Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
N 11-03-5/24-02/698 (опубликовано 20 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Никуйко Ирина Борисовна, заместитель руководителя Управления;
Член Комиссии - Булах Дарья Александровна, государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;
Член Комиссии - Матвеев Максим Сергеевич, государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;
Член Комиссии - Тынянкина Анна Александровна, специалист 1 разряда отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 11-03-5/24-02/698, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы прибора "Кардиомаг", размещенной в печатном издании газете "Блокнот Волгограда" N 74 (518) за 24 - 30 сентября 2011 г. с нарушением п.2 ч.1 и ч.4 ст. 24 и п.11 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствие индивидуального предпринимателя Оноприева А.П. (не явился, надлежащим образом извещен (уведомление N 40000537492062 о вручении заказного письма 08.12.2011 года)), установила:
Специалистами отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России, по собственной инициативе был проведен мониторинг рекламы в средствах массовой информации. По результатам мониторинга установлен факт распространения в газете "Блокнот Волгограда" N 74 (518) 24-30 сентября 2011 года рекламы кристаллического электромагнитного аппликатора "Кардиомаг", размещенной на странице 21.
По результатам мониторинга установлено следующее:
На странице N 21 выпуска N 74 (518) 24-30 сентября 2011 года газеты "Блокнот Волгограда" размещена информация о победе над гипертонией при помощи кристаллического электромагнитного аппликатора "Кардиомаг", который является новым инновационным прибором, применяемый при гипертонии, ИБС, стенокардии. Данная реклама содержит изображение Игоря Кириллова с прибором "Кардиомаг" и его обращение к читателям. Далее содержится обращение пенсионерки Л.В. Иващенко. Также реклама содержит информацию об испытаниях прибора "Кардиомаг" в СПб Государственной медицинской Академии им. Мечникова.
Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная на странице N 21 выпуска N 74 (518) 24-30 сентября 2011 года газеты "Блокнот Волгограда", обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы:
- размещена посредством публикации в печатном издании "Блокнот Волгоград";
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (кристаллическому электромагнитному аппликатору "Кардиомаг");
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. N АЦ / 4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Соответственно, распространение информации на странице N 21 выпуска N 74 (518) 24-30 сентября 2011 года газеты "Блокнот Волгограда" должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 5 ФЗ "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно требованиям п.2 ч.1 и ч.4 ст. 24 ФЗ "О рекламе", реклама медицинской техники не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
В соответствии с представленной копией регистрационного удостоверения N ФСР 2008/01626 от 3 марта 2009 года устройство-аппликатор кристаллический электромагнитный для воздействия на БАТ и БАЗ "КРИТОН-К-5/25" ("Кардиомаг") является изделием медицинской техники.
В нарушение требований п.2 ч.1 и ч.4 ст. 24 ФЗ "О рекламе" реклама прибора "Кардиомаг" содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения прибора. Так, на странице, где размещена реклама прибора "Кардиомаг" непосредственно рядом с текстом представлены отзывы граждан (Игоря Кириллова, Л.В. Иващенко), в которых последние указывают на то, что после применения прибора "Кардиомаг" у них очевидным образом улучшилось состояние здоровья. В частности, Игорь Кириллов сообщает: "За долгие годы работы я освещал самые разные события, был в курсе последних новостей. Но несколько лет назад моя жизнь замерла. Сильные головные боли, давление_- гипертония! Чего только ни перепробовал_ Мне посоветовали "Кардиомаг", я решил попробовать. Ведь это же очень просто - надел_ и забыл! И только через два дня понял: голова не болит, давление нормализовалось, смены погоды совершенно не чувствую. "Кардиомаг" вернул меня к жизни. Уверен, и вам он поможет!".
Также в данной статье указано, что "по данным испытаний в СПб Государственной медицинской Академии им. Мечникова, понижение давления наступает в течение часа, а при регулярном применении "Кардиомаг" обеспечивает устойчивый оздоровительный и профилактический эффект".
Однако, согласно письму (от 23.08.2010 г. ф N 722) ГОУ ВПО "Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. Мечникова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", проведение испытаний прибора "Кардиомаг" в клиниках академии не производилось.
Согласно п.11 ч.3. ст. 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
Согласно полученному ответу (вх. 8607 от 28.11.2011 г.) от ООО "РАРА АВИС", заказчиком (рекламодателем) на распространение рекламы прибора "Кардиомаг" в газете "Блокнот Волгограда" является индивидуальный предприниматель Оноприев А.П. Это также подтверждается копией согласованного макета, где имеется роспись и печать ИП Оноприева А.П. и копией гарантийного письма от 19.09.2011 г. об оплате за размещение рекламы.
Письменных объяснений по факту распространения рекламы прибора "Кардиомаг" ИП Оноприев А.П. Комиссии не предоставил.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку нарушены требования п.2 ч.1 и ч.4 ст. 24 и п.11 ч.3. ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 6 статьи 38 ФЗ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п. 11 ч. 3 ст. 5 и ст. 24, несет рекламодатель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель Оноприев А.П.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу кристаллического электромагнитного аппликатора "Кардиомаг", размещенную в печатном издании газете "Блокнот Волгограда" N 74 (518) за 24-30 сентября 2011 г. ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.2 ч.1 и ч.4 ст. 24 и п.11 ч.3. ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Оноприеву А.П. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области N 11-03-5/24-02/698 (опубликовано 20 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016