Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 14 июля 2015 г. N 188-Т/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Оберемок В.В. - заместитель руководителя управления,
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Асанова А.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Б. И.Н. (доверенность N202-9049/15-08.1 от 10.06.2015), К. С.Н. (доверенность N202-9060/15-08.1 от 10.06.2015) (далее - Заказчик), в присутствии представителя ИП главы КФХ С. - Г. С.А. (доверенность б/н от 07.07.2015) (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края по лоту N 3, охотничье угодье "Каневской 2" (извещение N 120515/1041801/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ИП главы КФХ С. А.В. на действия Министерства природных ресурсов Краснодарского края при организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края по лоту N 3, охотничье угодье "Каневской 2" (извещение N 120515/1041801/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).
Заявитель считает, что ему отказали в допуске к аукциону незаконно и необоснованно, в противоречие с требованиями Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте). Считает, что подал заявку и приложил документы полностью соответствующие требованиям конкурсной документации и действующему законодательству. Также указывает на то, что включив в заявку дополнительные требования, не предусмотренные действующим законодательством, министерство ограничило конкуренцию на рынке услуг в сфере охотничьего хозяйства, в связи с чем просит признать аукцион недействительным.
Заказчик возражает на жалобу, считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 14.07.2015 в 14-30.
Комиссия Краснодарского УФАС России, выслушав представителей сторон, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В соответствии со статьей 33 Закона об охоте и требованиями статьи 28 Закона об охоте министерством издан приказ от 28.04.2015 N 661 "О проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края", которым предусмотрено проведение аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края (далее - аукцион) по следующим лотам:
Лот N 1 - "Охотничье угодье "Приморско-Ахтарский 3";
Лот N 2 - "Охотничье угодье "Геленджик 1";
Лот N 3 - "Охотничье угодье "Каневской 2".
На официальном сайте www.torgi.gov.ru 12.05.2015 было размещено извещение N 120515/1041801/01 о проведении торгов на предоставление права заключения охотхозяйственного соглашения.
Дата и время начала приема заявок 22.05.2015 09:00
Дата и время окончания приема заявок 15.06.2015 18:00.
Дата и время проведения аукциона 09.06.2015 10:00.
Срок действия соглашения: на 49 лет.
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края N661 от 28.04.2015 утверждена документация об аукционе на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края.
Разделом 4 аукционной документации установлены требования к содержанию и форме заявки.
Так, согласно пункту 16 аукционной документации заявка состоит из 3 разделов:
1 раздел - сведения о заявителе, состоящий из 15 позиций;
2 раздел - сведения о реквизитах счета для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки;
3 раздел - сведения о планируемых заявителем мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создании охотничьей инфраструктуры в границах охотничьего угодья, состоящий из 13 позиций.
Пунктом 17 аукционной документации установлены требования к заявке, в том числе заявка должна быть:
- подготовлена по форме, предусмотренной приложением N 3 к аукционной документации, при этом в ней должны быть указаны дата и исходящий номер, заполнены все требуемые сведения. Ячейки или строки, не содержащие информацию, должны содержать слово "нет". Наличие пустых ячеек, строк, а также отсутствие сведений (информации), предусмотренной разделом 4, не допускается;
- содержать все сведения, указанные в пункте 16 аукционной документации, и документы, указанные в пункте 19 аукционной документации.
Пунктом 18 аукционной документации установлено, что несоответствие заявки требованиям, предусмотренным разделом 4, влечет за собой отказ в допуске заявителя к участию в аукционе.
В соответствии с разделом 9 аукционной документации принятие решения о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в аукционе относится к компетенции комиссии по проведению аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края, состав которой утвержден приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28.04.2015 N 661.
Согласно, протоколу N 1 от 16.06.2015 приема заявок на участие в аукционе на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края, назначенном на 19.06.2015, всего заявок на участие в аукционе было подано:
по лоту N 1 - 5 заявок;
по лоту N 2 - 7 заявок;
по лоту N 3 - 6 заявок.
По результатам рассмотрения заявок, выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в соответствии с аукционной документацией, аукционная комиссия решила по лоту N 3 допустить - 2 заявителей, отказать в допуске 4 заявителям, в том числе ИП КФХ С. А.В.
Согласно части 13 статьи 28 Закона об охоте заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных частью 9 данной статьи необходимых для участия в аукционе документов или предоставление недостоверных сведений;
2) непоступление денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в случае установления организатором аукциона требования обеспечения заявки на участие в аукционе, на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;
3) несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 4 извещения о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края, утвержденного приказом министерства от 28.04.2015 N 661, заявка должна отвечать требованиям, установленным аукционной документацией.
