Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
от 14 марта 2011 г. N 67/10/10-АМ
(Резолютивная часть решения оглашена 28.02.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 14.
03.2011 г.)
"14" марта 2011 года г. Псков
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 67/10/10-АМ, возбужденного по признакам нарушения Государственным предприятием Псковской области "Псковатотранс" статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Основанием для возбуждения Псковским УФАС России указанного дела явились заявления Ассоциации перевозчиков Псковской области и индивидуального предпринимателя, поступившие в управление 23 ноября 2010 года.
В заявлениях было указано, что ГППО "Псковавтотранс" разработало проект договора N 52 о взаимоотношениях по организации перевозок пассажиров и багажа в пригородном сообщении, и предложило его к заключению автоперевозчику - ИП.
По мнению заявителей, предложенная редакция договора не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе и антимонопольного законодательства, носит кабальный характер для автоперевозчиков, устанавливает только для них штрафные санкции за нарушение договорных отношений.
В ходе рассмотрения дела заявители в качестве подтверждения своей позиции также указали, что в представленном проекте договора (в п.п. 2.2.6) ГППО "Псковавтотранс" неправомерно устанавливало автоперевозчикам запрет на продажу на территории линейных сооружений ГП ПО "Псковавтотранс" билетов на проезд пассажиров и провоз багажа силами кондукторов и водителей.
В то же время, в соответствии со статьей 49 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. N 112, установлено, что продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:
а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);
б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
ГП ПО "Псковавтотранс" занимает доминирующее положение по осуществлению транспортно-экспедиционных услуг (организация и обеспечение автоперевозок пассажиров и багажа) (код ОКВЭД 63.21.21) на территории Псковской области и согласно Приказу N 37 от 31 мая 2006 года Псковского УФАС России включено в Реестр хозяйствующих субъектов Псковской области, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
В статье 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлены запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе следующие действия: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативно-правовыми актами).
В ходе рассмотрения данного дела Комиссия запросила у ГППО "Псковавтотранс" копии действующих договоров, заключенных ГППО "Псковавтотранс" с автоперевозчиками.
Во всех действующих договорах с автоперевозчиками Комиссией не было установлено каких-либо штрафных санкций в отношении автоперевозчиков.
Согласно объяснениям ГППО "Псковавтотранс", осенью 2010 года им был разработан проект договора с автоперевозчиками, но не утвержден, так как планировалось доработать его с учетом мнения автоперевозчиков.
В адрес ГППО "Псковавтотранс" 22 октября 2010 года поступило заявление от индивидуального предпринимателя с просьбой заключить договор на услуги автовокзалов, и 3 ноября 2010 года ГППО "Псковавтотранс" направило ему оферту - указанный проект договора для рассмотрения и подписания или представления протокола разногласий, а 27 декабря 2010 года направило ИП отказ от заключения договора на условиях автоперевозчика.
В связи с этим ГППО "Псковавтотранс" считает, что не уклонялось от заключения договора или согласования спорных условий с автоперевозчиком - индивидуальным предпринимателем.
ГППО "Псковавтотранс" также сообщило, что указанный проект договора, содержащий штрафные санкции, был направлен и другим автоперевозчикам.
Среди представленных в управление копий договоров был и договор N 69, заключенный 10.11.2010 г. между ГППО "Псковавтотранс" и МП "Плюсское АТП", содержащий первоначально те же штрафные санкции в отношении автоперевозчика, что и проект договора N 52, направленный ГППО "Псковавтотранс" индивидуальному предпринимателю.
После согласования спорных условий действие договора N 69 было прекращено, и 30 декабря 2010 года между ГППО "Псковавтотранс" и МП "Плюсское АТП" был подписан договор N 14, который уже не содержал штрафных санкций в отношении автоперевозчика.
В этом окончательном варианте типового договора, заключенного ГППО "Псковавтотранс" и с другими автоперевозчиками в конце декабря 2010 года, в п. 2.4 было указано, что "перевозчик имеет право осуществлять продажу билетов силами кондукторов и водителей Перевозчика на проезд пассажиров и провоз багажа на территории линейного сооружения в период закрытия касс продажи, согласно режима работы линейного сооружения".
В ходе рассмотрения дела ГППО "Псковавтотранс" представило Комиссии письмо (исх. N 1/313 от 28.02.2011 г.), где было указано, что ГППО "Пскоавтотранс" гарантирует, что предоставит автоперевозчику - индивидуальному предпринимателю возможность заключить договор по организации перевозок пассажиров и багажа в пригородном сообщении на условиях, аналогичных с другими автоперевозчиками по типовой форме, разработанной ГППО "Псковавтотранс", при условии, что ИП в установленном законодательством Псковской области порядке получит право на осуществление регулярных перевозок пассажиров в пригородном сообщении по результатам открытого конкурса и заключит по итогам конкурса с Государственным комитетом Псковской области по транспорту и связи договор о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Псковского УФАС России не установила со стороны ГППО "Псковавтотранс" нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях со стороны ГППО "Псковавтотранс" прекратить рассмотрение дела N 67/10/10-АМ от 15 декабря 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 марта 2011 г. N 67/10/10-АМ
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016