Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 декабря 2013 г. N 13-03/13
Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 декабря 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
Ростовцева Юлия Геннадьевна - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
в отсутствии сторон, надлежаще уведомленных о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев дело N 13-03/13 по признакам нарушения ООО УК "47-микрорайон" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление <> на действия ООО УК "47-микрорайон", выразившиеся в затягивании срока введения в эксплуататцию общедомового прибора учета тепловой энергии.
Согласно материалам по заявлению первый подъезд многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, <> введен в эксплуатацию в 2008 году. Разрешение на ввод в эксплуатацию второго подъезда зарегистрировано 11.10.2010.
На основании заключенных договоров управления ООО УК "47-микрорайон" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Челябинск, <>
Согласно представленным документам на праве аренды ООО "Теплоэнергетик" передано ООО УК "47-микрорайон" здание котельной и находящиеся в нем оборудование, а также тепловые сети.
ГК ЕТО Челябинской области для ООО УК "47-микрорайон" утвержден тариф на производство и передачу тепловой энергии потребителям Челябинского городского округа.
Заявитель указал, что на момент подачи заявления в антимонопольный орган установленный в многоквартирном доме прибор учета тепловой энергии в эксплуатацию не введен, что ущемляет права граждан.
<> представлены квитанции на оплату коммунальных услуг, подтверждающих оплату их по нормативу потребления.
В отношении ООО УК "47-микрорайон" возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с письменными пояснениями ООО УК "47-микрорайон" от 08.10.2013 N 10429, представленными в рамках рассмотрения дела, общедомовой прибор учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме введен в эксплуатацию. Вместе с тем, документов подтверждающих указанные доводы не представлено.
Письмом от 25.10.2013 N 502 ответчик указал с 01 сентября 2013 года ООО УК "47-й микрорайон" не производит обслуживание и эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, <> Какие-либо документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме, в том числе акты, у ООО УК "47-й микрорайон" отсутствуют.
Перерасчет платы за услуги теплоснабжения жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, <> в 2011-2012 годах, в том числе в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии не производился, поскольку прибор учета не введен в эксплуатацию.
По мнению ООО УК "47-й микрорайон", обязательное оснащение приборами учета многоквартирных домов и принятие показаний таких приборов к расчетам введено с 01.07.2013.
Явку на заседание комиссии по рассмотрению дела N 13-03/13 сотрудников, ответственных за установку, ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также имеющих специальное образование для дачи устных пояснений по вопросам устройства приборов учета, их технических характеристик, порядка ввода в эксплуатацию ООО УК "47-й микрорайон" не обеспечило.
Определением Челябинского УФАС России об отложении рассмотрения дела привлекло ООО "УК "Микрорайон Радужный" в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
Согласно письменным пояснениям ООО "УК "Микрорайон Радужный" на момент получения определения коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, <> прибор учета находится на поверке, после которой будет введен в эксплуатацию.
После ввода общедомового прибора в эксплуатацию, его показания будут передаваться в теплоснабжающую организацию для принятия к расчетам за услуги теплоснабжения.
Также ООО "УК "Микрорайон Радужный" указало, что какая-либо переписка с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, <> по вопросу произведения перерасчета платы за тепловую энергию в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, отсутствует, поскольку ООО УК "Микрорайон Радужный" не оказывает услуги населению по теплоснабжению и не производит соответствующие начисления.
На запрос Челябинского УФАС России о возможности МУП "ЧКТС" как у единой теплоснабжающей организации г. Челбинска осуществить ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, <> МУП "ЧКТС" пояснило следующее.
В соответствии с действующим законодательством РФ, общедомовой прибор учета (далее ОПУ) входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества (кроме некоторых работ) или привлекать иных лиц с учетом выбранного способа управления многоквартирного дома. В зависимости от способа управления многоквартирного дома надлежащее содержание общего имущества обеспечивается:
а) собственниками помещений путем заключения:
договора управления с управляющей организацией;
договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении);
б) ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом:
путем членства собственников помещений в указанных организациях;
-путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами таких
С учетом изложенного, в многоквартирном доме, где для управления домом привлечена УК или создано ТСЖ, за содержание общего имущества, в том числе за ввод в эксплуатацию ОПУ, ответственны управляющие организации.
При отсутствии управляющей организации, ввод ОПУ, в соответствии с действующими правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, осуществляется МУП ЧКТС в следующем порядке.
Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий Акт. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО УК "47-й микрорайон" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.
ООО УК "47-микрорайон" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
2. Отношения в области энергоснабжения урегулированы Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 4 ст. 13 названного Закона собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны до 11 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Следовательно, к спорным отношениям сторон применимы Правила учета
тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.95 N Вк-4936 (далее - Правила), требования которых распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой
энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя (пункт 1.1 Правил).
В силу пункта 7.1 Правил допуск в эксплуатацию узлов учёта потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации.
Таким образом, данные нормативные акты указывают на то, что ввод в эксплуатацию приборов учета входит в единый комплекс услуг по теплоснабжению, является технологически необходимым и экономически обязательным элементом услуг по теплоснабжению.
Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию приборов учёта.
Согласно материалам по заявлению первый подъезд многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, <> введен в эксплуатацию в 2008 году. Разрешение на ввод в эксплуатацию второго подъезда зарегистрировано 11.10.2010.
На основании заключенных договоров управления ООО УК "47-микрорайон" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Челябинск, <>
Согласно представленным документам на праве аренды ООО "Теплоэнергетик" передано ООО УК "47-микрорайон" здание котельной и находящиеся на нем оборудование, а также тепловые сети.
ГК ЕТО Челябинской области для ООО УК "47-микрорайон" утвержден тариф на производство и передачу тепловой энергии потребителям Челябинского городского округа.
Таким образом, ООО УК "47-микрорайон" по отношению к жителям многоквартирного дома <> расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, совмещало функции как управляющей организации, так и теплоснабжающей организаций, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергиию, гражданам.
Во исполнение требований, предусмотренных Законом N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в указанном многоквартирном доме был установлен прибор учета тепловой энергии, что подтверждается технической документацией на прибор учета, представленной в антимонопольный орган.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Довод ООО УК "47-микрорайон" о том, что обязанность ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета возникает только с 1 июля 2013 года со ссылкой на п. 12 ст. 13 Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не обоснован, поскольку данная норма относится к оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Пункт 7.5 Правил определяет, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
На момент рассмотрения дела общедомовой прибор учета, установленный в многоквартирном доме <> расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, не введен в эксплуатацию, соответствующий акт в антимонопольный орган не представлен.
Имеющиеся в материалах дела документы, а также противоречивые пояснения ООО УК "47-микрорайон", данные в рамках рассмотрения дела свидетельствуют о необоснованном затягивании процесса ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета в многоквартирном доме 3, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова.
Указанные действия ООО УК "47-микрорайон" лишают жителей многоквартирного дома на получение достоверной информации о потребленной тепловой энергии и права производить ее оплату по показаниям приборов учета, способствуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, тем самым ущемляются их права.
У ООО УК "47-микрорайон" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: ввести в эксплуатацию общедомовой прибора учета в многоквартирном доме 3, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова. Однако ООО УК "47-микрорайон" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО УК "47-микрорайон" в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
Кроме того, при вынесении решения антимонопольный орган принял во внимание то обстоятельство, что ООО УК "47-микрорайон" в спорный период совмещало функции управляющей и ресурсоснабжающей организаций по отношению к указанному многоквартирному дому, что создало возможность для затягивания срока ввода в эксплуатацию прибора учета в целях получения дополнительного дохода.
Поскольку с 01 сентября 2013 года ООО УК "47-й микрорайон" не осуществляет обслуживание многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, <> а также не оказывает услуги по поставке и передаче тепловой энергии, Челябинское УФАС России приходит к выводу о невозможности выдачи предписания ООО УК "47-й микрорайон" о прекращении антимонопольного законодательства.
В настоящее время управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Челябинск, <> занимается ООО УК "Микрорайон Радужный". Услуги теплоснабжения указанного многоквартирного дома осуществляет ООО "Теплосервис"
На основании изложенного, считаем необходимым выдать ООО УК "Микрорайон Радужный" соответствующие рекомендации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях ООО УК "47-микрорайон", выразившихся в затягивании срока ввода общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, установленного в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Челябинск, <> нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Рекомендовать ООО УК "Микрорайон Радужный" с момента получения настоящего решения обратиться ООО "Теплосервис" с соответствующим заявлением о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, <>
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Д.А. Дозморова
Ю.Г. Ростовцева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 декабря 2013 г. N 13-03/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016