Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 12 декабря 2013 г. N 71-18.1/13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалобы на неправомерные действия при организации и проведении торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А. А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Соболевской Т. М. |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
Самариной Н. А. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" (далее - Заявитель) на неправомерные действия Комитета имущественных отношений Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее - Комитет, организатор торгов) при организации и проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества - объекты газоснабжения (далее - муниципальное имущество), извещение от 18.10.2013 N 181013/0455140/02 (далее - Конкурс, торги), в присутствии:
- представителя ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" по доверенности N 170 от 10.12.2013;
- представителя ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" по доверенности N 90 от 14.11.2013.
В отсутствие представителей Комитета имущественный отношений Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области. установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Комитета при проведении Конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества - объектов газораспределительных сетей.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Управлением неправомерно проведены торги на право заключения договора аренды муниципального имущества, поскольку имущество, являющееся предметом торгов, 01.01.2007 передано по договору N ДАГ-11-08-0075, заключенному между ОАО "Челябинская газораспределительная компания" (в дальнейшем переименованное в ОАО "Газпром газораспределение Челябинск") и Учреждением "Отдел имущественных отношений Катав-Ивановского городского поселения". Ввиду того, что договор расторгнут не был, Комитет не вправе выставлять на торги муниципальное имущество, находящееся во владении и пользовании у ОАО "Газпром газораспределение Челябинск".
Также в качестве довода Заявителем указано, что положение статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) устанавливает в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, заключить с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законом, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. У победителя Конкурса - общества с ограниченной ответственностью "ИнтерГазСервис" (далее - ООО "ИнтерГазСервис") отсутствуют собственные аварийно-спасательные службы и формирования, а также договор с аварийно-спасательными службами и формированиями, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
На заседании Комиссии представитель Заявителя также указал, что в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса. Исходя из положений части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" имеет преимущественное право на заключение договора, в связи с чем Комитетом неправомерно объявлены торги на право заключения договора аренды муниципального имущества.
Заявитель просит признать нарушения со стороны Комитета при организации и проведении Конкурса и недействительными результаты Конкурса.
Комитетом представлены следующие письменные пояснения от 09.12.2013 г. N 1092 (вх. N 2824 от 10.12.2013).
01.01.2007 г. между ОАО "Челябинская газораспределительная компания" и Учреждением "Отдел имущественных отношений Катав-Ивановского городского поселения" заключен договор N ДАГ-11-08-0075 аренды муниципального имущества - объектов газораспределительных сетей (в соответствии с Приложением N 1 к Договору), принадлежащих муниципальному образованию "Катав-Ивановское городское поселение" (далее - Договор N ДАГ-11-08-0075), на срок с 01.01.2007 по 30.12.2007 гг.
18.10.2013 на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru Комитетом опубликовано извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества. 25.11.2013 подведены итоги конкурса, составлен протокол N 3, в соответствии с которым победителем признано ООО "ИнтерГазСервис", договор аренды должен быть заключен не ранее 06.12.2013.
В соответствии с частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 4.4.1 Договора N ДАГ-11-08-0075).
В соответствии с частью 2 статьи 610 ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
19.08.2013 г. Администрацией Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация района) в адрес ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" направлено Уведомление N 1200/743 о расторжении Договора N ДАГ-11-08-0075.
В связи с чем довод ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" не может быть принят во внимание, поскольку к моменту подведения итогов торгов Договор N ДАГ-11-08-0075 должен был быть расторгнут и объекты сетей газораспределения переданы Администрации района.
Довод Заявителя относительно того, что у победителя Конкурса - ООО "ИнтерГазСервис" отсутствуют собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования либо договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание, не может быть принят во внимание, поскольку положениями конкурсной документации не предусмотрено предоставление соответствующих документов и их отсутствие не может являться основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе.
Таким образом, действия организатора Конкурса не нарушают права и законные интересы Заявителя.
Изучив представленные материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок проведения конкурсов и аукционов регулируется Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы 10.02.2010 г. N 67 (далее - Правила).
18.10.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении торгов в форме открытого Конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества - объектов газоснабжения Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области.
Вскрытие конвертов с заявками состоялось 20.11.2013 в 10:00.
Рассмотрение заявок на участие - 20.11.2013.
25 ноября 2013 года была проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе, в ходе проведения которой составлен протокол N 3, победителем признано ООО "ИнтерГазСервис".
Подпунктом 14 пункта 40 Правил установлен срок, в течение которого должен быть подписан проект договора, составляющий не менее 10 дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
26.11.2013 на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru размещен протокол N 3 оценки и сопоставления заявок, исходя из чего проект договора с победителем Конкурса должен быть подписан не ранее 06.12.2013.
1. Из материалов дела следует, что 01.01.2007 между ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" и Учреждением "Отдел имущественных отношений Катав-Ивановского городского поселения" заключен договор N ДАГ-11-08-0075 о передаче в аренду муниципального имущества - объектов газораспределительных сетей, расположенных на территории Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области на срок с 01.01.2007 по 30.12.2007 г.
Согласно пункту 4.4.1. Договора N ДАГ-11-08-0075 если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (часть 2 статьи 621 ГК РФ).
