Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 29 ноября 2013 г. N 3466
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 264/2013-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ООО "Амальтея" законодательства о рекламе, в отсутствие представителя заявителя ООО "Дилижанс" (уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела), в отсутствие представителя ООО "ПромМикс" (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества (<_>), в отсутствие представителя ООО "Амальтея" (уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела) установила:
В адрес Управления поступила жалоба перевозчиков пассажиров и багажа легкового такси Рязанской области (<_>) о распространении на территории г. Рязани рекламы такси "Максим" с нарушениями требований законодательства о рекламе. Представителем перевозчиков является ООО "Дилижанс".
В жалобе указано, что такси "Максим" - это коммерческое обозначение, под которым работают юридические организации и оказывают транспортные услуги на территории г. Рязани в сфере легкового такси. Посредством телефона и электронной связи диспетчера "Такси Максим" передают заказы водителям, не имеющим договор с организацией на информационные услуги, разрешения на осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, путевого листа с отметкой врача и механика, водители не выдают квитанции на оплату пользованием легкового такси, у водителей отсутствуют договора фрахтования, что приводит к нарушению правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
К жалобе также приложены фотографии с размещением информации о такси "Максим" в лифтах жилых домов, на подъездах жилых домов, на асфальте.
В частности на фасаде (подъезде) жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Касимовское шоссе, д. 38 размещена листовка, в которой указана, следующая информация: "Такси 500-600 ICQ6000800 onlineзаказ taximaxim".
На указанном в листовке сайте http://taximaxim.ru/site/ текущий город Рязань, в разделе "Пассажирам" размещены Правила оказания информационных услуг "Службой заказа такси "Maxim" общества с ограниченной ответственностью "Амальтея".
В пункте 1.1. раздела "Общие правила" указано, что данный документ, адресованный любому физическому лицу (далее Заказчик), является официальным предложением общества с ограниченной ответственностью "Амальтея", действующим под коммерческим обозначением "Служба заказа такси "Maxim" и содержит все существенные условия предоставления информационных услуг, направленных на внесение Заявки Заказчика в программно-информационный комплекс и информирование Заказчика об исполнении Заявки.
Частью 1 статьи 9 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок не менее пяти лет. Разрешение действует на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Рязанской области от 10.08.2011 г. N 220 "Об утверждении Порядков подачи заявления, выдачи и переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, определения платы за выдачу такого разрешения и его дубликата, ведения реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси" разрешение выдается министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
Управлением в адрес Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области 28.08.2013 г. (<_>) направлен запрос о представлении сведений о выданных ООО "Амальтея" (такси "Максим") разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси.
В своем ответе (<_>) на указанный запрос Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области указало, что разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Рязанской области ООО "Амальтея" (такси "Максим") Министерством по состоянию на 30.08.2013 г. не выдавались.
Кроме того, из фотографий рекламы представленных перевозчиками следует, что ООО "Амальтея" ведет набор водителей с личным автомобилем для осуществления перевозок пассажиров.
В адрес Управления 12.09.2013 г. (<_>) от перевозчиков пассажиров и багажа легкового такси Рязанской области поступили дополнения к жалобе от 19.08.2013 г., в которых указано, что реклама ООО "Амальтея" (такси "Максим") размещена на рекламном щите, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Московское шоссе (напротив ТД "Барс"), на радиостанциях "КексFM", "Европа Плюс", на телеканале "СТС".
Управлением 16.09.2013 г. в адрес ЗАО "ТРК 21 Век" (радиостанции "КексFM", "Европа Плюс"), ООО "Либурна" (телеканал "СТС"), ООО "Олимп-Аутдор" были направлены запросы (<_>) о необходимости представления информации о размещении рекламы ООО "Амальтея" (такси "Максим") с приложением копий договоров.
В ответах на указанные запросы общества предоставили копии договоров на размещение рекламы такси "Максим", заключенные с ООО "Амальтея".
Также 12.09.2013 г. в адрес Управления поступила жалоба ООО "ПромМикс" (<_>) о нарушении ООО "Амальтея" (такси "Максим"), в том числе законодательства о рекламе.
В жалобе также указано, что общество размещает рекламу в лифтах жилых домов, на асфальте, на радиостанции "Кекс FM".
