Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 22 декабря 2011 г. N 03-03/113-11
(решение изготовлено в полном объеме 13.01.2012)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., с участием:
от ОАО "Ярославская городская электросеть" Рубан Е.С. (по доверенности),
рассмотрев 22 декабря 2011 года дело N 03-03/113-11 о нарушении ОАО "Ярославская городская электросеть" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Ярославское УФАС России поступило обращение ООО "Мегаполис" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Ярославская городская электросеть", выразившегося, по мнению заявителя, в необоснованном уклонении от заключении договора присоединения к электрическим сетям.
В заседании Комиссии представитель ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснил, что действия соответствовали требованиям закона, задержка в заключении договора связана с объективными причинами, в частности необходимостью получения дополнительной информации относительно процедуры присоединения.
Принимая решение о признании ОАО "Ярославская городская электросеть" нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
ОАО "Ярославская городская электросеть" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по своим сетям. Указанная сфера в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере действия субъектов естественных монополий. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующее положение занимают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере естественных монополий.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства N861 под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т.к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор об оказании указанных услуг не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Исходя из изложенного, ОАО "Ярославская городская электросеть" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии (в том числе в части оказания услуг по технологическому присоединению) в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
Фактические обстоятельства следующие.
ООО "Мегаполис" по договору аренды N140 от 25.06.2008 г. арендует у МУП "Городской парк культуры и отдыха" имущество здание мастерской, Лит АА1, общей площадью 70 кв. м. по адресу г. Ярославль, пр-т. Ленина, д. 16А для использования под мастерские.
В соответствии с актом приема-передачи имущества в здании отсутствуют коммуникации в т.ч. электрическая энергия. В соответствии с п. 2.2.10 договора аренды Арендатор обязан самостоятельно за счет собственных средств принять все меры для обеспечения здания энергоснабжением.
Одновременно между ООО "Мегаполис" и МУП "Городской парк культуры и отдыха" заключен инвестиционный договор в соответствии с которым ООО "Мегаполис" как инвестор реконструирует здание, принимаемое в аренду. При этом реконструированный объект будет совместной долевой собственностью города и инвестора. Во исполнение обязанности по обеспечению объекта ресурсами, в целях производства реконструкции ООО "Мегаполис" обратилось в ОАО "Яргорэлектросеть" с заявкой N493-Д/11 от 24.02.2011 на технологическое присоединение, указав, что ранее присоединенная мощность составляет 1 кВт, общая необходимая заявителю - 15 кВт.
В ответ на указанную заявку ОАО "Яргорэлектросеть" направило письмо N634 от 01.03.2011 г. в котором указало, что рассмотрение заявки приостановлено до получения информации от Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов. Основанием для отказа в выполнении направленной заявки по мнению ОАО "Яргорэлектросеть" является тот факт, что парковый комплекс к которому в том числе принадлежит присоединяемое здание, ранее был присоединен с максимальной мощностью 52 кВт, что по мнению сетевой организации исключает присоединение с максимальной мощностью в 15 кВт.
Отношения в сфере присоединения к электрической сети и передачи электрической энергии регулируются Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 12.1. предусмотрена ситуация, когда присоединяются юридические лица или индивидуальные предприниматели по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно. Таким образом, заключение договора присоединения ООО "Мегаполис" должно состояться вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности.
Правилами технологического присоединения регулируется присоединение объектов, принадлежащих заявителям. В соответствии с п. 2 Правил технологического присоединения основанием для осуществления присоединения является необходимость увеличения присоединенной мощности объекта. В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг по передаче электрической энергии присоединенная мощность - совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах. Таким образом, присоединенная мощность это показатель, характеризующий не юридическое лицо (МУП "Городской парк культуры и отдыха"), а объекты, присоединенные к электрической сети (энергопринимающие устройства, трансформаторы). Исходя из указанных положений действующего законодательства ОАО "Ярославская городская электросеть" при получении заявки на присоединение ООО "Мегаполис" неправомерно сослалось на присоединенную мощность иного субъекта - МУП "Городской парк культуры и отдыха".
Процедура технологического присоединения к электрическим сетям регламентирована пунктами 8-28 Правил осуществления присоединения. В соответствии с п. 15 указанных правил сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки. В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 2 к правилам присоединения и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с письмом ООО "Мегаполис" N1/10 от 12.10.2011 г. проект договора был получен только 06.07.2011 г., т.е. более чем через пять месяцев после направления заявки.
Бездействие ОАО "Ярославская городская электросеть" по направлению в адрес ООО "Мегаполис" надлежащим образом оформленного проекта договора об осуществлении технологического присоединения в ответ на заявку об осуществлении присоединения N493-Д/11 от 24.02.2011 нарушает интересы заявителя, образует нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В антимонопольный орган представлены доказательства направления проекта указанного договора в адрес заявителя на дату 06.07.2011 г., таким образом, оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания не имеется.
Одновременно Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела в связи с добровольным устранением нарушения и его последствий, так как полагает, что в данном случае нарушение было оконченным с момента наступления первого дня просрочки по исполнению обязанности, последствия, заключающиеся в задержке процедуры присоединения, невозможности ведения деятельности, указанные последствия не были устранены ОАО "Ярославская городская электросеть".
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции". решила:
1. Признать ОАО "Ярославская городская электросеть" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии Паутов И.Г.
Члены Комиссии Антонова М.В.
Завьялов М.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 декабря 2011 г. N 03-03/113-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016