Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 9 декабря 2011 г. N 120
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Яковлева Д.В. - начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,
Колесниковой Ж.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,
Долженко А.О. - государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;
при участии:
представителя ответчика Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края <***> по доверенности от 08.12.2011 б/н,
представителя ответчика ООО "ДАНКО" <***> по доверенности от 24.10.2011 б/н,
индивидуального предпринимателя <***>
представителей ОАО "Автовокзал" <***> по доверенности от 20.10.2011 N06-119, Конюхова <***> по доверенности от 15.11.2011 N06-01-39,
рассмотрев материалы дела N120 по признакам нарушения Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края статей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в заключении Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края (далее Министерство) договоров с ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> от 13.08.2010 года N13-Д и N48-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, направленных на предоставление указанным хозяйствующим субъектам права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса в режиме ежедневного выполнения рейсов, ограничивающих конкуренцию на рынке транспортных услуг и создающих указанным хозяйствующим субъектам преимущественные условия, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на данном рынке и осуществлении согласованных действий между Министерством, ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> направленных на предоставление указанным хозяйствующим субъектам права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса, установила:
В целях осуществления контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было проведена проверка соответствия деятельности Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края (далее по тексту Министерство) по заключению договоров на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Между Министерством в лице первого заместителя <***> и ООО "ДАНКО" заключен договор N13-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов от 13.08.2010 года.
Предметом указанного договора являются взаимоотношения между "Заказчиком" (Министерством) и "Перевозчиком" (ООО "ДАНКО") по выполнению заказа на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в режиме резервных дополнительных рейсов в междугородном, пригородном (межрайонном) сообщении на территории Ставропольского края, в соответствии с Законом Ставропольского края N5-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" (далее Закон N5-КЗ).
"Заказчик" поручает, а "Перевозчик" принимает на себя обязательства по выполнению заказа на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов в периоды резкого увеличения пассажиропотоков, связанных с праздничными, выходными днями и иными непредвиденными обстоятельствами.
Привлечение "Перевозчика" к работе на маршрутах осуществляется по заявкам автовокзалов и автостанций. Порядок привлечения резервных перевозчиков утвержден приказом министра промышленности, транспорта и связи Ставропольского края N101-о/д от 10.08.2006 г. Основаниями для привлечения резервных перевозчиков являются непредвиденные обстоятельства, связанные с задержками, срывами рейсов по вине основных перевозчиков, пиковые увеличения пассажиропотоков и др.
Настоящий договор не влечёт за собой права закрепления за "Перевозчиком" какого-либо определенного маршрута (группы маршрутов) на постоянной основе.
Срок действия договора установлен с 26.07.2010 по 25.07.2011.
Аналогичный договор заключен Министерством с индивидуальным предпринимателем <***> - договор N48-Д от 13.08.2010 со сроком действия с 21.07.2010 по 20.07.2011.
Вышеуказанные договоры заключены в соответствии с приказом министерства от 10 августа 2006 г. N101-о/д, который действовал на момент заключения.
Приказ министерства от 10 августа 2006 г. N101-о/д не действует в свя-зи с принятием Закона Ставропольского края от 08 февраля 2010 г. N5-кз "Об организации транспортного обслуживания пассажирским авто-мобильным транспортом в Ставропольском крае".
Процедура привлечения перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов регламентирована договором перевозчика с ОАО "Автовокзал".
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о фиктивности заключения договоров N48-Д от 13.08.2010 и N13-Д от 13.08.2010 года на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, с целью осуществления указанными хозяйствующими субъектами выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса.
Действия Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края в лице первого заместителя министра <***> по заключению фиктивных договоров с ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, направленных на предоставление указанными хозяйствующими субъектами права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса в режиме ежедневного выполнения рейсов, свидетельствуют об умышленном совершении действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке транспортных услуг и созданию хозяйствующим субъектам - индивидуальному предпринимателю <***> и ООО "ДАНКО" преимущественных условий, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на данном рынке.
