Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 3 декабря 2013 г. N 15756-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия
рассмотрев жалобу ООО "ГК-Чистый город" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" (далее - Заказчик), при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов (извещение N 0356100010713000210), установила:
Согласно извещению N0356100010713000210, Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссий установлено следующее.
В соответствии с пп. 2 п. 5 Части 2 документации о торгах, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, которые являются предметом настоящего открытого аукциона в электронной форме:
- копия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), включая все виды отходов, указанных в данной документации;
Заявитель полагает, что Заказчиком незаконно установлено требование о наличии лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности.
Правовые основы, регулирующие основы обращения с отходами производства и потребления, в частности, установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N255.
В силу положений Закона об отходах:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона N99-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Предметом торгов является выполнение работ по размещению на специализированных объектах бесхозяйных отходов I-IV классов опасности (Раздел 2 документации о торгах).
В п. 4 "Техническое задание" документации об открытом аукционе в электронной форме указаны виды оказываемых услуг: вывоз и утилизация отходов, а также обезвреживание отходов, захоронение на полигоне ТБО.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что целью проведения торгов является именно оказание услуг по очистке территории и вывозу мусора.
Комиссия отмечает, что поскольку законодательно предусмотрено наличие лицензии лишь на обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности, виды работ, поименованные в Техническом задании, могут выполнять организации, не имеющие лицензий, и сдавать собранные, погруженные и перевезенные отходы на полигоны организациям, имеющим соответствующую лицензию на захоронение отходов.
Частью 5 ст.41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего закона.
При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно п.1 ч.3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.06.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. При проведении торгов, на размещение заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
В ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов обозначено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
С учетом анализа приведенных норм права, в т.ч. Закона об отходах, применительно к обстоятельствам данной жалобы, Комиссия приходит к выводу о том, что требование о наличии поименованной лицензии ограничивает количество участников размещения заказа, что является нарушением требований ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Требования к составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме установлены в ч.6 ст.41.8 Закона о размещении заказов.
Согласно ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Таким образом, Заказчиком также нарушено требование ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что довод Заявителя о неправомерности включения Заказчиком в проект Договора условия о том, что право собственности на отходы переходит от Заказчика к Исполнителю в момент передачи отходов, а также условие о том, что Исполнитель самостоятельно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, является несостоятельным в силу следующих обстоятельств. Указанные условия Договора относятся к исполнению Договора, по состоянию на 03.12.2013 г. Договор не заключен. Кроме того, Заявителем не указано, какая норма Закона о размещении заказов нарушена включением данных условий в проект Договора.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "ГК-Чистый город" на действия ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" (при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов (извещение N 0356100010713000210) обоснованной в части довода, касающегося требования к составу второй части заявки на участие в торгах.
2. Признать в действиях ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" нарушения ч.1 ст.41.6, ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Выдать ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. предписывает:
1. ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" устранить выявленные нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) путем:
- возврата заявок,
- внесения в документацию об открытом аукционе в электронной форме изменений с учетом выявленных нарушений Закона о размещении заказов, принятого по жалобе ООО "ГК-Чистый город" решения;
- продления срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями ч.7 ст.41.7 Закона о размещении заказов.
2. Аукционной комиссии в целях устранения допущенного ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" нарушения отменить протокол рассмотрения первых частей заявок от 28.11.2013 г.
3. ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" разместить на официальном сайте соответствующую информацию.
4. Оператору ЭТП ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" исполнение п.1,3 настоящего предписания. Вернуть аукцион на этап подачи заявок.
5. В срок до 20.12.2013 г. ФГБОУ ВПО "ПГНИУ", Аукционной комиссии, Оператору ЗАО "Сбербанк-АСТ" исполнить п.п. 1-4 настоящего предписания.
6. В срок до 27.12.2013 г. ФГБОУ ВПО "ПГНИУ", Аукционной комиссии, Оператору ЗАО "Сбербанк-АСТ" представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения п.1-5 настоящего предписания (с указанием заявителя жалобы).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 декабря 2013 г. N 15756-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016