Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 3 декабря 2013 г. N Р-177-13
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<>
Рассмотрев материалы дела N Р-177-13, возбужденное по обращению Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан (вх. N11705 от 19.08.2013 г.), а именно рекламу бальзама "Десятисил Алтайский" и масла "Живица плюс", размещенную в листовке "Страничка здоровья", рекламодатель и рекламораспространитель - индивидуальный предприниматель <> установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
17.10.2013 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело NР-177-13 (исх.N6/11636 от 18.10.2013 г.) в отношении рекламы: бальзама "Десятисил Алтайский" и масла "Живица плюс", размещенной в листовке "Страничка здоровья" (с указанием мест реализации "Десятисил Алтайский" и "Живица плюс"):
15 августа
г.Уфа,
9.00-10.00, Стадион "Локомотив",
Ул.Левитана, д.26\1
г.Стерлитамак,
12.00-13.00, ГДК пр.Октября, д.35
14.00-15.00. Кинотеатр "Искра"
г.Ишимбай, 16.00-17.00 Дворец культуры, пр-т Ленина, д.23
16 августа
г.Баймак, 10.00-11.00 Кинотеатр "Ирандык",
Проспект Салавата Юлаева, д.11
г.Сибай 12.00-13.00 Кинотеатр "Мир", ул.Ленина, д.7
г.Учалы, 17.00-18.00 Здание филармонии, ул.Ленина, д.27 (остановка пл.Ленина)
17 августа
г.Уфа,
10.00-11.00 Гостиничный комплекс "Башкортостан" ул.Ленина, д.25\29,
(центральный вход, 2 этаж, конф.зал)
12.00-14.00 ДК "УЗЭМИК (РТИ)
Пр.Октября, д.33 (ост."Универмаг "Уфа"), согласно представленной информации рекламодатель и рекламораспространитель - индивидуальный предприниматель<> имеет признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
-в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В данном случае в данной рекламе присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Так же вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения пункта 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" в части того, что:
-реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: 1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами; 2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; 3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
В данном случае данная реклама создает впечатление о том, что вышеуказанные биологически активные добавки являются лекарственными средствами, содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения вышеуказанных добавок, содержит выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
31.10.2013 г. ИП <> на рассмотрение данного дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ИП <> о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
14.11.2013 г. ИП <> на рассмотрение данного дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ИП <> о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
03.12.2013 г. ИП <> на рассмотрение данного дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ИП <> о времени и месте рассмотрения данного дела в управление поступило с отметкой вручено 25.11.2013 г. Так же телеграмма от 20.11.2013 г. отправленная ИП <> вручена матери 25.11.2013 г.
Анализ материалов дела NР-177-13 показал, что согласно представленных документов:
от МУП культуры "Сибайская городская дирекция киновидеосети" (вх.N12856 от 10.09.2013 г.), а именно: договора N9 аренды объектов муниципального нежилого фонда для проведения выставок, концертов, ярмарок, презентаций от 16.08.2013 г. и квитанции к приходному кассовому ордеру N301 от 16.08.2013 г. (аренда помещения выставка-продажа "Амулет здоровья") заказчиком является ИП <>
от ГУП кинотеатра "Ирандык" (вх.N13541 от 24.09.2013 г.), а именно: договора о проведении совместных мероприятий от 15.08.2013 г. и приходного кассового ордера от 15.08.2013 г. (аренда помещения) заказчиком является ИП <>
от ОАО "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" (Учреждение "Дворец культуры и техники") (вх.N12784 от 09.09.2013 г.), а именно: свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 14.03.2013 г.; копии паспорта гр.<> свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 27.03.2002 г.; договора аренды площади N259-кт от 03.08.2013 г., заказчиком является ИП <>
от ООО гостиничного комплекса "Башкортостан" (вх.N12530 от 04.09.2013 г.), а именно: заявки от ИП <>об аренде конференц-зала и квитанции на предоставление гостиничных услуг (аренда конференц-зала) N93023 от 01.08.2013 г. заказчиком является ИП <>