Управлением 23.09.2013 г. в адрес ЗАО "ТРК 21 век" был направлен запрос (<_>) о необходимости представления сведений о распространении на радиостанции "Кекс FM" рекламных роликов ООО "Амальтея" (такси "Максим").
Также 23.09.2013 г. в адрес заявителя ООО "ПромМикс" был направлен запрос о необходимости предоставления доказательств распространения рекламы ООО "Амальтея" (такси "Максим") в лифтах жилых домов, на асфальте.
В соответствии с ответом ООО "НОА "Макс Медиа" (<_>) на запросы (<_>) рекламные ролики ООО "Амальтея" (такси "Максим") транслировались на радиостанции "Кекс FM" согласно договору <_> на рекламно-информационное обслуживание от 07.03.2013 г.
ООО "ПромМикс" 27.09.2013 г. предоставили доказательства (фотографии) распространения рекламы ООО "Амальтея" (такси "Максим").
Заявителями предоставлены фотографии рекламы, размещенной на асфальте в которой указано: "500-600 с визуальным изображением квадратов, размещенных в шахматном порядке".
В соответствии с выпиской из реестра Российской системы и плана нумерации указанный в рекламе телефонный номер принадлежит ООО "Телекоммуникационная компания "Энлинк".
Управлением в адрес ООО "Телекоммуникационная компания "Энлинк" 01.10.2013 г. был направлен запрос (<_>) о предоставлении сведений о принадлежности телефонного номера 500-600 абоненту, с приложением договора.
В ответ на указанный запрос общество предоставило (<_>) копию договора N УС/Т/Н-95/13 об оказании услуг связи от 01.02.2013 г.
В соответствии с указанным договором абонентом телефонного номера 500-600 является ООО "Такстелеком" (<_>).
Адрес места установки телефона: г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1, офис 24/2.
Согласно, распечатке с сайта (2gis.ru) по адресу г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1, офис 24/2 расположена служба заказа легкового транспорта "Максим".
Таким образом, потребителями рекламы размещенной на подъездах жилых домов, на асфальте может восприниматься потребителями, как реклама перевозчика легкового такси.
Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом разрешения на осуществление такой деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
ООО "Амальтея" представлено письменное объяснение (<_>) в котором указано следующее.
ООО "Амальтея" никогда не распространяло рекламу такси "Максим" и не заключало договоров на распространение рекламы такси "Максим". На территории города Рязани ООО "Амальтея" работает под брендом "Служба заказа такси "Maxim", оказывая Заказчикам информационные услуги, направленные на внесение заявок в программно-информационный комплекс и информирование заказчиков об исполнении заявок. ООО "Амальтея" не является таксомоторной организацией, самостоятельно не оказывает заказчикам услуг по перевозке пассажиров и багажа, услуг по перевозке грузов или каких-либо иных транспортных услуг, являясь оператором, передающим заказ.
ООО "Амальтея" трудовых договоров с водителями не имеет. Деятельность организации заключается в предоставлении информационных услуг и сводится к тому, что перевозчику предоставляются информационные услуги-формирование и обеспечение доступа перевозчика к информационному ресурсу, представляющему собой базу данных заявок на перевозки, а также осуществление технического сопровождения (прием заявки, ее перевод в машиночитаемый вид, извещение заказчика (пассажира) о принятии заявки к исполнению и прочее). Обязательство же по непосредственному осуществлению перевозки пассажиров и багажа берет на себя перевозчик. При этом, перевозчик самостоятельно выбирает исполняемую им заявку. Таким образом, правоотношения по перевозке пассажиров и багажа возникают между перевозчиком и пассажиром. Функция же ООО "Амальтея" сводится и ограничивается лишь формированием информационного ресурса (то есть прием и обработка заявок) и предоставлением к нему доступа.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заявителей и письменные доводы лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с Уставом ООО "Амальтея" целью деятельности общества является удовлетворение потребностей рынка в товарах, работах и услугах, привлечение прибыли.
На официальном сайте http://www.taximaxim.ru, размещены утвержденные директором ООО "Амальтея" И.С.Жмакиным "Правила оказания информационных услуг "Службой заказа такси "Maxim" ООО "Амальтея" (далее - Правила).
Пунктом 1.2. Правил установлено, что в соответствии со статьей 437 ГК РФ данный документ является публичной Офертой. Заказ транспортного средства посредством "Служба заказа такси "Maxim" любым из указанных в настоящей Оферте способом, является ее акцептом, что считается равносильным заключению договора на изложенных в ней условиях. Оферта размещена на официальном интернет-сайте http://www.taximaxim.ru.
