Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
N 68-5/01-2011 (опубликовано 21 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
при участии лиц:
Заявители:
со стороны ТРО ОООМП "ОПОРА России":
ТРО ОООМП "ОПОРА России" уведомлено надлежащим образом, представитель не явился,
Ответчики: со стороны ООО "Копилка": < --- > - представитель по доверенности от 26.10.2011 N б/н,
рассмотрев дело N 68-5/01-2011 по признакам нарушения ООО "Копилка" (пр.Ленина д.104, г.Тула, 300026) подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании торговой деятельности), установила
Тульское УФАС России провело проверку по заявлению ТРО ОООМП "ОПОРА России" от 02.11.2011 г. вх. N 4606 хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети на территории Тульской области, на наличие признаков нарушения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
По результатам анализа документированной информации, представленной по запросу Тульского УФАС России ООО "Копилка", были выявлены признаки нарушения подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности.
Приказом Тульского УФАС России от 06.12.2011 N 218 в отношении ООО "Копилка" возбуждено дело N 68-5/01-2011 по признакам нарушения ч. 1 ст. 13 Закона о регулировании торговой деятельности.
В ходе рассмотрения дела 19.12.2011 г., изучив материалы дела и заслушав объяснения представителей ООО "Копилка", Комиссия установила следующие обстоятельства.
ООО "Копилка" является юридическим лицом, которое внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Тулы 17.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027100968113, ИНН7107059708/КПП710401001. Основном видом деятельности ООО "Копилка" является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, дополнительным - деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами.
ООО "Копилка" осуществляет розничную продажу продовольственных товаров посредством организации торговой сети "Семейная Копилка" в 38 торговых объектах, расположенных на территории города Тулы и Тульской области.
Статья 9 Закона о регулировании торговой деятельности содержит обязанность обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации.
Как было установлено в ходе проверки, при обращениях в ООО "Копилка" потенциальных поставщиков (лично, посредством телефонной связи, письменно), дается ссылка на Интернет-сайт ОАО "ГК "Виктория" www.victoria-group.ru., которое является владельцем 100% доли в уставном капитале ООО "Копилка". На указанном сайте опубликованы критерии отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки. Информация предусмотренная п.1 статьи 9, представляется потенциальным контрагентам при их непосредственном обращении в печатном виде.
В представленных ООО "Копилка" "Критериях отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки" (далее - Критерии), содержатся положения, противоречащие антимонопольным требованиям, установленным частью 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности запрещающим хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В вышеуказанном документе в экономических критериях отбора содержаться следующие положения:
- К рассмотрению принимается востребованная потребителем продукция, имеющая лидирующее положение по продажам в своей товарной категории;
- Приоритет компании, работа напрямую с производителем продукции.
Указанные положения содержат дискриминационные условия для доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, не имеющих лидирующего положение по продажам в своей товарной категории. Также создаются непреодолимые препятствия для заключения договора поставки с лицами, не являющимися непосредственно производителями товара, т.е. оптовыми организациями.
В ходе рассмотрения дела представителем хозяйствующего субъекта, привлеченным в качестве ответчика по делу, были даны объяснения, из которых следует, что ООО "Копилка" в соответствии со статьей 506 ГК РФ, заключая договора поставки на продовольственные товары, является стороной - "Покупателем", производит отбор поставщиков товара самостоятельно.
Собственного сайта общество не имеет. При обращении в ООО "Копилка"" потенциальных поставщиков для ознакомления с условиями, которым должен соответствовать контрагент для заключения договора поставки, указывается ссылка на Интернет-сайт ОАО "ГК "Виктория".
По первому Критерию представитель ООО "Копилка" разъяснил Комиссии, что для определения "продукции, имеющей лидирующее положение по продажам в своей категории", используются отчеты Нильсона (ACNielsen - корпорация предоставляющая информацию по маркетинговым исследованиям и пр. услуги), а также собственные маркетинговые исследования потребности покупателей в магазинах "Семейная копилка" ООО "Копилка". Второй Критерий: "_ приоритет компании, работа напрямую с производителями продукции" ООО "Копилка" объясняет как возможность без дополнительной наценки дистрибьютора или оптовика предложить минимальную розничную цену покупателю.
Выслушав позиции лиц, участвующих в деле, и оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункта 8 статьи 4 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. товар.
Часть 1 статьи 13 Закона о регулировании торговой деятельности, запрещает хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Включение ООО "Копилка" в Критерии положений:
- К рассмотрению принимается востребованная потребителем продукция, имеющая лидирующее положение по продажам в своей товарной категории;
- Приоритет компании, работа напрямую с производителем продукции,
создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, поставляющих продукцию, не имеющую лидирующее положение по продажам в своей товарной категории, дистрибьюторам и оптовым организациям и препятствует их доступу на соответствующий товарный рынок.
Как установила Комиссия из приобщенных к делу документов, ООО "Копилка" не придерживается указанных в Критериях положений о выборе поставщиков, имеющих лидирующее положение по продажам в своей товарной категории, как и о приоритете компании - работа напрямую с производителями продукции.
Это подтверждается наличием договоров, заключенных с дистрибьюторами и оптовыми организациями, а так же поставщиками продукции, не занимающей лидирующие положение в своей товарной категории. Например, 01.10.2011 ООО "Копилка" заключен договор с ООО "АВА" N571, предметом деятельности которого, согласно пункта 2.4 Устава ООО "АВА", является оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия; 01.09.2011 года ООО "Копилка" заключен договор с ООО "Торговая Компания Альянс" N564, видом деятельности которого, согласно пункта 2.3.1 Устава ООО "Торговая Компания Альянс", является оптовая торговля мукой и макаронными изделиями.
Отказов в заключении договоров поставки на основе данных положений Критериев со стороны ООО "Копилка" не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о регулировании торговой деятельности, Комиссия решила:
1. Признать ООО "Копилка" нарушившим подпункт а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" путем внесения в критерии отбора поставщиков дискриминационных условий, препятствующих доступу на товарный рынок хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров в торговые сети.
2. Выдать ООО "Копилка" предписание о прекращении нарушения подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
3. О выполнении настоящего предписания ООО "Копилка" письменно проинформировать Тульское УФАС России не позднее 23.01.2012 г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 декабря 2011 года г. Тула
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- > руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст.16 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", на основании своего решения от 22.12.2011 по делу N 68-5/01-2011 о нарушении ООО "Копилка" требований подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предписывает:
1. ООО "Копилка" прекратить нарушение подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" путем внесения изменений в пункты Критериев отбора контрагентов для последующего заключения договоров поставки, исключив положения, создающие дискриминационные условия для поставщиков продовольственных товаров, не имеющих лидирующего положения на рынке, и контрагентов, не являющихся производителями продукции.
Данное предписание действует до 23.01.2012 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Тульское УФАС России
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области N 68-5/01-2011 (опубликовано 21 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016