Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 22 июля 2015 года
г. Сыктывкар
N 05-03/6392
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 05-05/14 по признакам нарушения муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 3", место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Первомайская, дом 74, части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 3" (далее - МАУДОД "ДЮСШ N 3"), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Первомайская, дом 74.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена индивидуальный предприниматель <_> (далее - индивидуальный предприниматель.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар", место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, установленных данной нормой.
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции вступила в силу с 02.07.2008.
Здание по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 74 (далее - здание плавательного бассейна, муниципальное имущество), принадлежит на праве собственности МО ГО "Сыктывкар" (свидетельство о государственной регистрации права от 08.11.2007), закреплено за МАОУДОД "ДЮСШ N 3" на праве оперативного управления (договор о закреплении имущества на праве оперативного управления от 08.01.2003 N 16/03 между Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" и муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 3", договор о закреплении имущества на праве оперативного управления за автономным учреждением от 08.05.2009 N 15/09 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар" и МАОУДОД "ДЮСШ N 3", свидетельства о государственной регистрации права от 26.02.2008, от 03.02.2010).
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар", СМОУ ДОД "ДЮСШ N 3" и индивидуальным предпринимателем заключен договор аренды N 190/07 от 21.08.2006 в отношении нежилых помещений NN 25, 25а, 25б, 26 в здании плавательного бассейна площадью 98,5 кв. м. сроком с 01.09.2006 по 01.08.2008.
В соответствии с соглашением о расторжении договора аренды N 190/07 от 21.08.2006, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар", СМОУ ДОД "ДЮСШ N 3" и индивидуальным предпринимателем, договор аренды N 190/07 от 21.08.2006 расторгнут с 07.06.2008. По акту приема-передачи от 07.06.2008 индивидуальным предпринимателем муниципальное имущество возвращено.
Впоследствии в отношении нежилых помещений NN 25, 25а, 25б, 26 в здании плавательного бассейна с индивидуальным предпринимателем заключены договоры аренды N 5А/09 от 01.04.2009 сроком с 01.09.2009 по 01.06.2010, N 6А/10 от 04.05.2010 сроком с 01.06.2010 по 01.05.2011, N 5А/11 от 14.04.2011 сроком с 02.05.2011 по 30.04.2012, N 8А/12 от 12.04.2012 сроком с 30.04.2012 по 31.03.2013.
Договор аренды N 190/07 от 21.08.2006 заключен до вступления в силу Закона о защите конкуренции.
По дополнительным соглашениям от 18.03.2013 срок договора аренды N 8А/12 от 12.04.2012 продлен с 01.04.2013 по 28.02.2014, по дополнительному соглашению от 03.02.2014 - с 01.03.2014 по 31.01.2015, по дополнительному соглашения от 12.01.2015 - с 01.02.2015 по 30.06.2015.
Дополнительные соглашения от 03.02.2014, 12.01.2015 к договору аренды N 8А/12 от 12.04.2012 заключены без проведения торгов.
Дело N АО 05-05/15 возбуждено по факту заключения именно дополнительных соглашений от 03.02.2014, 12.01.2015 к договору аренды N 8А/12 от 12.04.2012.
Заключение договоров аренды N 5А/09 от 01.04.2009, N 6А/10 от 04.05.2010, N 5А/11 от 14.04.2011, N 8А/12 от 12.04.2012 и дополнительного соглашения от 18.03.2013 к нему не противоречило Закону о защиты конкуренции с учетом положений, предусмотренных частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, действовавшей до 01.09.2013, и наличия у индивидуального предпринимателю статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (подтвержденного представленными в дело документами).
По утверждению МАОУДОД "ДЮСШ N 3" заключение дополнительных соглашений от 03.02.2014, 12.01.2015 к договору аренды N 8А/12 от 12.04.2012 не противоречит статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, т.к. относится к исключениям, предусмотренным пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
По пункту 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
По пункту 20 статьи 2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
По пункту 18 статьи 2 Закона об образовании образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
По пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит образовательная деятельность.
В соответствии с Уставом МАОУДОД "ДЮСШ N 3" 2012 года (далее - Устав) предметом деятельности МАОУДОД "ДЮСШ N 3" является организация дополнительного образования детей в форме групповых учебно-тренировочных и теоретических занятий, работы по индивидуальным планам, медико-восстановительных мероприятий, тестирования и медицинского контроля, участия в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторской и судебной практики обучающихся.
По пункту 2.3 Устава основным видом деятельности МАОУДОД "ДЮСШ N 3" является оказание услуг в области дополнительного образования детей по лицензированной программе "Дополнительная образовательная программа по плаванию".
Министерством образования Республики Коми выдана МАОУДОД "ДЮСШ N 3" лицензия серии РО N 015061 от 05.04.2012 на право ведения образовательной деятельности по образовательной программе - физкультурно-спортивная: плавание.
На основании вышеизложенного, МАОУДОД "ДЮСШ N 3" осуществляет образовательную деятельность.
В соответствии с договором аренды N 8А/12 от 12.04.2012 муниципальное имущество, арендуемое индивидуальным предпринимателем, используется для размещения буфета.
По пунктам 1, 31 раздела 2 "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения":
-общественное питание (индустрия питания) - самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг;
-буфет: Предприятие общественного питания, находящееся в общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в т.ч. холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия.
Однако, при анализе Комиссией договора аренды N 8А/12 от 12.04.2012 и технического паспорта на здание плавательного бассейна установлено следующее.
В договоре аренды N 8А/12 от 12.04.2012 указаны помещения NN 25, 25а, 25б, 26. В техническом паспорте на здание плавательного бассейна от 04.06.2007 указано, что помещение N 25 является душевой, помещение N 26 - залом бассейна. Помещения NN 25а, 25б в техническом паспорте на здание плавательного бассейна не указаны.
Исходя из технического паспорта на здание плавательного бассейна залом для посетителей, буфетом являются помещения NN 36, 37.
На заседании Комиссии индивидуальный предприниматель поясняла, что в договор аренды N 8А/12 от 12.04.2012 были включены помещения, указанные в экспликации к поэтажному плану здания бассейна, полученной ей в ГУП РК "РБТИ" и переданной в адрес МАОУДОД "ДЮСШ N 3" для заключения первоначального договора аренды N 190/07 от 21.08.2006.
Впоследствии был изготовлен технических паспорт на здание плавательного бассейна от 04.06.2007, в котором номера помещений на 1 этаже здания плавательного бассейна изменены. Однако, соответствующие изменения в договор аренды N 8А/12 от 12.04.2012 в части изменения номеров арендуемых индивидуальным предпринимателем помещений по ошибке не были внесены.
Комиссией изучены указанные копии документов и установлено, что фактически индивидуальный предприниматель арендует помещения NN 36, 37, 38, 39, которые являются залом для посетителей, буфетом и подсобными помещениями.
С учетом изложенного, МАОУДОД "ДЮСШ N 3" является муниципальной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания, в том числе обучающимся и работникам МАОУДОД "ДЮСШ N 3". Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в действиях МАОУДОД "ДЮСШ N 3" по заключению дополнительных соглашений от 03.02.2014, от 12.01.2015 к договору аренды N 8А/12 от 12.04.2012 с индивидуальным предпринимателем признаки нарушения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции отсутствуют, в связи с тем, что заключение указанных дополнительных соглашений соответствует положениями, предусмотренным в пункте 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Прекратить рассмотрение дела N АО 05-05/15 в отношении МАОУДОД "ДЮСШ N 3" в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 июля 2015 г. N 05-03/6392
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016