от ГУП Кинотеатра "Искра" (вх.N13126 от 16.09.2013 г.), а именно: договора б/н аренды объектов государственного нежилого фонда для проведения выставок, концертов, ярмарок, презентаций от 15.08.2013 г.; счета на оплату N37 от 15.08.2013 г.; счета-фактуры N68 от 15.08.2013 г.; акта приема-передачи нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Стерлитамак, пр.Ленина, 30Б от 15.08.2013 г. и акта о приемке выполненных работ (оказанных услуг) от 15.08.2013 г. заказчиком является ИП <>
от МАУ "Стерлитамакский городской Дворец культуры" (вх.N13750 от 27.09.2013 г.), а именно: типового договора N171 о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа, закрепленных на праве оперативного управления от 15.08.2013 г.; договора оказания услуг N170 от 15.08.2013 г.; свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 14.03.2013 г.; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 27.03.2002 г.; выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N13001А/2013 от 14.03.2013 г. заказчиком является ИП <> рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <>
Таким образом, установлено что реклама бальзама "Десятисил Алтайский" и масла "Живица плюс", размещенная в листовке "Страничка здоровья" (с указанием мест реализации "Десятисил Алтайский" и "Живица плюс"):
15 августа
г.Уфа,
9.00-10.00, Стадион "Локомотив",
Ул.Левитана, д.26\1
г.Стерлитамак,
12.00-13.00, ГДК пр.Октября, д.35
14.00-15.00. Кинотеатр "Искра"
г.Ишимбай, 16.00-17.00 Дворец культуры, пр-т Ленина, д.23
16 августа
г.Баймак, 10.00-11.00 Кинотеатр "Ирандык",
Проспект Салавата Юлаева, д.11
г.Сибай 12.00-13.00 Кинотеатр "Мир", ул.Ленина, д.7
г.Учалы, 17.00-18.00 Здание филармонии, ул.Ленина, д.27 (остановка пл.Ленина)
17 августа
г.Уфа,
10.00-11.00 Гостиничный комплекс "Башкортостан" ул.Ленина, д.25\29,
(центральный вход, 2 этаж, конф.зал)
12.00-14.00 ДК "УЗЭМИК (РТИ)
Пр.Октября, д.33 (ост."Универмаг "Уфа"), согласно представленной информации рекламодатель и рекламораспространитель - индивидуальный предприниматель <> нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
-в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В данном случае в данной рекламе присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования. (пример: "_Масло "Живица плюс" снижает уровень холестирина в крови, восстанавливает эластичность капилляров, от которых зависит глубинное кровоснабжение органов и тканей. В итоге улучшается микроциркуляция крови во всем организме- снижается риск инфарктов, инсультов, облегчается состояние при варикозах и тромбофлебитах" и т.д.).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Так же вышеуказанная реклама нарушает пункты 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" в части того, что:
-реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: 1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами; 2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; 3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
В данном случае данная реклама создает впечатление о том, что вышеуказанные биологически активные добавки являются лекарственными средствами, содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения вышеуказанных добавок, содержит выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок (пример: -Чуванихина А.М."_Прочитав в газете о бальзаме "Десятисил Алтайский" решила попробовать. Принимая его, с каждым днем чувствовала себя все лучше и лучше. Стала замечать, что приступов стенокардии становится меньше, таблетки стала принимать реже. Сейчас уже совсем не пью лекарств. Как же хорошо!" и т.д.)
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В связи с законченностью проведения выставки в вышеуказанных местах проведения, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время реклама не распространяется.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 03.12.2013 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу бальзама "Десятисил Алтайский" и масла "Живица плюс", размещенную в листовке "Страничка здоровья", рекламодатель и рекламораспространитель - индивидуальный предприниматель <> так как она нарушает пункт 6 части 5 статьи 5, пункты 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с законченностью проведения выставки в вышеуказанных местах проведения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 03.12.2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 3 декабря 2013 г. N Р-177-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016