Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
N 02-05-4380 (опубликовано 24 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 21.07.2015.
Решение изготовлено в полном объёме 24.07.2015.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель |
- |
Цакулов Ю.Г. |
- зам. руководителя Архангельского УФАС России, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России; |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Т.В. |
- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России; |
Член комиссии |
- |
Воробьева Е.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России. |
в присутствии представителя: ОАО "Архангельская сбытовая компания" - Жабоева И.С. (доверенность от 04.02.2015 N 01-07/16-2/10), рассмотрев дело N 40-15, возбужденное в отношении:
ООО "Призма"
Юридический адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 17
Почтовый адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 63
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило заявление ОАО "Архангельская сбытовая компания" на действия ООО "Призма" по направлению уведомления о введении ограничения режима потребления фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д. 12 корп. 1.
Из пояснений и документов, представленных ООО "Призма" письмом от 03.06.2015 N 177 установлено следующее.
Между ОАО "Архангельская сбытовая компания" (Заказчик) и ООО "Призма" (Исполнитель) действует договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2009 N 69-Э (далее - Договор). Согласно указанному договору Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности), а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги. Заказчик обязуется продавать электрическую энергию (мощность) для компенсации потери в электрических сетях, а Исполнитель обязуется оплатить ее.
В п. 1.2 Договора определено, что Заказчик заключает договор в интересах потребителей, которым в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения Заказчик обязан организовать передачу электроэнергии, а также в интересах потребителей, обратившихся к Заказчику с офертой о заключении договора энергоснабжения, предусматривающего обязанность Заказчика урегулировать за счет потребителя отношения, связанные с передачей электроэнергии.
В Приложении N 6 к Договору стороны согласовали Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электрической энергии потребителям и при возобновлении их электроснабжения.
У ОАО "Архэнергосбыт" перед ООО "Призма" образовалась задолженность за услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).
Руководствуясь данной нормой, ООО "Призма" направило в адрес ОАО "Архангельская сбытовая компания" Предварительное уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления N 117 от 20.04.2015, согласно которому ограничение режима потребления в отношении фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д. 12, корп. 1, планируется в связи с возникновением задолженности по оплате услуг по передаче электроэнергии, соответствующей двум периодам между установленными договором сроками платежа. Размер указанной задолженности составляет 1 463 937,38 руб.
По истечении 10 дней с даты получения ОАО "Архэнергосбыт" указанного уведомления предполагается введение частичного ограничения режима потребления. В случае невыполнения требования о погашении задолженности по истечении трех дней с даты введения частичного ограничения режима потребления может быть введено полное ограничение режима потребления.
Письмом от 23.04.2015 N 16-11п/18-01/5027 ОАО "Архэнергосбыт" сообщило ООО "Призма", что гарантирующий поставщик в данном случае является Заказчиком, а не потребителем услуг по передаче электроэнергии.
Прекращение подачи электроэнергии на вышеуказанные фидеры повлечет за собой невозможность поставки электроэнергии на большую часть острова Бревенник и нарушение прав потребителей электроэнергии (ОАО "Архоблэнерго" и населения), которые присоединены к данной точке и не имеют задолженности по оплате за электроэнергию.
Кроме того, ОАО "Архэнергосбыт" проинформировало ООО "Призма", что согласно п. 8.3 Договора все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, нарушением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению путем переговоров в соответствии с действующим законодательством РФ, а при не достижении согласия - в Арбитражном суде Архангельской области.
В ответ на вышеуказанное письмо ООО "Призма" направило уведомление от 27.04.2015 о приостановке планируемого ограничения режима потребления. Сетевая организация запросила у гарантирующего поставщика точный список подключенных от фидеров потребителей, не имеющих задолженности, с указанием их наименования, точек поставки электроэнергии и максимальной мощности по каждой точке. При получении запрошенных сведений ООО "Призма" приступит к разработке и реализации за счет гарантирующего поставщика соответствующих организационно-технических мероприятий. В противном случае сетевая организация будет считать информацию о наличии на о. Бревенник потребителей электроэнергии, добросовестно исполняющих обязанность по оплате, ложной и продолжит введение запланированного ограничения.
Приказом от 02.07.2015 N 346 Архангельским УФАС России в отношении ООО "Призма" возбуждено дело N 40-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном введении ограничения режима потребления электроэнергии фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д. 12, корп. 1, что может привести к прекращению подачи электроэнергии конечных потребителей ОАО "Архангельская сбытовая компания" на о. Бревенник.
Письмом от 16.07.2015 N б/н в адрес Управления ООО "Призма" представило дополнительные пояснения.
По договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2009 N 69-Э ООО "Призма" в феврале 2015 года оказало услуги по передаче электрической энергии ОАО "Архэнергосбыт" на сумму 818 493,95 руб. со сроком оплаты до 25.03.2015. В установленный договором срок гарантирующий поставщик оплату не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность.
Часть 2 статьи 45 Конституции РФ позволяет каждому защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Статьи 12 и 14 ГК РФ также допускают защиту гражданских прав путем самозащиты.
В целях самозащиты нарушенных прав ООО "Призма" инициировало введение ограничения режима потребления, руководствуясь Правилами ограничения.
