Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 26 ноября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
при участии представителя:
Администрации Архиповского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик), а также общества с ограниченной ответственностью "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация, ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов") <_>
от общества с ограниченной ответственностью "МежРегионСнаб" (далее - Заявитель, Общество, ООО "МежРегионСнаб") представители на заседание Комиссии Ивановского УФАС России не явились (доказательство надлежащего уведомления письмо N 07-06/3574 от 15.11.2013), установила:
13 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "МежРегионСнаб" на действия Специализированной организации - ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" и Заказчика - Администрации Архиповского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на пристройку спортивного зала к зданию клуба, расположенного по адресу: Ивановская область, Савинский муниципальный район, с. Архиповка, ул. 1 Кооперативная, д. 6 (извещение N 0133300017513000001) (далее - размещение муниципального заказа).
Заявитель считает, что Заказчиком и Специализированной организацией при размещении муниципального заказа были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы ООО "МежРегионСнаб": 1) документация рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме, размещенная на официальном сайте в сети "Интернет", защищена от функций "поиск", "копирование" и "печать", что не обеспечивает участникам размещения заказа возможности беспрепятственного ознакомления с документацией; 2) п. 23 и п. 50 раздела 2 "Фундаменты" технического задания аукционной документации данного размещения заказа содержат различные требования к размеру анкерных болтов, к выдерживаемой нагрузке и весу, упаковке, также характеристики болтов, по мнению Заявителя, разнятся, в связи с чем, невозможно определить конкретные потребности Заказчика; 3) размещенные Заказчиком в техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме схемы и рисунки не отвечают требованиям, установленным Градостроительным Кодексом РФ и Положению "О составе разделов проектно-сметной документации и требований к их содержанию", утвержденному Постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87; 4) на официальном сайте в сети Интернет Заказчиком не была размещена проектно-сметная документация данного размещения заказа в полном объеме, что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов; 5) п. 3.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме" предусматривает указание в аукционной заявки участниками размещения заказа технических характеристик товара предусмотренных соответствующим ГОСТом, без приведения максимальных и (или) минимальных значений показателей товара и показателей, значения которых не могут изменяться, при этом в качестве приложения к аукционной документации прикреплено большое количество ГОСТов. Данное требование, по мнению Заявителя, необоснованно возлагает на участников дополнительный объем работ при составлении Заявки и тем самым создает препятствие для участия в торгах; 6) в документации об открытом аукционе в электронной форме содержатся каталоги производителей товаров, при этом в техническом задании имеется требование, что в случае представления товара другого производителя, характеристики указанных товаров не могут отличаться от представленных в любом из каталогов в большую или меньшую сторону более, чем на 10 %. По мнению Заявителя, данное требование является незаконным; 7) положение п. 3.2. раздела 1.2 "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме", по мнению Заявителя, содержит незаконное условие о том, что если в составе документации имеется ссылка на применение ГОСТа, который утратил свою силу, участникам размещения заказа разрешено предлагать товар, соответствующий актуальному ГОСТу. Предложения товаров, соответствующих устаревшему ГОСТу, если такой установлен в качестве показателя в документации, не могут быть отклонены; 8) Заявителю не ясно, что требуется указать при заполнении первой части заявки на стр. 248-249 технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме.
Исходя из письменных пояснений Специализированной организации, а также из пояснений представителя Специализированной организации данных на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы, следует, что Заказчик и ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" с доводами жалобы не согласны, так как нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на пристройку спортивного зала к зданию клуба, расположенного по адресу: Ивановская область, Савинский муниципальный район, с. Архиповка, ул. 1 Кооперативная, д.6 допущено не было.
Во-первых, опубликование на официальном сайте документации об открытом аукционе в электронной форме в формате "PDF" с применением Специализированной организацией из соображения безопасности защиты от редактирования и печати не противоречит законодательству РФ. Данная позиция подтверждается актуальной судебной практикой (например, Постановление ФАС Московского округа от 03.07.203 по делу N А40-150359/12-154-144).
Во-вторых, для болтов анкерных существует три ГОСТа: ГОСТ "24379.1-2012 "Болты фундаментные. Конструкция и размеры", ГОСТ 24379.0-2012 "Болты фундаментные. Общие технические условия", ГОСТ Р 54773-2011 "Крепи анкерные. Методы испытаний анкеров". Заказчик не стал выносить все требования данных ГОСТов в положения документации, он только установил нужные ему показатели выдерживаемой нагрузки и веса болта с гайкой. При этом все указанные в техническом задании анкерные болты могут быть использованы при данном типе конструкции.
В-третьих, рисунки и эскизы товаров, приведенные в составе документации об открытом аукционе в электронной форме, призваны исключить двойственное толкование отдельных положений товарной позиции (например, указаны обозначения длины, ширины и т.п.). Более того, указанные рисунки не имеют никакого отношения к проектно-сметной документации.
В-четвертых, проектная документация размещена на официальном сайте в сети Интернет отдельным файлом. Заказчиком опубликована только необходимая для участников размещения заказа информация, в связи с тем, что проектная документация содержит значительное количество рабочих схем и чертежей и разместить ее на официальном сайте в полном объеме не представляется возможным.
