Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 19 декабря 2011 г. N 8-01/427
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителя Администрации Нанайского муниципального района, предприниматель без образования юридического лица Гулай, извещенный о дате, времени и месте заседания Комиссии, в заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил; рассмотрев дело N 8-01/427 по признакам нарушения Администрацией Нанайского муниципального района, ПБОЮЛ Гулай статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
проведена плановая проверка Администрации Нанайского муниципального района на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе при заключении соглашений с хозяйствующими субъектами.
В ходе указанной проверки установлены в действиях Администрации Нанайского муниципального района (далее - Администрация), предпринимателя без образования юридического лица Гулай (далее - Предприниматель) признаки нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении Администрацией договора на возмещение стоимости услуг, представляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета от 18.11.2009 N 3.
При рассмотрении дела представитель Администрации пояснил следующее.
Договор с предпринимателем без образования юридического лица Гулай на возмещение стоимости услуг, представляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета от 18.11.2009 N 3 заключен на основании п. 14 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с п. 14 ст. 55 Закона о размещении заказов допускается заключение контракта либо иного гражданско-правового договора с единственным поставщиком без проведения торгов на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (до 100 тысяч рублей).
В соответствии с заключенным договором ИП Гулай оказывает услуги по погребению с 2009 года по настоящее время. В 2009 году за оказанные услуги администрацией района было перечислено 65900 рублей, в 2010 году - 55670 рублей.
Расчеты между Администрацией и ИП Гулай по данному договору не превышают сумму, установленную Центральным банком Российской Федерации, предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по одной сделке.
Администрация полагает, что данный договор заключен в рамках закона и не требует при его заключении проведения торгов.
Специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", это полномочия городского поселения.
Дополнительных документов в заседание Комиссии представлено не было.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы Администрации, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация ритуальных услуг.
В соответствии с предоставленными документами в настоящий момент в Нанайском муниципальном районе отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания ритуальных услуг.
18.11.2009 Администрация заключила договор с ПБОЮЛ Гулай, согласно которому предприниматель оказывает услуги по погребению в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, в случае если умершие не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и не являлись пенсионерами; при рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности; если личность умершего не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
Администрация возмещает стоимость расходов на ритуальные услуги, представляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших в виде субвенций, поступающих из краевого бюджета.
Торги на право осуществления вышеуказанной деятельности Администрацией не проводились.
Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Статьей 12 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Статьей 29 Закона о погребении установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом о погребении возлагается обязанность по погребению умерших.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью. При отсутствии возможностей по созданию специализированной службы органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированной службы, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе, что не противоречит Закону о погребении.
Услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что Администрацией не предпринимались действия, способствующие регулированию отношений в сфере организации ритуальных услуг. Специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
Администрация, заключая с Предпринимателем договор от 18.11.2009 об оказании услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению без проведения торгов, создала Предпринимателю преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности на рынке ритуальных услуг, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке, недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ссылка Администрации на п. 14 ст. 55 Закона о размещении заказов является несостоятельной, так как Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 1), где под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ст. 3).
Ст. 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе, стоимость оказанных услуг возмещается специализированной службе в установленном законом порядке за счет средств соответствующих бюджетов.
П. 2 ст. 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Таким образом, услуги, оказываемые специализированной организацией, в понятии Закона о размещении заказов не являются муниципальной нуждой в связи с чем Закон о размещении заказов к данным отношениям не применяется.
В соответствии с п.п. 5.2. п. 5 договора от 18.11.2009, он считается продленным на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении. Ни Администрация, ни Предприниматель не заявляли об изменении, либо заключении нового договора. В связи с этим Комиссией сделан вывод о том, что вышеуказанный договор является действующим.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст.39, ч.ч.1- 4 ст.41, ч. 1ст.49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать соглашение в форме договора на возмещение стоимости услуг, представляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета от 18.11.2009 N 3, заключенное между Администрацией Нанайского муниципального района и ПБОЮЛ Гулай, нарушающим ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации Нанайского муниципального района, ПБОЮЛ Гулай предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.
3. Передать материалы дела N 8-01/427 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.32 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 декабря 2011 г. N 8-01/427
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016