Согласно пункту 1.3 Правил "Служба заказа такси "Maxim" безвозмездно оказывает Заказчику информационные услуги, направленные на внесение Заявки в программно-информационный комплекс и информирование Заказчика об исполнении Заявки. "Служба заказа такси "Maxim" не является таксомоторной организацией, самостоятельно не оказывает Заказчику услуг по перевозке пассажиров и багажа, услуг по перевозке грузов или каких-либо иных транспортных услуг, являясь оператором, передающим заказ и называющим рекомендованную стоимость услуги перевозки.
В пункте 2.1 раздела "Предмет оферты" указано, что "Служба заказа такси "Maxim" безвозмездно оказывает информационные услуги, направленные на передачу заявки Заказчика Перевозчику и информирование Заказчика об исполнении Заявки.
Пунктом 1.5 Правил установлены Определения, используемые в целях выполнения условий Оферты:
заказчик - лицо, осуществляющее заказ услуги перевозки посредством "службы заказа такси "Maxim",
перевозчик - лицо, надлежащим образом уведомленное "Службой заказа такси "Maxim" и принявшее на себя по договору с Заказчиком, заключенному путем совершения конклюдентных действий, обязанность перевезти заказчика и доставить багаж, ручную кладь в пункт назначения, а также перевезти вверенный заказчиком груз и отдать его уполномоченному на получение лицу,
заявка - обработанный системой заказ на услуги, оказываемые перевозчиками.
Пунктом 3.4 Правил установлено, что "Служба заказа такси "Maxim" безвозмездно размещает заявку Заказчика в программно-информационном комплексе, предоставляя информационный доступ к программно-информационному комплексу Перевозчику, который выбирает заявку, уведомляет о своём выборе "Службу заказа такси "Maxim", указав время прибытия по выбранной заявке. Ответственность за осуществление перевозки несет Перевозчик.
Изучив материалы дела, письменные доводы ООО "Амальтея", Комиссия пришла к выводу, что ООО "Амальтея" осуществляющее свою деятельность под маркой "Служба заказа такси "Maxim" не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров легковым такси, а предоставляет только операторские услуги, то есть принимает заявки на перевозки, формирует из таких заявок электронную базу данных и предоставляет посредством сети "Интернет" перевозчикам доступ к указанной базе данных.
Таким образом, ООО "Амальтея" оказывает не услуги такси, а именно операторские услуги, для осуществления которых получение специального разрешения либо лицензии не требуется.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в рекламе "Такси 500-600 ICQ6000800 onlineзаказ taximaxim", размещенной на фасаде (подъезде) жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Касимовское шоссе, д. 38, нарушений пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Изучив информацию, размещенную в рекламной листовке, а также представленные ООО "Амальтея" доводы, Комиссия пришла к выводу о том, что в рекламе "Такси 500-600 ICQ6000800 onlineзаказ taximaxim" отсутствует существенная информация и вводятся потребители в заблуждение, в связи с тем, что позвонив по указанному номеру в рекламе предоставляются не услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а только оказываются операторские услуги по приему заявки на перевозку, обработку заявки и размещении ее в электронной базе для последующего доступа перевозчиков к указанной базе и выполнении уже перевозчиками услуг по перевозке пассажира и багажа.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, информация, указанная в рекламной листовке "Такси 500-600 ICQ6000800 onlineзаказ taximaxim", размещенная на фасаде (подъезде) жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Касимовское шоссе, д. 38 противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, рекламодателем является ООО "Амальтея" (<_>).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Амальтея", распространяемую виде рекламной листовки, размещенной на фасаде (подъезде) жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Касимовское шоссе, д. 38, в которой указана, следующая информация: "Такси 500-600 ICQ6000800 onlineзаказ taximaxim" и противоречащей требованиям части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Амальтея" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "09" декабря 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"09" декабря 2013 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 09.12.2013 года по делу N 264/2013-Р о признании ненадлежащей рекламы ООО "Амальтея" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Амальтея" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы, противоречащей требованиям части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Амальтея" представить в Рязанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 декабря 2013 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Рязанское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 29 ноября 2013 г. N 3466
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016