Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 30 декабря 2011 г. N 5-7176-11/6
Резолютивная часть решения оглашена "16" декабря 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "30" декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: руководителя управления Л.Л. Пака, заместителя руководителя Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции О.В. Шабановой, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной,
рассмотрев дело N 5-7176-11/6 по признакам нарушения МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Самарское УФАС России поступило заявление К. Ольги Викторовны, содержащее сведения о действиях МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск".
Согласно доводам, изложенным в заявлении, в апреле 2010 года абоненты МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" были уведомлены о том, что стоимость питьевой воды для полива приусадебных участков без приборов учета в период с мая по октябрь составит 412 руб. за 100 м2 в месяц. В настоящее время стоимость 1 м3 составляет 11 руб. 26 коп. Следовательно, норма расхода объема воды на 100 м2, установленная МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск", составляет 36,6 м3. Администрацией г.о. Жигулевск указанный норматив потребления воды не устанавливался.
По мнению К. О.В., устанавливая необоснованно высокие нормы расхода воды на полив приусадебных участков, МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Самарским УФАС России по результатам рассмотрения указанного заявления было возбуждено дело по признакам нарушения МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" были представлены письменные пояснения (письма от 27.12.2010 г. N 2145, от 10.06.2011 г. N 1420) о порядке определения тарифа на водоснабжение, а также норматива объема потребления воды в частном секторе микрорайона Яблоневый овраг городского округа Жигулевск.
Согласно указанным пояснениям, МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" расчет норматива потребления питьевой воды произведен с учетом положений СНиП 2.04.02-84. Максимальный объем потребления воды на 100 м2 составляет 84 м3, а минимальный объем - 18,66 м3. В соответствии с представленным МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" (письмо от 10.06.2011 г. N 1420) расчетом, норма полива на 100 м2 в месяц (30 дней) составляет: 1222*30/1000=36,66 м3. С учетом стоимости 1 м3 питьевой воды, установленной Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 31.12.2009 г. N 3050 (11 руб. 26 коп.), стоимость полива 100 м2 садового участка составила: 36,66*11,26=412,79 руб.
Согласно устным пояснениям представителя МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск", в случае если у абонента отсутствует прибор учета, и в период с мая по октябрь им не осуществляется полив приусадебных участков, абонент вправе обратиться в МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" для перерасчета суммы, начисленной за оказание услуг водоснабжения в названных целях.
Для определения положения МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" на рынке услуг водоснабжения Самарским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке) проведен анализ состояния конкурентной среды на данном рынке в 2009-2010 гг.
В ходе проведенного анализа установлено, что продуктовыми границами указанного товарного рынка является услуга водоснабжения.
Согласно пункту 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, географические границы товарного рынка определяются территорией, на которой покупатель имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.
При проведении анализа рассматриваемого товарного рынка установлено, что иной действующей схемы водоснабжения у абонентов МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск", кроме как водоснабжение через сети, принадлежащие МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" не существует, а создание альтернативной схемы связано с рядом экономических и административных барьеров.
Таким образом, в силу специфики оказания услуг по водоснабжению, географические границы товарного рынка определяются территорией охватывающей присоединенные водопроводно-канализационные сети МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск".
Анализ конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения показал, что МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по водоснабжению в рассматриваемых географических границах, его доля на товарном рынке составляет 100%.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, в ходе проведенного Самарским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения установлено, что МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на указанном товарном рынке в границах присоединенных водопроводно-канализационных сетей.
В силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307) (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Как следует из содержания вышеуказанных нормативных актов, государственному регулированию подлежат правоотношения в сфере установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в пределах жилого помещения, а не приусадебного участка.
Исходя из системного толкования Правил предоставления коммунальных услуг и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, Комиссия пришла к выводу, что водоснабжение в целях полива сельскохозяйственных культур на приусадебных участках в понимании данных нормативных актов не является коммунальной услугой, а нормы расхода воды для названных целей не подлежат государственному регулированию.
Таким образом, Комиссией установлено, что к рассматриваемым правоотношениям по установлению МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" нормативов потребления воды для полива приусадебных участков, вышеназванные подзаконные акты не применяются.
Однако, с 1 января 1997 года Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации введены в действие Ведомственные нормы технологического проектирования "Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения" N ВНТП-Н-97.
В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного правового акта расходы воды на полив сельскохозяйственных культур из централизованных и децентрализованных систем водоснабжения следует учитывать при определении расчетных суточных (средних за год) и часовых расходов воды систем централизованного и децентрализованного водоснабжения, руководствуясь положениями СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" определены максимальный и минимальный объемы воды, приходящиеся на единицу площади приусадебного участка. Согласно положениям данного нормативного акта расход воды на полив посадок на приусадебных участках для овощных культур составляет 3-15 л/м2, для плодовых деревьев - 10-15 л/м2.
Учитывая усредненную величину площадей садово-огородного участка (застроенная площадь - 150 м2, 50 м2 - газонной территории, 200 м2 - овощных культур, 200 м2 - плодовых деревьев, общая поливная площадь - 450 м2) максимальный объем потребления составит 84 м3 на 100 м2 в месяц, а минимальный - 18,66 м3.
Установлено, что МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" в соответствии с указанными строительными нормами и правилами, а также с учетом климатических условий определены нормы расхода питьевой воды для полива приусадебных участков: газоны и цветники - 6 л, овощные культуры - 11 л, плодовые деревья - 15 л. Общий объем воды на полив приусадебных участков в день составляет 5500 л.
Таким образом, норма полива на 100 м2 составила:
в день - 5500/450*100=1222 л;
в месяц (30 дней) - 1222*30/1000=36,66 м3.
С учетом указанных норм расхода воды, а также ее стоимости, утвержденной Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 31.12.2009 г. N 3050 (11,26 руб./м3), стоимость полива питьевой водой 100 м2 садового участка составила 36,66*11,26=412,79 руб.
Таким образом, Комиссией установлено, что расчет нормативов потребления воды в целях полива приусадебных участков, а также расчет размера платы за потребленный объем воды на 100 м2, для абонентов, которые не имеют приборов учета, произведен МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск" в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", а также Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 31.12.2009 г. N 3050 и не подлежит государственному регулированию.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях МУП "Ресурсоснабжение г.о. Жигулевск", выразившихся в установлении нормативов объемов потребления воды на территории г.о. Жигулевск, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, прекратить рассмотрение дела, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 декабря 2011 г. N 5-7176-11/6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016