Резолютивная часть решения оглашена "12" ноября 2013 г. г. Кемерово
В полном объеме решение изготовлено "26" ноября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Кухарской Н.Е. - руководителя управления.
|
Членов комиссии: |
Наумовой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Патрикеева К.А. - главного специалиста-эксперта отдела судебной и правовой работы; |
|
Гилевой И.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Казагашевой К.В. - специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
при участии:
<___> - представителя МУП "Управление Муниципальных сетей" (по доверенности),
рассмотрев дело N 62/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием Калтанского городского округа "Управление муниципальных сетей" (652740, Кемеровская область, г. Калтан, пер. Комсомольский, 7/1; ИНН 4222013569) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
29.05.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило поручение Прокуратуры Кемеровской области по вопросу рассмотрения заявления <___> проживающего по адресу: г. Калтан, <___> о наличии в действиях муниципального унитарного предприятия Калтанского городского округа "Управление муниципальных сетей" (далее - МУП "УМС") признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению заявителя, нарушение со стороны МУП "УМС" выразилось в неправомерном применении нормативов потребления за холодную воду, установленных для соседнего города (г. Осинники) при начислении платы за коммунальные услуги жителям частного сектора г. Калтан.
02.07.2013 г. приказом Кемеровского УФАС России N 189 возбуждено дело N 62/А-10-2013 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием Калтанского городского округа "Управление муниципальных сетей" (652740, Кемеровская область, г. Калтан, пер. Комсомольский, 7/1; ИНН 4222013569) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном применении при расчете платы гражданам за холодное водоснабжение нормативов, неутвержденных Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 N 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
Определением от 05.07.2013 г. рассмотрение дела N 62/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08 августа 2013 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП "УМС", <___> СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
Уведомлением о переносе даты и времени рассмотрения дела от 30.07.2013 г. рассмотрение дела N 62/А-10-2013 было назначено на 19.09.2013 г. на 14 часов 00 минут. Копии уведомления были направлены МУП "УМС", <___> СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
Уведомлением о переносе даты и времени рассмотрения дела от 18.09.2013 г. рассмотрение дела N 62/А-10-2013 было назначено на 25.09.2013 г. на 14 часов 00 минут. Копии уведомления были направлены МУП "УМС", <___> СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
25.09.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство <___> о рассмотрении дела N 62/А-10-2013 в его отсутствие.
Ходатайство было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.
В ходатайстве заявитель указал, что обстоятельства, являющиеся предметом жалобы, были добровольно устранены МУП "УМС" путем внесения изменений в договор водоснабжения и распространения их действия на правоотношения сторон с момента начала поставки ресурса. Переплата зачтена в счет будущих периодов.
25.09.2013 г. представитель Администрации Калтанского городского округа, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела N 62/А-10-2013 не явился.
25.09.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела N 62/А-10-2013 представитель МУП "УМС" пояснил, что МУП "УМС" при начислении платы населению за услуги холодного водоснабжения вынуждено ориентироваться на Решение Осинниковского городского Совета народных депутатов N 51-МНА от 28.12.2006, так как Решением Калтанского городского Совета народных Депутатов N 5-МНА от 11.11.2006 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" утверждены нормативы, охватывающие неполный перечень оказываемых услуг, не позволяющие производить начисления оплаты за коммунальные услуги в полном объеме. До 20.06.2012 г. на территории Калтанского городского округа услуги по холодному водоснабжению и водоотведению оказывало ООО "Водоснаб" (г. Осинники), используя нормативы на основании Решения Осинниковского городского Совета народных депутатов N 51-МНА от 28.12.2006.
Кроме того, в настоящее время <___> произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение. Представитель МУП "УМС" представил дополнительное соглашение N 1 к договору N 750 от 20.07.2013 г. и перерасчет оплаты за холодное водоснабжение <___>
25.09.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела N 62/А-10-2013 представитель СНД Калтанского городского округа пояснил, что в приложении N 1 (в котором перечислены нормативы потребления коммунальных услуг), утвержденном Решением Калтанского городского Совета народных Депутатов N 5-МНА от 11.11.2006 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" отсутствуют нормативы потребления холодной воды "полив огорода" и "баня", соответственно применение указанных нормативов является неправомерным.
25.09.2013 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела N 62/А-10-2013 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 25.09.2013 г. об отложении дела N 62/А-10-2013 рассмотрение было назначено на 12.11.2013 г. на 14 часов 00 минут. Копии определения были направлены в адрес МУП "УМС", <___> СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
Определением от 30.09.2013 г. срок рассмотрения дела N 62/А-10-2013 продлен до 05.04.2014 г. Копии определения были направлены в адрес МУП "УМС", <___> СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
12.11.2013 г. <___> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела на рассмотрение дела N 62/А-10-2013 не явился, представители Администрации Калтанского городского округа и СНД Калтанского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела N 62/А-10-2013 не явились.