Управлением Федеральной антимонопольной службы было возбуждено дело N120 в отношении Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края (ул. Лермонтова, 155/1, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355004) по признакам нарушения статей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в заключении Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края (далее Министерство) договоров с ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> от 13.08.2010 года N13-Д и N48-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, направленных на предоставление указанным хозяйствующим субъектам права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса в режиме ежедневного выполнения рейсов, ограничивающих конкуренцию на рынке транспортных услуг и создающих указанным хозяйствующим субъектам преимущественные условия, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на данном рынке и осуществлении согласованных действий между Министерством, ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> направленных на предоставление указанным хозяйствующим субъектам права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссией Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю был проведена проверка соответствия деятельности Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края (далее по тексту Министерство) по заключению договоров на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации, в результате которой было установлено:
Между Министерством в лице первого заместителя <***> и ООО "ДАНКО" заключен договор N13-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов от 13.08.2010 года.
Согласно письменным пояснениям первого заместителя министра промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края <***> от 19.07.2011 N03-2470, от 16.09.2011 N03-3242, между министерством, в лице <***> и индивидуальным предпринима-телем <***> был заключен договор на осуществление пассажир-ских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов N48-Д от 13.08.2010 г., который не влечет за собой права закрепления за перевозчиком какого либо определенного маршрута (группы маршрутов) на постоянной основе.
Аналогичный договор заключен с ООО "Данко" N13 от 13.08.2010 г. на основании ходатайств ОАО "Автовокзал".
К Закону Ставропольского края от 08 февраля 2010 г. N5-кз "Об органи-зации транспортного обслуживания пассажирским автомобильным транспор-том в Ставропольском крае", заключение данных договоров не имеет ника-кого отношения, так как вышеуказанный закон регулирует отношения свя-занные с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения на основании заключаемых договоров по итогам конкурса на 7 лет с указанием конкретного маршрута межмуници-пального сообщения.
Вышеуказанные договоры заключены в соответствии с приказом министерства от 10 августа 2006 г. N101-о/д, который действовал на момент заключения.
Приказ министерства от 10 августа 2006 г. N101-о/д не действует в свя-зи с принятием Закона Ставропольского края от 08 февраля 2010 г. N5-кз "Об организации транспортного обслуживания пассажирским авто-мобильным транспортом в Ставропольском крае", в связи с чем, приказ об отмене вышеуказанного приказа министерством не издавался.
Процедура привлечения перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов регламентирована договором перевозчика с ОАО "Автовокзал".
В настоящее время действующих договоров на осуществление пасса-жирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов нет.
При этом подобного рода договоры не заключаются министерством, так как постановлением Правительства Ставропольского края от 13 июля 2011 г. N212-п утвержден типовой договор, в котором пункт 2.3.4. предусматривает обязанность перевозчика, в случае необходимости (в выходные, праздничные, а также в предшествующие им дни или в другие дни, характеризующиеся резким увеличением пассажиропотока) при наличии заявки Заказчика и (или) владельца остановочного пункта осуществлять пе-ревозку пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения по дополнительным рейсам при условии обеспечения продажи владельцами остановочных пунктов билетов, количество которых составит не менее 50 процентов от общего количества мест для сидения в каждом из автобусов, предусмотренных для обслуживания маршрута межмуниципального сообще-ния.
Согласно информации, представленной открытом акционерным обществом автовокзалов и автостанций (далее ОАО "Автовокзал") 08.07.2011 исх. N04-692, 19.09.2011 N06-01-818, с индивидуальным предпринимателем <***> с 24 августа 2009 года заключался договор для выполнения дополнительных рейсов, в настоящее время с 21 июля 2011 года заключен договор на услуги, связанные с перевозкой пассажиров и багажа на маршруте Ставрополь-Георгиевск с отправлением в 10-25/15-50.