В-пятых, довод Заявителя об отсутствии в составе документации максимальных (минимальных) показателей товаров несостоятелен, они приведены в текстах ГОСТов, которые и являются неотъемлемой частью аукционной документации.
В-шестых, несостоятелен довод о невозможности использования каталогов. В документации об открытом аукционе в электронной форме специально выделено правило о допустимых отклонениях показателей конкретного товара из каталога, которое позволяет предложить достаточно широкий спектр товаров заявленного образца.
В-седьмых, относительно довода жалобы об установлении возможности предлагать товар, соответствующий актуальному ГОСТу, указанное правило было введено при возникновении ситуации, когда нормативный документ может быть признан недействующим в период размещения информации о закупке. В данном случае фактически расширяется круг потенциальных участников размещения заказа.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Специализированной организацией документы, заслушав представителя, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
23 октября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N 0133300017513000001 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на пристройку спортивного зала к зданию клуба, расположенного по адресу: Ивановская область, Савинский муниципальный район, с. Архиповка, ул. 1 Кооперативная, д.6.
По первому доводу жалобы Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение "О пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения на официальном сайте в обязательном порядке размещается информация, предусмотренная Законом о размещении заказов, информация об органах, уполномоченных на создание, ведение, развитие и обслуживание официального сайта (уполномоченные органы). На официальном сайте может размещаться также иная информация, имеющая отношение к размещению заказов, за исключением информации, имеющей рекламный характер, а также сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно п. 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 5 Положения информацию на официальном сайте размещают: государственные, муниципальные или иные заказчики; органы, уполномоченные на размещение заказов для заказчиков; специализированные организации, выполняющие функции по размещению заказов; юридические лица, обязанные размещать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 7 Положения указано, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств.
Согласно п. 8 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Иные требования к информации о размещении заказов, форме и порядку ее размещения на официальном сайте в Положении не предусмотрены.
Ивановским УФАС России был осуществлен выход на официальный сайт Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети "Интернет", где было установлено, что документация об аукционе в электронной форме была размещена Специализированной организацией в формате PDF - открытого, распространенного формата, не защищенного и не зашифрованного, позволяющего осуществить ознакомление с его содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Требования об использовании конкретных форматов файлов при размещении информации о размещении заказов на официальном сайте в Законе о размещении заказов и в Положении отсутствуют. Таким образом, выбор того или иного формата для создания и размещения файлов с документацией на официальном сайте является прерогативой Заказчика, Уполномоченного органа либо Специализированной организации.
То обстоятельство, что аукционная документация защищена от "копирования", "поиска" и "печати", не затрудняет просмотр и ознакомление с размещенной информацией. При этом действующим законодательством не установлены обязательные требования к размещению документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте таким образом, чтобы любой участник размещения заказа имел возможность скопировать документацию об открытом аукционе в электронной форме.
Доказательств того, что данные обстоятельства привели к какому-либо ограничению прав участников размещения заказа, представлено и установлено не было.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России первый довод жалобы Общества признает необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов аукционная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация, об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.
На основании п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация, об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На основании данной нормы закона Заказчик установил различные требования к техническим, функциональным, качественным и другим характеристикам предполагаемых к использованию при выполнении работ товаров.
Согласно п. 1.4.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме" место, условия, выполнения работ указаны в Информационной карте открытого аукциона в электронной форме и части II "Техническая часть" документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с п. 5 раздела 1.3. "Информационные карты открытого аукциона в электронной форме" подрядчик должен выполнить работы качественно, в установленные сроки, в соответствии с техническим заданием.
При обозрении Комиссией Ивановского УФАС п. 23 и п. 50 раздела 2 "фундаменты" технического задания было установлено, что для выполнения работы при бетонировании со связями из арматуры требуется установка анкерных болтов, для которых, в зависимости от размера, Заказчиком установлены требования к выдерживаемой нагрузке и весу болта (диаметру сверла, максимальной толщине закрепляемого материала, диаметру резьбы, нагрузки на выравнивание, весу анкера), а также требования к упаковке болтов.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, все указанные в техническом задании аукционной документации анкерные болты могут быть использованы при данном типе конструкции и выполнении указанных работ.
Кроме этого, Заявителем в жалобе не приведено ни одного доказательства того, что данное требование является по каким-либо причинам незаконным.
Таким образом, второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.
При обозрении Комиссией Ивановского УФАС аукционной документации данного размещения заказа установлено, что в техническом задании действительно содержатся различные изображения и рисунки. Например, на стр. 367 технического задания имеется изображение винта для крепления сэндвич панелей.
Комиссия Ивановского УФАС Росси считает, что содержание в аукционной документации эскиза, рисунка, фотографии, иного изображения товара, на поставку которого размещается заказ, не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
Относительно четвертого довода жалобы. Согласно разделу 1.3 "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме "работы должны быть выполнены в полном объеме и в сроки, в полном соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к извещению), условиями проекта муниципального контракта_ Результаты работы должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.)".
В техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме отражается объём работ, их качественные, количественные, технические характеристики, полный перечень основных данных и требований к их составу и содержанию, а также все значения показателей материалов (товаров), используемых при выполнении работ.