Заявителем предоставлена заявка, согласно которой раздел 2 заполнен в полном объеме, а раздел 1, состоящий из 15 позиций, и раздел 3, состоящий из 13 позиций, заполнены не в полном объеме (содержат не все сведения, указанные в пункте 16 аукционной документации), что и явилось основанием для отказа в его допуске на участие в аукционе.
Помимо изложенного, заявителем не выполнен пункт 22 аукционной документации.
Пунктом 22 аукционной документации предусмотрено, что внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки допускается только заявителем.
Вместе с тем, денежные средства в качестве обеспечения заявки перечислил не ИП глава КФХ С. А.В., а физическое лицо С. А.В.
Законом об охоте предусмотрено, что охотхозяйственные соглашения заключаются только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ч.1-2 ст. 27). Таким образом, физическое лицо не может быть участником аукциона.
Пунктом 2.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" предусмотрено, что текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой (п. 2.3 Инструкции).
Таким образом, для ведения индивидуального предпринимательства индивидуальный предприниматель открывает отдельный расчетный счет, с которого и должен был перечислить денежные средства в качестве обеспечения заявки.
Комиссией по делу N188-Т/2015 установлено следующее.
Проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32-34 Закона об охоте, и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Статьей 27 Закона об охоте регламентировано, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения. Так, по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Таким образом, заключение охотхозяйственных соглашений исключительно направлено на обеспечение сохранения и воспроизводство охотничьих ресурсов, а также содержание наиблагоприятнейшей среды их обитания.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения (статья 27 Закона об охоте).
Решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 28 Закона об охоте).
Согласно части 4 статьи 28 Закона об охоте организатор аукциона устанавливает время, дату, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").
Частью 7 статьи 28 Закона об охоте установлено, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе.
Лицо, желающее принять участие в проведении аукциона, в соответствии с частью 9 статьи 28 Закона об охоте, должно подать заявку на участие в аукционе по установленной форме.
Таким образом, закон право определить форму заявки и требования к ней предоставил организатору аукциона.
Разделом 4 документации об аукционе, утвержденной приказом Министерства от 28.04.2015 N 661, установлены требования к содержанию и форме заявки.
Все требования к заявке на участие в аукционе распространяются на все лоты и на всех заявителей, без предоставления кому бы то ни было каких-либо преимуществ.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что включив в заявку дополнительные требования, не предусмотренные действующим законодательством, министерство ограничило конкуренцию на рынке по предоставлению услуг в сфере охотничьего хозяйства. Установлено следующее.
В связи с тем, что после заключения охотхозяйственного соглашения обязанностью охотпользователя станет обеспечение проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, Министерством в документации об аукционе и было установлено, что заявка должна содержать сведения о планируемых заявителем (а в силу смысла статьи 27 Закона об охоте - потенциальным инвестором) мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создания охотничьей инфраструктуры в границах охотничьего угодья.
Согласно статье 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" пользователи животным миром (а после заключения охотхозяйственного соглашения победители аукциона станут ими) обязаны:
соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром;
применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
применять при пользовании животным миром гуманные способы.
Статьей 38 Закона об охоте определена необходимость поддержания охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства.
Согласно статье 39 Закона об охоте в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
Таким образом, требования Заказчика к содержанию заявки основаны на положениях Закона о животном мире и Закона об охоте, а именно в соответствии с установленными законами обязанностями, которые возникнут у победителя аукциона.
Пунктом 9 документации об аукционе закреплено: Ограничения использования лесов и других природных ресурсов - использование лесов и других природных ресурсов, расположенных в границах охотничьих угодий, ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Согласно пункта 16 документации об аукционе заявка должна содержать согласие на осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и охоты на особо охраняемых природных территориях и иных территориях, на которых установлен особый режим природопользования, находящихся в границах охотничьего угодья, с соблюдением установленных для данных территорий режима особой охраны, особого режима хозяйственной и иной деятельности, с перечнем мероприятий по соблюдению режима особой охраны, особого режима хозяйственной и иной деятельности, таким образом, по мнению Организатора торгов, потенциальные участники торгов предупреждены об ответственности, которая возникает у пользователя охотничьих угодий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, при том, что заявка участника должна содержать согласие на осуществление видов на особо охраняемых природных территориях и иных территориях, на которых установлен особый режим природопользования, находящихся в границах охотничьего угодья.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП главы КФХ С. А.В. на действия Министерства природных ресурсов Краснодарского края при организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края по лоту N 3, охотничье угодье "Каневской 2" (извещение N 120515/1041801/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), необоснованной.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: В.В. Оберемок
С.Г. Еременко
О.Ю. Асанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июля 2015 г. N 188-Т/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016