Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 02/1966 (опубликовано 21 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2015
Решение изготовлено в полном объеме 21.07.2015
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьёва Максима Сергеевича,
членов Комиссии:
специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Замзараева Рустема Асановича,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Ребрикова Антона Сергеевича, -
при участии представителей интересов:
закрытого акционерного общества "ИНТЕГРА-С" (далее - ЗАО "ИНТЕГРА-С", Заявитель) Посевкиной Оксаны Николаевны (по доверенности от 02.02.2015 N13),
государственного унитарного предприятия Республики Крым "КРЫМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА" (далее - ГУП РК КЖД, Заказчик) Шкиля Владимира Николаевича (по доверенности от 25.06.2015 N102),
рассмотрев жалобу ЗАО "ИНТЕГРА-С" от 09.07.2015 N183/07-РК
(вх. N379/09 от 10.07.2015) на действия Заказчика при проведении запроса предложений на бумажном носителе "Оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС)" (извещение N31502536681) (далее - Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями) (далее - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который не вернул денежные средства, внесенные Заявителем в качестве обеспечения заявки.
Данная жалоба в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принята Крымским УФАС России к рассмотрению. Рассмотрение жалобы назначено на 20.07.2015 на 10:00.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, а также что жалоба не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога", утвержденным приказом ГУП РК КЖД от 02.03.2015 N136/Н (далее - Положение о закупке).
В соответствии с разделом 4.4 Положения о закупке Заказчик вправе применять процедуру закупки путем проведения запроса предложений.
Согласно извещению об осуществлении закупки, документации о закупке:
1) изменения извещения об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена договора - 18 867 308,00 российских рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) - 14.07.2015 в 12:00;
5) дата и время рассмотрения заявок - 17.07.2015 в 15:00;
6) дата и время подведения итогов - 21.07.2015 в 15:00.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения; (пункт 1 в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N396-ФЗ)
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N396-ФЗ)
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N396-ФЗ).
При этом частью 9 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Учитывая требования частей 9, 10 статьи 3 Закона о закупках, обжалование ЗАО "ИНТЕГРА-С" бездействия Заказчика при проведении запроса предложений на бумажном носителе "Оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС)" (извещение N31502536681) в части возврата денежных средств, внесенных Заявителям в качестве обеспечения заявки, должно осуществляться в судебном порядке.
Таким образом, жалоба Заявителя необоснованна.
2. В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В ходе анализа документации по Запросу предложений Комиссией установлено, что в данном документе отсутствуют:
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Согласно подразделу 4.5 "Порядок предоставления заявок на участие в запросе предложений" раздела 4 "ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ, ОФОРМЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ" документации по Запросу предложений:
"_Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в запросе предложений.
Участник подает Заявку в письменной форме. Участник должен поместить заявку в конверт. Затем конверт запечатывается. На конверте указывается;
- полное наименование и местонахождение заказчика.
- название предмета закупки в соответствии с объявлением о проведении запроса предложений;
- полное наименование (фамилия, имя, отчество) участника процедуры закупки, его местонахождения (местожительство), идентификационный код за ЕГРПОУ, (ИКЮЛ) номера контактных телефонов, электронный адрес Участника.
- маркировка: "Не открывать до ____________ (отмечается дата и время раскрытия предложений").
Отсутствие вышеуказанных требований влечет за собой отклонение предложения.
Прием Заявок заканчивается в день вскрытия конвертов с Заявками, но не раньше времени, указанного в Извещении о проведении запроса предложений (далее - Извещение).
Заявки до последнего дня срока подачи Заявок подаются по адресу, указанному в Извещении. В день окончания срока подачи Заявок такие Заявки подаются на заседание комиссии по проведению запроса предложений (далее - Комиссия) непосредственно перед вскрытием конвертов с Заявками по адресу, по которому осуществляется вскрытие конвертов с Заявками, указанному в Извещении, после объявления присутствующим о возможности подать Заявки, изменить или отозвать поданные Заявки.
Каждый конверт с Заявкой регистрируется Заказчиком в Журнале регистрации заявок на участие в запросе предложений.
Предложение подается в опечатанном конверте в местах склеивания должно содержать отпечатки печати и подпись уполномоченного лица Участника процедуры закупки*.
Если конверт не запечатан или не промаркирован в соответствии с вышеприведенными требованиями, Заказчик не несет ответственность за неправильное или преждевременное открытие предложения.
Вместе с конвертом подается документ подтверждающий внесение средств в качестве обеспечения заявки" (цитата документации по Запросу предложений).
Таким образом, в документации по Запросу предложений Заказчиком место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке N31502536681 не определены.
В соответствии с разделом 3 "ФОРМА И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКУПОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ" документации по Запросу предложений:
"3.1. В случае если при подготовке заявки на участие в запросе предложений Участнику закупки будут необходимы разъяснения положений настоящей закупочной документации, Участник закупки вправе подать запрос на разъяснение положений Документации в письменной форме в срок не позднее, чем за три рабочих дня до дня окончания подачи Заявок.
3.2. Заказчик вправе не отвечать на запросы, касающиеся разъяснения, документации, поступившие менее чем за 3 дня до дня истечения установленного срока подачи заявок.
3.3. Ответ с разъяснениями вместе с указанием сути поступившего запроса размещаются в единой информационной системе и на сайте организатора запроса предложения (по решению закупочной комиссии) без указания источника поступления запроса" (цитата документации по Запросу предложений).
Таким образом, в документации по Запросу предложений Заказчиком дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке N31502536681 не определены.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не указавшего в документации по Запросу предложений сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), о месте, дате начала и дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, о дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, являются нарушением пунктов 5, 8, 10, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "ИНТЕГРА-С" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 5, 8, 10, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдается.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю материалы дела от 10.07.2015 N06/350-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 02/1966 (опубликовано 21 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016