Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 10 декабря 2013 г. N 04-03
резолютивная часть оглашена 03 декабря 2013 г. г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 10 декабря 2013 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: "_" - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: "_" - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует); "_" - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "_" - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "_" - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), кворум соблюдён,
рассмотрев дело N СЮ04-03/2013-142Р, возбужденного по заявлению гражданина в отношении ИП "_" по факту распространения на странице 4 рекламного буклета "ИЖТРЕЙДИНГ" N17 информации о том, что в период с 1 по 15 сентября 2013 г. в магазинах "Ижтрейдинг" можно приобрести "Сыр "Адыгейский" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм, с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе,
в отсутствии:
заявителя - гражданина, обратившегося в Удмуртское УФАС России с заявлением, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление N 42600967230852 от 05.11.2013 г.),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП "_", уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление N42600967230821 от 15.11.2013 г.), установила:
12 сентября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило заявление гражданина (вх.N7115э (сайт)) о распространении на странице 4 рекламного буклета "ИЖТРЕЙДИНГ" N17 недостоверной информации о том, что в период с 1 по 15 сентября 2013 г. в магазинах "Ижтрейдинг" можно приобрести "Сыр "Адыгейский" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм. По факту, в магазине "Ижтрейдинг", расположенном в ТД "Дом моделей" на ул.Ворошилова в г.Ижевске, по указанной цене продавался сырный продукт. По мнению заявителя, ТГ "Ижтрейдинг" намеренно вводит потребителя в заблуждение.
К заявлению были приложены фотографии буклета "ИЖТРЕЙДИНГ" N17 и фотография сырного продукта "Адыгейский особый" с приклеенным к нему ценником.
В целях осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе, установления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Удмуртским УФАС России были направлены запросы ИП "_" и ООО "ИЖТРЕЙДИНГ".
ООО "ИЖТРЕЙДИНГ" представило в Удмуртское УФАС России письменные пояснения, а также копию договора аренды, копию ценников.
Исходя из письменных пояснений ООО "ИЖТРЕЙДИНГ", изготовлением и распространением указанного рекламного буклета занимался ИП "_" ООО "ИЖТРЕЙДИНГ", в соответствии с условиями агентского договора, осуществляло розничную реализацию указанного сырного продукта, собственником которого являлся ИП "_" Общество продавало товар по ценам, установленным собственником товара. Соответственно, цены и акционные условия продажи продукта "Адыгейский особый сырный продукт" также определялись собственником товара. ООО "ИЖТРЕЙДИНГ" не занималось ни изготовлением, ни распространением вышеуказанного рекламного буклета.
ИП "_" представил в Удмуртское УФАС России письменные пояснения, а также копию свидетельства о регистрации СМИ, копию уведомления о выдаче свидетельства о регистрации СМИ, копию ценников, копию договора на изготовление полиграфической продукции, акта, счет-фактуры, копию товарной накладной от 05.09.2013 г., копию макета рекламы данного продукта.
Исходя из письменных пояснений ИП "_", он является учредителем и издателем газеты "Ижтрейдинг". Рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы "Сыр "Адыгейский" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм, размещенной в буклете "Ижтрейдинг" N17, является ИП "_" Индивидуальный предприниматель пояснил, что в вышеуказанном рекламном буклете допущена техническая ошибка по вине работников, занимающихся подготовкой данного рекламного буклета. ИП "_" признает свою вину и готов устранить негативные последствия данной технической ошибки, в том числе путем размещения в последующих номерах рекламного буклета "Ижтрейдинг" информации о допущенной ошибке. Макет рассматриваемой рекламы разрабатывался и согласовывался самим ИП "_" (его работниками). Размещением и распространением данной рекламы занимался ИП "_", иных лиц к размещению и распространению рекламы индивидуальный предприниматель не привлекал.