01.08.2011 между муниципальным образованием "Катав-Ивановское городское поселение" и муниципальным образованием "Катав-Ивановский муниципальный район" заключено соглашение о передаче осуществления полномочий (части полномочий) по регулированию вопросов местного значения, в соответствии с которым Катав-Ивановский муниципальный район принимает на себя полномочия, в том числе пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Катав-Ивановского городского поселения.
Пункт 7.2. Договора N ДАГ-11-08-0075 закрепляет, что переход права собственности на имущество от арендодателя к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения настоящего договора.
Пункт 8.5. Договора N ДАГ-11-08-0075 устанавливает, что в случаях, не оговоренных в договоре, стороны руководствуются нормами действующего законодательства РФ и нормативными актами субъекта РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 610 ГК РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону при аренде недвижимого имущества за три месяца.
23.08.2013 Администрацией района в адрес ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" направлено уведомление о расторжении действующего договора N ДАГ-11-08-0075 (исх. Администрации N 1200/743 от 19.08.2013 г.).
22.11.2013 ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" направило в адрес Администрации района соглашение о расторжении Договора N ДАГ-11-08-0075 и акт приема-передачи для подписания указанных документов N ВС-27/3835 от 22.11.2013.
По состоянию на 04.12.2013 (то есть до момента заключения договора с победителем Конкурса) ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" направлено в адрес Администрации района подписанное соглашение о расторжении Договора N ДАГ-11-08-0075 с протоколом разногласий.
Таким образом, объявление Конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества - объектов сетей газоснабжения при условии, что на момент заключения договора по его итогам договорные отношения между Администрацией и ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" прекращены не нарушает интересы потенциальных участников торгов и общества.
Довод ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" о преимущественном праве на заключение договора аренды объектов сетей газоснабжения не может быть принят во внимание, поскольку часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривает возможность заключения договора аренды, предусмотренного частями 1 и 3 данной статьи, на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, без проведения конкурса, аукциона.
Договор N ДАГ-11-08-0075 заключен 01.01.2007, то есть до введения в действие частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, редакция которой введена в действие Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, договор N ДАГ-11-08-0075 от 01.01.2007 не является договором, заключенным в порядке частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и у ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" отсутствовало преимущественное право на его продление без проведения торгов в порядке части 9 статьи 17.1 названного закона.
2. В соответствии с протоколом N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 25.11.2013 победителем признано ООО "ИнтерГазСервис".
Пункт 17 Правил устанавливает, что участником Конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.
Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе, закреплен пунктом 52 Правил и является исчерпывающим.
Подпунктом г) пункта 52 Правил установлена возможность требовать от заявителя документы, характеризующие квалификацию заявителя, в случае если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника конкурса. Установление такого критерия является правом организатора Конкурса.
В соответствии с пунктом 53 Правил не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 52 Правил.
В пункте 11 конкурсной документации открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества установлены исчерпывающие требования к составу заявки на участие в открытом Конкурсе. В конкурсной документации открытого Конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества предоставление документов, подтверждающих квалификацию, в качестве критерия оценки заявок на участие в Конкурсе не установлено.
Таким образом, довод Заявителя о том, что ООО "ИнтерГазСервис" не может быть допущено к участию в торгах ввиду отсутствия в составе заявки на участие в Конкурсе документов, предусмотренных для организаций осуществляющих аварийно-спасательную деятельность, не может быть принят во внимание, поскольку положениями конкурсной документации предоставление указанных документов не предусмотрено.
Однако, Комиссия обращает внимание на то, что предмет торгов относится к категории опасных производственных объектов, в связи с этим к моменту заключения договора по итогам проведения торгов с победителем, для исключения возникновения ситуации оставления объектов газоснабжения без технического и аварийно-диспетчерского обслуживания у победителя (ООО "ИнтерГазСервис") должны быть заключены договоры со специализированными организациями, осуществляющими обслуживание объектов газораспределительных сетей, а также с аварийно-спасательными службами или аварийно-спасательными формированиями, отвечающими требованиям Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
3. 18.10.2013 на официальном сайте торгов размещено извещение о проведении Конкурса, пункт 12.1 конкурсной документации устанавливает дату начала приема заявок на участие в конкурсе - 18.10.2013.
В извещении о проведении Конкурса срок отказа от проведения Конкурса установлен 16.11.2013, срок окончания подачи заявок на участие - 20.11.2013.
В связи с чем, Комиссия обращает внимание организатора торгов, что сроки окончания приема заявок на участие в Конкурсе и отказа от проведения торгов устанавливаются в соответствии с требованиями пунктов 33, подпункта 5 пункта 40 Правил. В соответствии с пунктом 33, подпунктом 5 пункта 40 Правил датой окончания приема заявок является 20.11.2013, сроком отказа от проведения торгов является - 15.11.2013, датой начала приема заявок - 19.10.2013.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" на неправомерные действия Комитета имущественных отношений Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области при проведении Конкурса необоснованной.
2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
А. А. Козлова
Члены Комиссии:
Т. М. Соболевская
Н. А. Самарина
Самарина Н. А.
(351) 265-93-79
16.12.2013
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 декабря 2013 г. N 71-18.1/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016