (0,55 баллов), по лоту N 2 - ООО "ТРАНСТУРТРЕВЕЛ" (0,63 балла).
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 17 информационной карты Закупочной документации критерии оценки и сопоставления заявок участников Закупки:
Цена за единицу продукции (услуги).
Квалификация Участника закупки при оказании услуг:
2.1. опыт выполнения аналогичных договоров;
2.2. членство в Российской Ассоциации агентств. делового туризма (BTAA);
3. Объем соответствия требованиям технического задания.
Разделом 6 Закупочной документации определен порядок оценки и сопоставления заявок:
1. Цена за единицу продукции (услуги).
Рейтинг, присуждаемый i-й Заявке по критерию "цена договора", определяется по формуле:
Цmin
R ai = _____________ х k1
Цi
где: Rаi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Цmin - минимальная цена предложенная участником;
Цi - предложение, содержащееся в i-й заявке оцениваемого участника;
K 1 - значимость критерия.
2. Квалификация Участника закупки при оказании услуг:
2.1. опыт выполнения аналогичных договоров;
Для оценки Заявок по критерию "опыт выполнения аналогичных договоров" каждой Заявке выставляется значение от 0 до 1. Рейтинг, присуждаемый i-й Заявке по указанному критерию "опыт выполнения аналогичных договоров", определяется по формуле:
Rdi = Di х k2.1.
где: Rdi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Di - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке по критерию "опыт выполнения аналогичных договоров".
k 2.1. - значимость подкритерия критерия.
2.2. членство в Российской Ассоциации агентств. делового туризма (BTAA);
Для оценки Заявок по критерию "членство в Российской Ассоциации агентств делового туризма (BTAA)" каждой Заявке выставляется значение от 0 до 1. Рейтинг, присуждаемый i-й Заявке по указанному критерию "членство в Российской Ассоциации агентств делового туризма (BTAA)", определяется по формуле:
Rfi = Fi х k2.2.
где: Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Fi - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке по критерию "опыт выполнения аналогичных договоров;
k 2.2. - значимость подкритерия критерия.
3. Объем соответствия требованиям технического задания.
Для оценки Заявок по критерию "объем соответствия требованиям технического задания" каждой Заявке выставляется значение от 0 до 1. Рейтинг, присуждаемый i-й Заявке по указанному критерию "объем соответствия требованиям технического задания", определяется по формуле:
Rei = Ei х k3
где: Rei - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Ei - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке по критерию "объем соответствия требованиям технического задания";
k 3- значимость подкритерия критерия.
Кроме того, Заказчиком на заседание Комиссии представлен Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, согласно которому определены значимости указанных выше критериев и подкритериев оценки:
1. Цена за единицу продукции (услуги) - 40%;
2. Квалификация Участника закупки при оказании услуг:
2.1. опыт выполнения аналогичных договоров - 10%;
2.2. членство в Российской Ассоциации агентств. делового туризма (BTAA) - 10%;
3. Объем соответствия требованиям технического задания - 40%.
При этом значимости критериев и подкритериев оценки и сопоставления заявок в Закупочной документации не отражены.
На заседании Комиссия установила, что Закупочная документация не содержит информацию о порядке оценки заявок на участие в Закупке по критериям "Квалификация участника закупки", "Объем соответствия требованиям технического задания", значимость которых составляет 60% (согласно представленным на заседание Комиссии материалам и сведениям), следовательно, определить правомерность определения победителя не представляется возможным.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов по критериям "Квалификация участника закупки", "Объем соответствия требованиям технического задания", установленным в Закупочной документации.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок в Закупочной документации по критериям "Квалификация участника закупки", "Объем соответствия требованиям технического задания" отсутствует, значимости критериев и подкритериев оценки и сопоставления заявок в Закупочной документации не отражены, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.
Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).
Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.
Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности согласно части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
1. ООО "ТАЛАРИИ"
121099, Москва, ул. Новый Арбат,
д. 36/9
2. ПАО "ОАК"
101000, Москва, Уланский пер., д. 22, стр. 1
3. АО "Центр развития экономики"
107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская,
д. 18, стр. 22
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N1-00-1153/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения
20 июля 2015 года г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 20.07.2015 по делу N 1-00-1153/77-15,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО "ОАК" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации деловых поездок президента ПАО "ОАК" (реестровый N 31502413458) (далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет.
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Московского УФАС России от 20.07.2015 по делу N 1-00-1153/77-15.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее чем семь дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 20.08.2015.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.08.2015 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июля 2015 г. N 1-00-1153/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016