Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 23 декабря 2011 г. N 3-01/22-2011
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2011 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя территориального управления
Члены Комиссии:
Володин В.А.- начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В.- главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/22-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы: "НЕРВО-ВИТ бессонницу и стресс победит1. Эффективное седативное действие "Нерво-Вита" основано на сборе 4 лекарственных трав: валерианы, мелиссы, пустырника и синюхи голубой_", содержащей признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") обществом с ограниченной ответственностью "Парафарм",
в присутствии представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генерального директора ООО "Парафарм" <_> установила:
В Пензенское УФАС России поступили материалы, представленные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о распространении в газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" N 3/2011 рекламы биологически активной добавки "Нерво-Вит": "НЕРВО-ВИТ бессонницу и стресс победит1. ", в которой усматриваются признаки нарушения ФЗ "О рекламе".
Антимонопольным органом в результате проверки установлено, что рекламораспространителем рекламы "НЕРВО-ВИТ бессонницу и стресс победит1. " является ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" (355002, г. Ставрополь, Лермонтова ул., 191б). В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-1485 от 10.02.2000 примерная тематика и специализация газеты "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" - популяризация научно-методических изданий, полезные советы; территория распространения - Российская Федерация, страны СНГ.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Парафарм" (440026, г. Пенза, Свердлова ул., д. 4), что подтверждается документами и материалами, предоставленными рекламораспространителем.
На рассмотрении дела N 3-01/22-2011 генеральный директор ООО "Парафарм" <_> заявил, что в соответствии с договором на оказание рекламных услуг от 20.12.2010 ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" взяло на себя обязательство оказывать рекламные услуги ООО "Парафарм" в соответствии с действующим законодательством. Однако, ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" разместило в газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" не согласованный с ООО "Парафарм" макет рекламного объявления.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
ООО "Парафарм" опубликовало в газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" N 3/2011 следующее рекламное объявление: "НЕРВО-ВИТ бессонницу и стресс победит1. Эффективное седативное действие "Нерво-Вита" основано на сборе 4 лекарственных трав: валерианы, мелиссы, пустырника и синюхи голубой_БАД не является лекарственным средством, перед применением проконсультируйтесь со специалистом, имеются противопоказания".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе": рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В рекламном объявлении указано: "НЕРВО-ВИТ бессонницу и стресс победит1. Эффективное седативное действие "Нерво-Вита" основано на сборе 4 лекарственных трав: валерианы, мелиссы, пустырника и синюхи голубой_".
Реклама обращается именно к потребителю, так как ее основная задача сформировать его интерес к объекту рекламирования.
Реклама БАДа "Нерво-Вит" создает впечатление, что рекламируемая биологически активная добавка обладает лечебными свойствами в лечении таких заболеваний как бессонница и стресс.
Данный вывод можно сделать, исходя из анализа размещенных в рекламе фраз: "НЕРВО-ВИТ бессонницу и стресс победит1. Эффективное седативное действие "Нерво-Вита" основано на сборе 4 лекарственных трав: валерианы, мелиссы, пустырника и синюхи голубой_" и на основании письма Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.
В материалах настоящего дела имеется письмо Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, из которого следует, что бессонница и стресс включены в международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Бессонница соответствует G47.0 - Нарушение засыпания и поддержки сна из подгруппы эпизодических и параксизмальных расстройств, группы болезней нервной системы. Стресс является причиной развития некоторых психических и невротических болезней и состояний, соответствует F43 - Реакция на тяжелый стресс и проблемы адаптации из подгруппы невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, из группы психические расстройства и расстройства поведения.
"НЕРВО-ВИТ" в соответствии с законодательством зарегистрирован как биологически-активная добавка к пище (далее - БАД) и не является лекарственным препаратом.
В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Парафарм" нарушило требования пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 25 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Парафарм", размещенную в газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" N 3/2011, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Парафарм" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
23 декабря 2011 г. г.Пенза, ул.Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя территориального управления
Члены Комиссии:
Володин В.А.- начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В.- главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
на основании своего решения от 23 декабря 2011 г. по делу N 3-01/22-2011 о признании ненадлежащей рекламы ООО "Парафарм", размещенной в газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" N 3/2011 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, предписывает:
ООО "Парафарм" (г. Пенза, ул. Свердлова, д. 4) в срок до 12 января 2012 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе", а именно:
- привести в соответствие с законодательством рекламу БАД, размещенную в газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" и распространяемую иными способами на всей территории Российской Федерации.
2. ООО "Парафарм" (г. Пенза, ул. Свердлова, д. 4) представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 16.01.2012.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 23 декабря 2011 г. N 3-01/22-2011
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016