С ООО "ДАНКО" с 15.11.2008 заключался договор для выполнения дополнительных рейсов, в настоящее время с 01 января 2001 года заключен договор на услуги связанные с перевозкой пассажиров и багажа на маршруте Ставрополь-Невинномысск, как с победителем конкурса - до 13.01.2018 года.
Кроме того, как следует из информации, представленной ОАО "Автовокзал" индивидуальный предприниматель <***> и ООО "ДАНКО" осуществляли перевозки пассажиров по договорам N48-Д от 13.08.2010 и N13-Д от 13.08.2010 года на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов в режиме ежедневного выполнения рейсов. Данный факт подтверждается ведомостями учета предварительной (текущей) продажи билетов на автобус на направления Ставрополь АС 1 - Невинномысск, Ставрополь АС 1 - Георгиевск.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о фиктивности заключения договоров N48-Д от 13.08.2010 и N13-Д от 13.08.2010 года на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, с целью осуществления указанными хозяйствующими субъектами выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса.
Требование о проведении конкурсных процедур является императивно установленной краевым законодательством (Законом Ставропольского края N5-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае") обязанностью в проведении конкурсов по выбору организаций, осуществляющих пассажирские перевозки.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 6 Закона Ставропольского края "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" N5-кз от 08 февраля 2010 года предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом.
Более того, на момент заключения договоров, такого понятия, как осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов в законодательстве Российской Федерации не существовало. Заключение вышеуказанных договоров имело целью предоставление указанными хозяйствующими субъектами права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса в режиме ежедневного выполнения рейсов, что подтверждается информацией, представленной ОАО "Автовокзал".
Доводы представителя Министерства о том, что заключение вышеуказанных договоров к Закону Ставропольского края от 08 февраля 2010 г. N5-кз "Об органи-зации транспортного обслуживания пассажирским автомобильным транспор-том в Ставропольском крае", не имеет ника-кого отношения, опровергаются самим договором, согласно которому "Предметом договора являются взаимоотношения между "Заказчиком" (Министерством) и "Перевозчиком" (ООО "ДАНКО" и ИП <***>) по выполнению заказа на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в режиме резервных дополнительных рейсов в междугородном, пригородном (межрайонном) сообщении на территории Ставропольского края, в соответствии с Законом Ставропольского края N5-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" (далее Закон N5-КЗ).".
К доводу Министерства о том, что договор на осуществление пассажир-ских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов не влечет за собой права закрепления за перевозчиком какого либо определенного маршрута (группы маршрутов) на постоянной основе, следует отнестись критически, поскольку материалами проверки, в частности наличием утвержденных директором ГУ "Ставропольавто" маршрутных расписаний, письменными пояснениями и.о. генерального директора ОАО "Автовокзал" <***> установлено фактическое выполнение индивидуальным предпринимателем <***> и ООО "ДАНКО", на основании договоров от 13.08.2010 года N13-Д и N48-Д, регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения в режиме ежедневного выполнения рейсов и закрепление за индивидуальным предпринимателем <***> маршрута N620 "Ставрополь, АС-1 - Георгиевск, АВ".
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
Проведение конкурсов и соответственно наличие конкурентной борьбы между потенциальными участниками позволяет выбрать лучшую организацию, предлагающую услуги транспортного обслуживания.
Действия Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края в лице первого заместителя министра <***> по заключению договоров с ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, направленных на предоставление указанными хозяйствующими субъектами права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса в режиме ежедневного выполнения рейсов, свидетельствуют об умышленном совершении действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке транспортных услуг и созданию хозяйствующим субъектам - индивидуальному предпринимателю <***> и ООО "ДАНКО" преимущественных условий, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на данном рынке.
Заключение договора N13-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов от 13.08.2010 года с ООО "ДАНКО" без проведения открытого конкурса, является нарушением антимонопольного законодательства, путём совершения Министерством антиконкурентных действий, запрещенных статьёй 15 Закона "О защите конкуренции".