Платежным поручением от 3.04.2015 N 224 ОАО "Архэнергосбыт" оплатило задолженность в сумме 818493,95 руб. В связи с указанным обстоятельством, ООО "Призма" отказалось от введения запланированного ограничения режима потребления электроэнергии.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
ООО "Призма" является коммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством РФ, зарегистрировано Межрайонной ИФНС по г. Архангельску (ОГРН 1022901004873).
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.05.2012 N 319-э ООО "Призма", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 29.1.31.
Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ООО "Призма" является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства от 04.05.2012.N 442 (далее - Правила ограничения).
Согласно пункту 1 Правил ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии вводится в отношении потребителей электрической энергии.
Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Из Договора между ОАО "Архэнергосбыт" и ООО "Призма" усматривается, что гарантирующий поставщик в рассматриваемой ситуации не является потребителем электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии. Гарантирующий поставщик выступает в роли Заказчика и действует в интересах потребителей, которым в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения Заказчик обязан организовать передачу электроэнергии, а также в интересах потребителей, обратившихся к Заказчику с офертой о заключении договора энергоснабжения, предусматривающего обязанность Заказчика урегулировать за счет потребителя отношения, связанные с передачей электроэнергии.
В соответствии с пп. "б" п. 4 Правил ограничения, ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в третьем подпункта "б" пункта 2 Правил, - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя.
В целях введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельства, указанного в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения, в случае, если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения задолженности в размере, являющемся основанием для введения ограничения режима потребления, предоставить сетевой организации заявление, содержащее информацию о каждом потребителе, у которого на эту дату и время имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и о размере такой задолженности.
Ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 Правил ограничения, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - Исполнитель).
Ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации (п. 8 Правил ограничения).
Исходя из системного толкования положений Правил ограничения, сетевая организация может инициировать введение ограничения режима потребления электроэнергии, только в отношении конечного потребителя и при наличии у нее договора оказания услуг по передаче электроэнергии непосредственно с потребителем электроэнергии.
В случае же, когда потребитель электроэнергии оплачивает услуги по передаче электроэнергии в составе платы за электричество через гарантирующего поставщика и когда сетевая организация не имеет информации о том, кто из потребителей является недобросовестным плательщиком, инициатором ограничения режима потребления может быть только гарантирующий поставщик.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления отклоняет доводы ООО "Призма" о правомерности прекращения подачи электроэнергии фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная, как основанные на неверном толковании норм Правил ограничения.
Кроме того, в Приложении N 6 к Договору ООО "Призма" и ОАО "Архэнергосбыт" согласовали Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электрической энергии потребителям и при возобновлении их электроснабжения.
Названный регламент предполагает только право ОАО "Архэнергосбыт" (Заказчика) направить ООО "Призма" (Исполнителю) заявку на введение частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии потребителям, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем Заказчика обязанности по оплате стоимости электроэнергии и услуг, предоставление которых обеспечивает Заказчик по договору энергоснабжения.
Согласно п. 8.3 Договора все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, нарушением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению путем переговоров в соответствии с действующим законодательством РФ, а при не достижении согласия - в Арбитражном суде Архангельской области.
Таким образом, ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрена возможность сетевой организации инициировать ограничение режима потребления электроэнергии гарантирующего поставщика, действующего в интересах конечных потребителей электроэнергии.
Вопросы и споры, возникающие между контрагентами при исполнении ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2009 N 69-Э, должны решаться без ущерба законных прав и интересов третьих лиц.
Ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации (п. 8 Правил ограничения).
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии и исполняющих иные обязательства.
Инициированное ООО "Призма" ограничение режима потребления создало угрозу прекращения подачи электроэнергии потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства перед гарантирующим поставщиком по оплате за потребленную электроэнергию и услуги по передаче электроэнергии. Действиями ООО "Призма" нарушены законные права и интересы потребителей электрической энергии, а также гарантирующего поставщика - ОАО "Архангельская сбытовая компания".
На момент рассмотрения Комиссией Архангельского УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства N 40-15 доказательств отмены ограничения режима потребления, инициированного уведомлением от 20.04.2015 N 117, не представлено.
Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 40-15 решила:
1. Признать со стороны ООО "Призма" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в незаконном введении 17.02.2015 ограничения режима потребления электроэнергии фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д. 12, корп. 1, что может привести к прекращению подачи электроэнергии конечных потребителей ОАО "Архангельская сбытовая компания" на о. Бревенник;
2. Выдать ООО "Призма" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены ограничения режима потребления электроэнергии фидера ул. Механизаторов и фидера ул. Герцена-Мирная по адресу: г. Архангельск, ул. Герцена, д.12, корп.1;
3. Срок исполнения предписания - 20 августа 2015 года;
4. Срок представления в Архангельское УФАС России информации об исполнении предписания (с приложением подтверждающих документов) - 20.08.2015
5. Передать материалы дела N 40-15 должностному лицу Архангельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО "Призма" дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
|
Ю.Г. Цакулов |
Член комиссии |
|
Т.В. Нестеренко |
Член комиссии |
|
Е.Н. Воробьева |
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области N 02-05-4380 (опубликовано 24 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016