Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 12/18093 (опубликовано 3 декабря 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "18" ноября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен "29" ноября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Яковлев П.В. |
- |
заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии; |
Ивашова Е.В. |
- |
заместитель начальника отдела контроля энергетики, член Комиссии; |
Тихомирова Н.Ю. |
- |
главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии, |
рассмотрев дело NК12-57/13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" (местонахождение: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей:
от <_> (заявитель): <_> лично;
от ОАО "Петербургская сбытовая компания" (ответчик):
Ранская М.А. - ведущий юрисконсульт (доверенность от 10.10.2013 N142-05),
Супрыткина А.Н. - ведущий юрисконсульт (доверенность от 26.12.2012 N78АА 3319501), установила:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт - Петербургу (далее - Управление) поступило заявление <_> (далее - Заявитель) от 15.02.2013 б/н (вх. N3087 от 19.02.2013) в связи с действиями (бездействием) ОАО "Петербургская сбытовая компания" при заключении договора энергоснабжения.
Гр. <_> является собственником недвижимого имущества расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры д. 31 корп. 1, лит. А, пом. 8Н, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 12.09.2012 N78-АЖ 716244.
ОАО "Петербургская сбытовая компания" (далее - ОАО "ПСК") является доминирующим хозяйствующим субъектом, приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 12.09.2007 N05-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов по виду деятельности "купля-продажа, поставка электрической энергии" с долей более 50 процентов в административных границах Санкт-Петербурга, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков: общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ" общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" и открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (филиал "Северо-Западный").
2. Заявителем гр. <_> в Управление представлена следующая информация и доказательства (письма: от 20.02.2013 исх. б/н, вх. N 3675 от 27.02.2013; от 22.04.2013 исх. б/н, вх. N 8314 от 29.04.2013; от 23.04.2013 исх. б/н, вх. N8855 от 13.05.2013).
Указанный объект был приобретен гр. <_> по результатам торгов, проведенных ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга - договор купли-продажи от 31.01.2012 N 10589-ПА заключенный между Комитетом по управлению городским имуществом и гр. <_>
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости Объекта инженерная обеспеченность составляет: электричество, отопление, водопровод, канализация.
Гр. <_> обратился в ОАО "ПСК" с заявлениями от 25.09.2012 вх. N5422-021-1 о заключении договора энергоснабжения указанного Объекта.
Ответа на указанное заявление не поступило.
Документы, свидетельствующие о надлежащем технологическом присоединении Объекта к сетям сетевой организации у гр. <_> отсутствуют.
3. ОАО "ПСК" представило в Управление следующее обоснование своих действий (письма: от 25.04.2013 исх. 8964/011/5; от 20.06.2013 исх. N13159/011/5, ).
В ОАО ПСК" до 20.08.2012 порядок работы по рассмотрению заявлений потребителей о заключении договора энергоснабжения регулируется Регламентом работы с непромышленными потребителями, обратившимися в Клиентский зал ОАО "Петербургская сбытовая компания", утвержденным Приказом генерального директора ОАО "ПСК" N78 от 21.02.2007 г.
Приказом управляющего директора N447 от 20.08.2012 "Об определении порядка работы с потребителями, обратившимися в адрес ОАО "ПСК" с заявлением о заключении договора энергоснабжения Регламент был отменен. При этом в соответствии с пунктом Приказа N447 до момента утверждения локального нормативного акта, регламентирующего работу структурных подразделений общества с потребителями, обратившимися в адрес ОАО "ПСК" с заявлением о заключении договора энергоснабжения, работа с такими потребителями осуществляется в соответствии с требованиями раздела III Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ N442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения).
При обращении в ОАО "ПСК" с заявкой на заключение договора энергоснабжения, гр. <_> был уведомлен работником Клиентского зала ОАО "ПСК" об отсутствии сведений и документах посредством выдачи описи документов, представленных <_> с указанием в ней полученных от заявителя документов, а также недостающих документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения.
4. Рассмотрев информацию по делу NК12-57/13, Комиссия отмечает следующее.
Материалами дела К12-57/13 установлено, что от 25.09.2012 вх. N5422-021-1 <_> обратился с заявлениями в ОАО "ПСК" на заключение договора энергоснабжения Объекта.
К заявкам были приложены следующие документы:
Копия свидетельства о свидетельства о государственной регистрации права от 12 сентября 2012 N78-АЖ 716244;
Копия кадастрового паспорта от 15.06.2010;
Копия паспорта гр. Басова А.П.;
ОАО "ПСК" посредством выдачи описи документов информировало Заявителя о недостающих документов необходимых для заключения договора.
Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) между потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основными положениями.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 9 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
В соответствии с пунктом 28 Основных положений, договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Согласно пункту 32 Основных положений и части 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
При этом пунктом 32 Основных положений определены обстоятельства, при наличии которых гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора купли-продажи электрической энергии с заявителем:
отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
нахождение энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Пункт 32 Основных положений содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения договора энергоснабжения.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным пунктом 32 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан в течение 5 рабочих дней со дня обращения к нему потребителя (покупателя) в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
Согласно пункту 33 Основных положений, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом.
Пунктом 34 Основных положений установлено, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 Основных положений, ряд документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.
Согласно пункту 39 Основных положений, в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 Основных положений, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 Основных положений основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа. При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 Основных положений, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в пункте 37 настоящего документа, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, рассмотренные действия ОАО "ПСК" при получении и рассмотрении заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи) (поставки) электрической энергии (мощности) с гр. <_> не соответствуют нормам действующего законодательства в части соблюдения сроков (п. 32, 39 Основных положений), ущемляют интересы Заявителя, что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, согласно информации, представленной ОАО "ПСК" в материалы дела NК12-57/13 (таблица: "Перечень заявок на заключение договоров энергоснабжения, поступившие в ОАО "ПСК" за период с 11.06.2013 г. по 01.09.2013 г.") ОАО "ПСК" не соблюдены требования, предусмотренные п. 32, 39 Основных положений.
В рамках рассмотрения дела NК12-57/13 ОАО "ПСК" разработало и утвердило Регламент заключения, изменения и расторжения договора энергоснабжения электрической энергии с потребителями ОАО "ПСК", расположенными на территории г. Санкт-Петербург.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии ОАО "ПСК" мер по добровольному устранению нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях ОАО "ПСК" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при заключении договоров энергоснабжения
2. Производство в отношении ОАО "ПСК" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела NК12-57/13 должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административном правонарушении, по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Яковлев П.В.
|
Члены Комиссии |
Ивашова Е.В.
|
|
Тихомирова Н.Ю. |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 12/18093 (опубликовано 3 декабря 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016