Заключение договора N48-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов от 13.08.2010 года с индивидуальным предпринимателем <***> без проведения открытого конкурса, является нарушением антимонопольного законодательства, путём совершения Министерством антиконкурентных действий, запрещенных статьёй 15 Закона "О защите конкуренции".
В силу ч. 1 ст. 16 Закона "О защите конкуренции" среди прочих соглашений и согласованных действий запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и иными осуществляющими функции указанных органов органами и хозяйствующими субъектами, а также осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из материалов дела N120 следует, что индивидуальный предприниматель <***> согласно вышеупомянутому договору, с 13 августа 2010 г. на территории Ставропольского края осуществлял хозяйственную деятельность по перевозке пассажиров по графикам на маршруте N620 "Ставрополь, АС-1 - Георгиевск, АВ" согласно утвержденных директором ГУ "Ставропольавто", находящимся в ведомственном подчинении министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края, маршрутного расписания (расписание прилагается). Указанную деятельность предприниматель <***> осуществлял ежедневно.
17 августа 2010 года между ОАО "Автовокзал" и индивидуальным предпринимателем <***> заключен договор N643-1 на оказание "Перевозчику" - ИП <***> услуг, связанных с перевозкой пассажиров и багажа автомобильным транспортом в режиме резервных дополнительных рейсов в междугородном, пригородном (межрайонном) сообщениях на территории Ставропольского края, в соответствии с Законом Ставропольского края от 08 февраля 2010 г. N5-кз "Об органи-зации транспортного обслуживания пассажирским автомобильным транспор-том в Ставропольском крае".
Иные основания для осуществления ежедневных перевозок по маршруту N620 "Ставрополь, АС-1 - Георгиевск, АВ", помимо договора N48-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов от 13.08.2010 года, отсутствуют.
Аналогичный порядок привлечения и условия осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в режиме резервных дополнительных рейсов в междугородном, пригородном (межрайонном) сообщениях на территории Ставропольского края был у ООО "ДАНКО".
Согласно двум вышеуказанным договорам основаниями для привлечения резервных перевозчиков являются непредвиденные обстоятельства, связанные с задержками, срывами рейсов по вине основных перевозчиков, пиковые увеличения пассажиропотоков и др.
В процессе рассмотрения дела N120 не нашел подтверждение факт, что выполнение индивидуальным предпринимателем <***> и ООО "ДАНКО" регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения в режиме ежедневного выполнения рейсов свидетельствует о наличии в действиях каждого из перевозчиков согласованных действий, на совершение которых установлен запрет статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, действия ответчика по делу N120 по заключению договоров с ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> от 13.08.2010 года N13-Д и N48-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, направленных на предоставление указанным хозяйствующим субъектам права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса в режиме ежедневного выполнения рейсов, ограничивающих конкуренцию на рынке транспортных услуг и создающих указанным хозяйствующим субъектам преимущественные условия, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на данном рынке, нарушают антимонопольное законодательство. Факт нарушения со стороны Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135 -ФЗ "О защите конкуренции" подтверждается материалами дела.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать Министерство промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в заключении Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края (далее Министерство) договоров с ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> от 13.08.2010 года N13-Д и N48-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов, направленных на предоставление указанным хозяйствующим субъектам права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах межмуниципального сообщения без проведения конкурса в режиме ежедневного выполнения рейсов, ограничивающих конкуренцию на рынке транспортных услуг и создающих указанным хозяйствующим субъектам преимущественные условия, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на данном рынке.
2. Предписание Министерству промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края не выдавать, в связи с тем, что договоры с ООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> от 13.08.2010 года N13-Д и N48-Д на осуществление пассажирских перевозок в режиме резервных дополнительных рейсов расторгнуты, на основании проведенных конкурсных процедур сООО "ДАНКО" и индивидуальным предпринимателем <***> заключены договоры N40 и N141 от 14.02.2011.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 декабря 2011 г. N 120
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016