Таким образом, при размещении заказа была опубликована достаточная информация, позволяющая потенциальным участникам размещения заказа достоверно определить существующую потребность Заказчика в работах, их объёме, а также требования предъявляемые Заказчиком к результатам работ.
Заказчиком не было установлено требований к предоставлению показателей материалов, указанных в проектной документации.
Таким образом, довод Заявителя относительно неопубликования на официальном сайте проектной документации является необоснованным.
Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 3.2.2 раздела 3.2 "Требования к содержанию документов входящих в состав заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" данного размещения заказа, в случае указания в составе технической части требования соответствия используемого товара ГОСТу (нормативному документу, имеющему другое наименование), который представлен в составе технического задания в качестве приложения, участник размещения заказа обязан указать все конкретные показатели данного товара с использованием не только технической части документации об открытом аукционе в электронной форме, но и соответствующего ГОСта. Таким образом, в составе первой части заявки указание конкретного показателя, выраженного в соответствующем ГОСТе альтернативными величинами является обязательным, а отсутствие подобного указания означает, что участник не выражает своего полного и безоговорочного согласия с условиями настоящей документации об аукционе.
При обозрении Комиссией Ивановского УФАС России аукционной документации данного размещения заказа было установлено, например, по позиции 347 раздела 1 "Земляные работы" технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме, Заказчиком установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование работ и затрат, единица измерения |
Количество |
347 |
Трубы стальные квадратные из стали марки ст1-3сп/пс размером 40х40 мм, толщина стенки 3 мм в соответствии с международным стандартом ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 14.04.1982 г. N1529) (т) |
0,0624 |
При обозрении Комиссией Ивановского УФАС приложения к аукционной документации установлено, что в ней содержится ссылка на ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент", в соответствии с которым у указанных труб имеются различные требования, например, к толщине стенки, площади сечения, массе, зависящие от наружного диаметра трубы. Таким образом, у участника размещения заказа имеется возможность указать все конкретные показатели данного товара с использованием не только технической части документации об открытом аукционе в электронной форме, но и соответствующего ГОСТа.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС признает пятый довод жалобы необоснованным.
Шестой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАс признает необоснованным в виду следующего.
В соответствии с п. 3.2.2 раздела 3.2 "Требования к содержанию документов входящих состав на участие в открытом аукционе в электронной форме" данного размещения заказа в случае опубликования в составе документации (в качестве приложения) каких либо каталогов производителей товаров, считать показатели данных товаров, изложенных в каталогах - показателями эквивалентности для товаров иного товарного знака, при этом непосредственно одноименные товары различных производителей, установленные в каталогах, необходимо считать эквивалентными между собой.
При этом, в техническом задании указано, что в случае предложения участником размещения заказа товаров с товарным знаком, описание которых не установлено в приложении 5 (например, каталог продукции GERESIT), ему надлежит руководствоваться параметрами эквивалентности следующего порядка: измеряемые характеристики товара не могут отличаться от представленных в любом из каталогов аналогичных характеристик в большую или меньшую сторону более, чем на 10 %.
Принимая во внимание пояснения представителя Заказчика, данные на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по указанному вопросу, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что данное требование установленное Заказчиком, не противоречит требованиям Закона о размещении заказов. Кроме того, запросов на разъяснение положений документации участниками размещения заказа подано не было.
Относительно седьмого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 3.2.2 раздела 3.2 "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" данного размещения заказа в случае, если в составе документации имеется ссылка на применение ГОСТа, который по каким-либо причинам утратил свою силу, участникам размещения заказа разрешено предлагать использование товаров, соответствующих актуальному (действующему на момент подачи заявки) ГОСТу. Предложение товаров, соответствующих устаревшему ГОСТу, если такой предложен в качестве показателя в документации об аукционе, не может быть отклонено.
Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав документацию об открытом аукционе в электронной форме данного размещения заказа, приходит к выводу, что данное требование не противоречит Закону о размещении Заказов.
Более того, если на момент подачи аукционной заявки участником размещения заказа были указанны технические (качественные) характеристики товаров, установленные в техническом задании для ГОСТа, утратившего свою юридическую силу, то заявка такого участника действительно не может быть отклонена.
Что касается восьмого довода жалобы, относительно требований, установленных Заказчиком на страницах 248-249 технического задания, Заявителем в жалобе не конкретизировано, какое именно положение ему не понятно и какая норма закона нарушена. Таким образом, Комиссией Ивановского УФАС России принято решение оставить данный довод жалобы без рассмотрения.
Кроме этого, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Заявитель не направлял в адрес Заказчика каких-либо запросов на разъяснения положений документации; заявку на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме не подавал; на заседание Комиссии Ивановского УФАС России не явился, что свидетельствует о его недобросовестности и незаинтересованности в результатах рассмотрения данной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "МежРегионСнаб" на действия Специализированной организации - ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" и Заказчика - Администрации Архиповского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на пристройку спортивного зала к зданию клуба, расположенного по адресу: Ивановская область, Савинский муниципальный район, с. Архиповка, ул. 1 Кооперативная, д. 6 необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 26 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016