12.11.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела N 62/А-10-2013 представитель МУП "УМС" пояснил, что со всеми гражданами, проживающими в жилых домах (частном секторе) г. Калтан заключаются договоры на предоставление услуг по отпуску (получению) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, начисление платы осуществляется либо по показаниям приборов учета, либо по нормативам, с учетом нормативов "полив огорода", "баня". Перерасчет за потребленные коммунальные услуги абонентам, кроме <___> не производился, так как не поступали заявления о перерасчете.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:
20.04.2012 г. между Муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" и МУП "УМС" заключен договор от 20.04.2012 N 17 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Срок действия договора начинается с 20.04.2012 г. и заканчивается 19.03.2013 г.
Согласно вышеуказанному договору за МУП "УМС" на праве хозяйственного ведения закреплено движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество, участвующее в водоснабжении и в водоотведении на территории г. Калтан.
Дополнительным соглашением от 20.03.2013 г. к договору N 17 от 20.04.2012 г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения действие данного договора продлено до 19.03.2014 г.
МУП "УМС" оказывает услуги холодного водоснабжения на территории г. Калтан.
Постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 20.06.2012 N 49 "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение Муниципальным унитарным предприятием Калтанского городского округа "Управление муниципальных сетей" (г. Калтан)" МУП "УМС" установлены одноставочные тарифы на период с 20.07.2012 по 19.02.2014:
N п/п |
Наименование услуг, потребителей |
Тариф, руб./куб.м |
|
|
|
с 20.07.2012 по 30.06.2013 |
с 01.07.2013 по 19.02.2014 |
Питьевая вода (транспортирование питьевой воды)* | |||
1 |
Потребители в жилищном секторе (с НДС) |
13,87 |
14,70 |
2 |
Бюджетные организации, прочие потребители (без НДС) |
11,75 |
12,46 |
* тариф на питьевую воду (транспортирование питьевой воды) установлен без учета стоимости подъема и очистки питьевой воды. Стоимость подъема и очистки питьевой воды оплачивается потребителем дополнительно по соответствующему тарифу. |
Постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 30.10.2012 N 82 "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области" в Постановление Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 19.01.2012 N 1 "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО "Водоснаб" (г. Осинники) внесены изменения:
3. Питьевая вода (подъем и очистка) | ||
3.1 |
Потребители в жилищном секторе (с НДС) |
17,06 |
3.2 |
Бюджетные организации, прочие потребители (без НДС) |
14,46 |
В соответствии с Решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 29.06.2012 N 37-НПА (ред. от 21.12.2012) "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом" размер платы граждан за услуги холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется согласно приложению 1 к настоящему Решению.
В приложении 1 к Решению от 29.06.2012 N 37-НПА указан размер платы граждан за услуги холодного водоснабжения и водоотведения
N п/п |
Вид услуги |
Ед.изм. |
Размер платы граждан сверх норматива потребления, руб. |
Размер платы граждан в пределах норматива потребления, руб. |
1 |
Холодное водоснабжение |
1 куб.м. |
24,58 |
21,86 |
2 |
Водоотведение |
1 куб.м. |
17,20 |
15,10 |
Между МУП "УМС" и <___> заключен договор от 20.07.2012 г. на предоставление услуг по отпуску (получению) питьевой воды и приему (сбросу) сточных вод.
В соответствии с п. 4.2 вышеуказанного договора оплата за коммунальные услуги осуществляется по ставкам и тарифам, установленным органом местного самоуправления и на момент заключения договора составляет:
Наименование услуги: |
наличие |
Тариф (руб.) |
Прописано чел. |
1 |
|
Водопровод с отливом |
|
63,13 |
баня |
|
32,79 |
Полив огорода |
|
96,66 |
Итого: |
|
192,58 |
Аналогичные договоры заключены с другими гражданами, проживающими в частном секторе.
Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 N 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" с 01.07.2007 г. (далее - Решение N 5-МНА) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по холодной воде:
N п/п |
Вид услуги |
Ед. измерения |
норматив |
|
Холодная вода на 1 человека в сутки |
литры в сутки |
|
1 |
Для благоустроенного жилья |
литры в сутки |
180 |
2 |
Жилье без ванны |
литры в сутки |
130 |
3 |
Частный сектор без ванны |
литры в сутки |
95 |
4 |
Общежития с общими душами |
литры в сутки |
80 |
5 |
Водопровод без отлива (выгребная яма) |
литры в сутки |
50 |
6 |
Колонка |
литры в сутки |
40 |
Нормативы потребления "полив огорода" и "баня" Решением N 5-МНА не утверждены.
Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области принцип единых нормативов потребления коммунальных услуг на территории Кемеровской области не действует. В настоящее время в муниципальных образованиях Кемеровской области действуют нормативы, утвержденные решениями органов местного самоуправления. В связи с этим, применение МУП "УМС" при начислении платы населению г. Калтана за услуги холодного водоснабжения нормативов потребления холодной воды, утвержденных Решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 28.12.2006 N 51-МНА неправомерно.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших на момент заключения договора, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения по формуле
P = n N T, где:
n - количество граждан, проживающих в жилом помещении;
N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги;
Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс.
Следовательно, на одного человека, проживающего в жилом доме плата должна составлять:
- частный сектор без ванны:
95 л 0,001 = 0,095 куб.м/сут.
0,095 куб.м/сут. 21,86 руб. = 2,0764 руб./сут.
2,0764 руб./сут. 30,4 дн. = 63,13 руб./мес.
- водопровод без отлива (выгребная яма):
50 л 0,001 = 0,05 куб.м/сут.
0,05 куб.м/сут. 21,86 руб. = 1,093 руб./сут.
1,093 руб./сут. 30,4 дн. = 33,23 руб./мес.
Согласно счетам на оплату жилищных и коммунальных услуг МУП "УМС", выставленных в адрес <___> за период: август 2012 г.- июнь 2013 г. МУП "УМС" предъявляло к оплате счета за услуги холодного водоснабжения с учетом применения нормативов "полив огорода" и "баня".
Кроме того, как указывает заявитель жилой дом, расположенный по адресу: г. Калтан, <___> оборудован водопроводом без отлива (выгребная яма), следовательно, к нему должны были применяться нормативы "водопровод без отлива (выгребная яма)", а не "частный сектор без ванны".
14.05.2013 г. МУП "УМС" направило в адрес <___> извещение, о том, что задолженность за услуги холодного водоснабжения составляет 851 руб., в случае неоплаты МУП "УМС" будет вынуждено ограничить подачу воды.
Договор на предоставление услуг по отпуску (получению) питьевой воды и приему (сбросу) сточных вод, заключенный между МУП "УМС" и <___> действует с 20.07.2012 г., то есть по состоянию на 14.05.2013 г. МУП "УМС" должно было начислить <___> 332 руб.
33,23 руб./мес. 10 мес. = 332 рубля.
<___> произвел оплату 19.10.2012 г. в размере - 200 руб.;
08.02.2013 г. - 200 руб.;
19.04.2013 г. - 500 руб. (копии квитанций об оплате прилагаются).
Итого оплата составила 900 руб.
Таким образом, если размер платы за холодное водоснабжение рассчитать в соответствии с нормативами и тарифами, утвержденными Калтанским городским Советом народных депутатов, то переплата <___> составила 568 рублей.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела N 62/А-10-2013 приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которая такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.п.).
Часть 2 ст. 548 ГК РФ предусматривает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статья 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.11.2009 N 454 "О создании Департамента цен и тарифов Кемеровской области" с 01.01.2010 г. установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с действующим законодательством осуществляет Департамент цен и тарифов Кемеровской области.
Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулирование тарифов надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).
До 27.07.2010 г. нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ, действовавшим в редакции от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ.
Таким образом, при начислении платы гражданам за услуги холодного водоснабжения, МУП "УМС" должно было применять нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 N 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, МУП "УМС", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения в пределах географических границ, определенных территорией, принадлежащего МУП "УМС" на праве хозяйственного ведения имущества (сети и объекты, участвующие в водоснабжении) в г. Калтан.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Действия МУП "УМС", выразившиеся в неправомерном применении при расчете платы гражданам за холодное водоснабжение нормативов, неутвержденных Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 N 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг", вступают в противоречие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения дела N 62/А-10-2013 Кемеровским УФАС России было также установлено, в настоящее время <___> произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 N 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
Однако, другим потребителям услуг холодного водоснабжения, проживающим в частном секторе г. Калтан перерасчет не был произведен.
Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать МУП "Управление муниципальных сетей" (652740, Кемеровская область, г. Калтан, пер. Комсомольский, 7/1; ИНН 4222013569) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части неправомерного применения при расчете платы гражданам за холодное водоснабжение нормативов, неутвержденных Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 N 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
2. Выдать МУП "Управление муниципальных сетей" (652740, Кемеровская область, г. Калтан, пер. Комсомольский, 7/1; ИНН 4222013569) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: В.В. Наумова
И.С. Гилева
К.В. Казагашева
(отпуск с 18.11.2013 приказ от 06.11.2013 N 203-о) К.А. Патрикеев
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 26 ноября 2013 г. N 62/А-10-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016