Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 20 декабря 2011 г. N 8020-11/8
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 8020-11/8 по признакам нарушения ООО "Флагман" части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", выразившегося в использовании выражения "Дар.Зим.Рез.!!!".
в присутствии представителей:
заявитель - отсутствует (возбуждено по собственной инициативе);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Флагман" (443000, г. Самара, _, д.42, п. Мехзавод), представитель по доверенности б/н от 12.12.2011 г. _;
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В октябре 2011 года на территории г.о. Самара, а именно на ул. Ново-Вокзальная (м. Победы) на рекламном щите размером 3*6 м размещена реклама следующего содержания: "ФЛАГМАН 22-000-22 Дар.Зим.Рез.!!!* OPEL ASTRA J * Дарим зимнюю резину При покупке Opel Astra j. Акция действует с 01.10.11 до 31.10.11. Информация об организаторе_".
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации
В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N53-ФЗ в случаях использования в сферах, указанных в части 1 указанной статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.
Содержание вышеуказанной рекламы в части использования выражения "Дар.Зим.Рез.!!!" явно нарушает правила орфографии современного русского литературного языка.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
ООО "Флагман" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, определившем объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
реклама ООО "Флагман" распространялась по договору N66 от 16.09.2011 г., заключенному между ООО "Флагман" (Заказчик) и ООО "Вектор-С" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по размещению, демонстрации, техническому обслуживанию и обеспечению освещением рекламной информации Заказчика на объектах наружной рекламы;
реклама ООО "Флагман" распространялась по договору N3 от 15.08.2011 г., заключенному между ООО "Флагман" (Заказчик) и ООО "Стандарт А" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель принимает на себя обязательства по заданию Заказчика выполнить работы и оказать услуги по изготовлению и размещению наружной рекламы, рекламы, сувенирной и полиграфической продукции;
в рекламе указано наименование автосалона - "Флагман", а также телефон 22-000-22, по которому отвечают сотрудники ООО "Флагман";
Согласно письменным объяснениям ООО "Флагман" (исх. 43/юр-1 от 12.12.2011 г./вх. N8603-з от 15.12.2011 г.) "в Определении указано, что "содержание вышеуказанной рекламы в части использования выражения "Дар.Зим.Рез.!!!" ЯВНО нарушает правила орфографии современного русского языка литературатурного языка.". В чем выражается эта явность Одним из основных документов, регламентирующих порядок и общие правила сокращения слов является Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.12-93_".
Однако, доводы Общества нельзя принять во внимание по следующим основаниям.
Как следует из главы 1 ГОСТа "Область применения" "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. ГОСТ 7.12-93" (введен Постановлением Госстандарта РФ от 13.12.1994 N308) настоящий стандарт устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний на русском языке, а также особые случаи сокращения слов, часто встречающихся в библиографической записи.
Стандарт предназначен для библиотек, органов научно-технической информации, книжных палат, издателей (издательств, издающих организаций и других юридических лиц), создающих и (или) использующих библиографические записи (включая библиографические ссылки) на различные виды документов.
ООО "Флагман" (автосалон "Флагман") в свою очередь,
- во-первых, не является библиотекой, органом научно-технической информации, книжной палатой, издателем, создающим и (или) использующим библиографические записи, а является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой согласно выписке из ЕГРЮЛ является торговля автотранспортными средствами;
- во-вторых, ООО "Флагман" использовало выражение "Дар.Зим.Рез.!!!" в рекламе Общества, а не в библиографической записи.
Библиографическая запись - развернутая библиографическая характеристика издания, в которой библиографическое описание дополнено теми или иными элементами: заголовком, аннотацией, рефератом, классификационными индексами, предметными рубриками, библиотечным шифром и др. (Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ОЛМА-Пресс, 2006).
Таким образом, ссылка ООО "Флагман" на ГОСТ 7.12-93 неправомерна.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" при производстве, размещение рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с подп. 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального Закона "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации" под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка РФ.
Данное Постановление Правительства РФ устанавливает, что Министерство образования и науки РФ утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, а так же правила русской орфографии и пунктуации.
С целью реализации Постановления Правительства РФ N714 от 23.11.2006 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007 г. N152 утверждено Положение о порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ.
Таким образом, нормы современного русского литературного языка содержатся в соответствующих словарях, грамматиках и справочниках.
В соответствии с указанным выше Постановлением, Приказом от 08.06.2009 г. N 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации" утвержден список соответствующих грамматик, словарей и справочников, в который включен Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: "АСТ-ПРЕСС" 2008. - 1288 с.
В данном словаре отсутствуют подобного рода выражения.
Таким образом, указанная реклама содержит нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ООО "Розовая пантера", являясь рекламодателем, несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу ООО "Флагман", в которой используется выражение "Дар.Зим.Рез.!!!" поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
2. Предписание ООО "Флагман" не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 декабря 2011 г. N 8020-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016