Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 27 ноября 2013 г. N 4938/5
Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 27 ноября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее соответственно - Комиссия, Белгородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
с участием представителей ответчика - администрации муниципального района "Краснояружский район" Белгородской области (администрации Краснояружского района Белгородской области), расположенной по адресу: 309420, Белгородская область, п. Красная Яруга, ул. Центральная, 14, - <> действующего на основании доверенности от 22.10.2012 без номера, и <> действующего на основании доверенности от 21.11.2013 без номера,
рассмотрев дело N 470-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства - запрета, предусмотренного частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
При изучении с целью контроля соблюдения органами местного самоуправления требований антимонопольного законодательства Белгородским УФАС России было проанализировано опубликованное в межрайонной газете Ракитянского и Краснояружского районов Белгородской области "Наша жизнь" от 12.09.2013 N 110 (11574) информационное сообщение о проведении администрацией Краснояружского района Белгородской области (далее - Администрация) торгов в форме открытого аукциона по продаже объектов движимого муниципального имущества (далее соответственно - извещение, торги, аукцион, имущество):
- лот N 1: автобус КАВЗ 397682, 2004 года выпуска;
- лот N 2: автобус КАВЗ 3976-011, 1999 года выпуска.
В извещении о проведении Администрацией торгов:
- отсутствуют срок внесения задатка и указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме;
- отсутствуют порядок определения победителей; условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; место и срок подведения итогов продажи муниципального имущества;
- содержится информация о выдаче документации об аукционе на основании заявления заинтересованного лица и отсутствует информация о размещении в местах подачи заявок общедоступной информации о торгах, образцов типовых документов, представляемых покупателями муниципального имущества, правилах проведения торгов;
- содержится требование Администрации о предоставлении претендентами копии квитанции о внесении задатка.
Недостаточность и в части незаконность сведений (информации), содержащихся в извещении, ограничивают доступ к участию в торгах и могут привести к недопущению, ограничению конкуренции.
Согласно частям 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Органу местного самоуправления, являющемуся организатором торгов, кроме того запрещается не предусмотренное федеральными законами или нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии со статьёй 44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 06.11.2013 N 421 в отношении Администрации возбуждено настоящее дело по признакам нарушения запрета, предусмотренного частями 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
По определению Комиссии о назначении дела N 470-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.11.2013 Администрацией представлены в копиях документы по проведению аукциона и письменное правовое обоснование, в котором ответчик ссылается на наличие части необходимой информации, отсутствующей в опубликованном извещении, на официальном сайте Администрации, и полагает это достаточным. В нормах, устанавливаемых пунктом 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 (ред. от 03.03.2012)), и пунктом 2 статьи 380 Гражданского кодекса РФ усматривает противоречие в части определения формы договора о задатке.
Устно представители ответчика пояснили, что в настоящее время торги признаны аукционной комиссией Администрации несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них; заверили о недопущении в дальнейшем в своих действиях нарушений антимонопольного законодательства.
В результате рассмотрения извещения Администрации, представленных Администрацией документов, сведений и других материалов дела, выслушав представителей ответчика, Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией запрета, установленного частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.
Статья 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что администрация входит в структуру органов местного самоуправления.
Исходя из постановления Администрации от 09.09.2013 N 505 "О проведении торгов по продаже муниципального имущества", Администрация является организатором торгов муниципального имущества.
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), данный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе - и транспортных средств.
В соответствии с Законом о приватизации Правительством РФ утверждено также "Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе" (постановление от 12.08.2002 N 585 (ред. от 03.03.2012), далее - Положение об аукционе).
Таким образом, Администрации при организации торгов необходимо руководствоваться требованиями Закона о приватизации и Положения об аукционе.
1. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона о приватизации одновременно с заявкой юридические лица - претенденты на покупку муниципального имущества представляют:
- заверенные копии учредительных документов;
- документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное его руководителем письмо);
- документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности;
- доверенность представителя, оформленную в установленном порядке, или нотариально заверенную копию такой доверенности;
- опись документов.
Организатор торгов не вправе устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов.
