Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 20 декабря 2011 г. N 74
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы;
Е.А. Бессонова - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 74, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Лента" (ИНН: 7814148471, ОГРН: 1037832048605; юридический адрес: 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112; фактический адрес: 630108, г. Новосибирск, проезд Энергетиков, 9; 630045, г. Новосибирск, ул. Кирзаводская, 1а; далее - ООО "Лента"), по факту распространения в октябре 2011 года рекламы товаров ООО "Лента", размещенную в каталоге автотоваров и инструментов 2011 "Лента", с признаками нарушения:
- пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с которым недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
в присутствии:
заявителя - "_" (не явился, уведомлен надлежащим образом);
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Лента" - "_" (доверенность "_"), установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление "_" (вх. N 9124 от 24.10.2011 г.) по факту распространения в октябре 2011 года рекламы товаров из каталога автотоваров и инструментов 2011 "Лента" с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
2 октября 2011 года "_" был доставлен каталог товаров сети гипермаркетов "Лента". 6 октября 2011 года заявитель приехал в магазин "Лента", расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирзаводская, 1а, чтобы приобрести товары. Однако необходимые товары "_" отказались продавать по указанным в каталоге ценам, мотивировав свой отказ допущенными в каталоге ошибками.
Заявителю отказали в продаже следующих товаров по ценам каталога:
- набор инструментов OMBRA (82 предмета);
- ключи гаечные комбинированные КОМБНАБ 12П PARK;
- масло моторное синтетическое MOBIL SUPER 3000 5 W 40, 4 л;
- набор автомобильный EXPERT для техосмотра.
14 октября 2011 года на набор инструментов OMBRA цена была выставлена в соответствии с ценой, указанной в каталоге. Этого же числа заявитель приобрел набор автомобильный EXPERT для техосмотра по цене, указанной в каталоге, но оказалось, что данный набор не соответствует комплектации, указанной в каталоге.
22 октября 2011 года заявитель приобрел моторное масло MOBIL SUPER 3000 5 W 40 в количестве 10 упаковок по цене 1129 рублей за штуку, а не за 669 рублей, как указано в каталоге.
В результате проверки, проведенной Новосибирским УФАС России, установлено следующее.
В каталоге автотоваров и инструментов 2011 содержалась следующая информация:
"Набор автомобильный Expert для техосмотра - соответствует требованиям ГИБДД для прохождения ТО _ 989.00 _ -20% _ 789.00" (стр. 7 Каталога);
"Масло моторное синтетическое Mobil Super 3000 5W40, 4 л _ 755.90 _ -11% _ 669.00" (стр. 8 Каталога);
"Ключи гаечные комбинированные Комбнаб 12П, полированные, 12 шт. _ 399.00 _ -25% _ 299.00" (стр. 15 Каталога);
"Набор инструментов Ombra, 82 предмета _ 3199 _ -20% _ 2549" (стр. 15 Каталога).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из способа размещения вышеуказанной информации, следует, что данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару сети магазинов "Лента" и продавцу товара - магазину "Лента"), способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке, то есть отвечает всем требованиям пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе. Следовательно, данная информация является рекламой.
На основании договора N 14042009 от 14 апреля 2009 года ООО "Типографский комплекс "Девиз" (Типография) выполнил по заданию ООО "Лента" (Заказчик) полиграфические работы по техническому производству (печати, упаковке) и доставке рекламной продукции - "каталог Лента" на условиях настоящего договора, а Заказчик принял и оплатил выполненную работу.
Согласно счет-фактуре ТД-0008992 от 19.09.2011 г. и товарной накладной ТД-0008992 от 19.09.2011 г. услуги по изготовлению каталога АВТО-ЗИМА Новосибирск были оказаны надлежащим образом.
Таким образом, ООО "Лента" является рекламодателем вышеуказанной рекламы.
Представитель ООО "Лента" - "_" - не отрицает наличия несоответствия цен, указанным в каталоге, ценам, по которым товар реализуется. В отзыве на определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представитель ООО "Лента" пояснила, что ошибка была допущена должностным лицом ООО "Лента", составлявшим рекламный макет каталога автотоваров и инструментов 2011 "Лента" на период с 04.10.2011 по 31.10.2011. Предоставление и согласование информации, размещаемой в каталоге ООО "Лента", осуществляют категорийные менеджеры коммерческой службы ООО "Лента", расположенной в Санкт-Петербурге. В рассматриваемом случае макет разрабатывал и утверждал категорийный менеджер - "_".
При внесении информации о стоимости товара - Масло моторное синтетическое Mobil Super 3000 5W40, 4 л, была неправильно указана цена товара. Вместо стоимости в размере 1299 руб. за товар и 1199 руб. - со скидкой, была указана цена в размере 755, 90 руб., с учетом скидки 669 руб., а также на макете набора автомобильного Expert для техосмотра ошибочно размещены жилет и трос, не входящие в указанный набор. В связи с тем, что указанные несоответствия были обнаружены после того, как каталог был распечатан в типографии и направлен в торговые комплексы г. Новосибирска для распространения, не представлялось возможным внести изменения в каталог.
Недостоверность информации "Ключи гаечные комбинированные Комбнаб 12П, полированные, 12 шт. _ 399.00 _ -25% _ 299.00" (стр. 15 Каталога); "Набор инструментов Ombra, 82 предмета _ 3199 _ -20% _ 2549" (стр. 15 Каталога) материалами дела не подтверждается. Представитель ООО "Лента" пояснил, что цена на соответствующий товар указана в каталоге в фактическом размере цены продажи. По такой цене происходит реализация указанных товаров в торговых комплексах "Лента".
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных пунктом 3, 4 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из материалов дела, лицом, определившим содержание рекламы, является ООО "Лента".
На рассмотрении дела представитель ООО "Лента" пояснила, что после выявления ошибок в каталоге автотоваров и инструментов 2011 "Лента" категорийным менеджером ООО "Лента" было принято решение о направлении текста опровержения для размещения в торговых комплексах ООО "Лента". Текст опровержения был размещен под ценниками товаров, в информации о которых имелись ошибки в каталоге. Также на стойке информации было размещено объявление об исправлении ошибок, допущенных в каталоге. После уведомления торговых комплексов ООО "Лента", расположенных в г. Новосибирске, о том, что в каталоге автотоваров и инструментов 2011 "Лента" были допущены ошибки, администрацией торговых комплексов "Лента" было принято решение изъять остатки каталогов из дальнейшего распространения.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания ООО "Лента".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать рекламу, размещаемую в каталоге автотоваров и инструментов 2011 "Лента", следующего содержания:
"Набор автомобильный Expert для техосмотра - соответствует требованиям ГИБДД для прохождения ТО _ 989.00 _ -20% _ 789.00" (стр. 7 Каталога);
"Масло моторное синтетическое Mobil Super 3000 5W40, 4 л _ 755.90 _ -11% _ 669.00" (стр. 8 Каталога), ненадлежащей рекламой, поскольку в ней нарушены требования:
- пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с которым недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "30" декабря 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ Е.А. Скоп
_____________ Е.А. Бессонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 декабря 2011 г. N 74
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016