По факту размещения данной рекламы Удмуртским УФАС России определением от 03.10.2013 г. было возбуждено дело N СЮ04-03/2013-142Р в отношении ИП "_" по признакам нарушения п. 2) ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", с привлечением к участию в деле в качестве заявителя - гражданина, обратившегося в Удмуртское УФАС России с заявлением. Рассмотрение дела было назначено на 29 октября 2013 года в 09 часов 30 минут.
Определением от 29.10.2013 г. рассмотрение дела N СЮ04-03/2013-142Р было отложено на 03 декабря 2013 г., в связи с необходимостью надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, о дате, времени и месте рассмотрения дела N СЮ04-03/2013-142Р. Срок рассмотрения дела продлен на два месяца - по 03 января 2014 г.
На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России, состоявшееся 03 декабря 2013 года, лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились. 21.11.2013 г. ИП "_" направил ходатайство о рассмотрении дела N СЮ04-03/2013-142Р, назначенного на 03 декабря 2013 года, в его отсутствие.
С учетом имеющихся материалов, Комиссия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела N СЮ04-03/2013-142Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В рекламном буклете "Ижтрейдинг" N17 была размещена информация о продаже в магазинах "Ижтрейдинг" с 1 по 15 сентября 2013 г. "Сыр "Адыгейский" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм. Вместе с тем, согласно представленным ценникам, в данных магазинах реализовывался "Адыгейский особый сырный продукт" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм, а не "Сыр "Адыгейский" Ува".
Согласно п. 1) ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вышеуказанная информация о товарах, размещенная в рекламном буклете "Ижтрейдинг" N17, адресована неопределённому кругу лиц (потенциальным читателям рекламного буклета), направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (компании "Ижтрейдинг" и рекламируемым продуктам, в том числе сыру), формирование и поддержание к ним интереса, их продвижению на рынке, следовательно, является рекламой компании "Ижтрейдинг" и рекламируемых продуктов, в том числе сыра.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации, учредителем рекламного буклета "Ижтрейдинг" является ИП "_".
В соответствии с представленными в Удмуртское УФАС России письменными объяснениями, а также копией договора N117/2011 от 15 января 2011 г., заключенного между ИП "_" и ООО "Галактика", ИП "_" являлся рекламодателем рекламы "Сыр "Адыгейский" Ува" за 139,90 руб. за килограмм, размещенной в буклете "Ижтрейдинг" N17.
Таким образом, рекламодателем рекламы, распространенной на странице 4 рекламного буклета "ИЖТРЕЙДИНГ" N17 о том, что в период с 1 по 15 сентября 2013 г. в магазинах "Ижтрейдинг" можно приобрести "Сыр "Адыгейский" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм, является ИП "_".
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рассматриваемой рекламе содержится информация о том, что в магазинах "Ижтрейдинг" в период с 1 по 15 сентября 2013 г. можно купить "Сыр "Адыгейский" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм. Вместе с тем, согласно фотографии ценника, фактически продавался "Адыгейский особый сырный продукт" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм.
Таким образом, размещение в рекламном буклете "Ижтрейдинг" N17 недостоверной информации о характеристиках реализуемого товара, в частности о том, что в магазинах "Ижтрейдинг" можно купить в период с 1 по 15 сентября 2013 г. "Сыр "Адыгейский" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм, нарушает требования п.2 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 28-30 настоящего Федерального закона.
Следовательно, ИП "_", являясь рекламодателем рассматриваемой рекламы, нарушил требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Учитывая, что сроки акции по продаже сыра по указанной цене были ограничены периодом времени с 1 по 15 сентября 2013 г., руководствуясь п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 ст.36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с п. 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 г. N 711/12, Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать рекламу, распространенную на странице 4 рекламного буклета "ИЖТРЕЙДИНГ" N17 о том, что в период с 1 по 15 сентября 2013 г. в магазинах "Ижтрейдинг" можно приобрести "Сыр "Адыгейский" Ува" по цене 139,90 руб. за килограмм, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ИП "_" рекламодателем, нарушившим требования пункта 2) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Не выдавать ИП "_" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела N СЮ04-03/2013-142Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП "_" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 10 декабря 2013 г. N 04-03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016