Согласно извещению Администрации о проведении торгов и в нарушение вышеуказанной нормы претенденты на покупку муниципального имущества должны прилагать к заявке об участии в торгах в том числе копию квитанции о внесении задатка.
Требование Администрации о предоставлении копии квитанции о внесении задатка свидетельствует о нарушении требований, установленных пунктами 1, 2 статьи 16 Закона о приватизации.
2. Согласно пункту 6 Положения об аукционе информационное сообщение о проведении аукциона наряду со сведениями, предусмотренными Законом о приватизации, должно содержать, в частности, сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.
В извещении Администрации о проведении торгов в нарушение вышеуказанной нормы отсутствуют:
- срок внесения задатка;
- указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.
Выводы о наличии либо отсутствии противоречий в действующем законодательстве в компетенцию Комиссии не входят.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о приватизации извещение о проведении торгов должно содержать сведения:
1) наименование органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;
2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
3) способ приватизации такого имущества;
4) начальная цена продажи такого имущества;
5) форма подачи предложений о цене такого имущества;
6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;
8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;
9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;
10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;
11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;
12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);
14) место и срок подведения итогов продажи муниципального имущества.
В нарушение вышеуказанной нормы в извещении Администрации о проведении торгов отсутствуют:
- порядок определения победителей;
- условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов.
4. В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона о приватизации в местах подачи заявок и на сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет" должны быть размещены общедоступная информация о торгах по продаже подлежащего приватизации муниципального имущества, образцы типовых документов, представляемых покупателями муниципального имущества, правила проведения торгов.
В нарушение вышеуказанной нормы в извещении Администрации о проведении торгов содержится информация о выдаче документации об аукционе на основании заявления заинтересованного лица и отсутствует информация о размещении в местах подачи заявок общедоступной информации о торгах, образцов типовых документов, представляемых покупателями муниципального имущества, правилах проведения торгов.
Ссылку ответчика на достаточность размещённой в сети Интернет информации об аукционе и необязательность опубликования таковой в официальном печатном издании Комиссия считает несостоятельной, поскольку согласно части 2 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет" сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет" официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов. По мнению Комиссии значительная часть неограниченного числа претендентов на приобретение заявленного к торгам имущества могла отказаться от участия в торгах ввиду недостаточности и в части незаконности опубликованной именно в газете информации, поскольку для большей части претендентов в возрасте 40 лет и старше, особенно проживающих в сельской местности, наиболее доступным способом ознакомления с информацией о торгах является изучение печатных изданий.
Таким образом, действия Администрации по организации торгов в части их информационного обеспечения - требование о необходимости предоставления претендентами на покупку муниципального имущества не предусмотренных Законом о приватизации документов, а также непредставление Администрацией сведений (информации), предусмотренной Законом о приватизации и Положением об аукционе повлекли ограничение доступа к участию в торгах неограниченного числа хозяйствующих субъектов на рынке продажи муниципального имущества.
Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов органу местного самоуправления, являющемуся организатором торгов, запрещается не предусмотренное федеральными законами или нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Факт совершения Администрацией вышеуказанного нарушения является основанием для выдачи Администрации предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при проведении в дальнейшем торгов по продаже муниципального имущества.
Учитывая изложенное, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела N 470-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 20.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения администрацией муниципального района "Краснояружский район" Белгородской области (администрацией Краснояружского района Белгородской области) запрета, установленного частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось:
- в требовании о необходимости предоставления претендентами на покупку муниципального имущества не предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) "О приватизации государственного и муниципального имущества" документов;
- в недостаточности сведений (информации), предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585 (ред. от 03.03.2012)),
что повлекло ограничение доступа к участию в торгах неограниченного числа хозяйствующих субъектов на рынке продажи муниципального имущества.
2. На основании факта совершения администрацией муниципального района "Краснояружский район" Белгородской области (администрацией Краснояружского района Белгородской области) нарушения, указанного в пункте 1 настоящего решения, выдать администрации муниципального района "Краснояружский район" Белгородской области (администрации Краснояружского района Белгородской области) предписание: совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции при проведении торгов по продаже муниципального имущества.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 27 ноября 2013 г. N 4938/5
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016