Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 271 (опубликовано 23 января 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2011.
В полном объеме решение изготовлено 29.09.2011.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления-начальник аналитического отдела - Харченко О.П., члены Комиссии: Вшивкова Н.В., Степанова В.С., рассмотрев дело N 271, возбужденное по признакам нарушения ООО ВК "Телесфера" законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО ВК "Телесфера" по доверенности установила:
В адрес управления поступило обращение гр. <_> о распространении ненадлежащей рекламы на седьмом телеканале.
В ходе рассмотрения обращения было установлено следующее. 14.07.2011 в вечерних новостях СМИ "7 канал" в 19:55 распространялась реклама следующего содержания: "Сбербанк предлагает новые возможности своим клиентам. "Универсальный договор банковского обслуживания" значительно упрощает доступ ко всем операциям с деньгами. Можно заплатить за кредит или коммунальные услуги, перевести средства с одного счета на другой или пополнить электронный кошелек. Совершить операцию легко в любом месте: главное, чтобы рядом был банкомат. А в "личном кабинете" в интернете можно оперативно получать информацию о состоянии счета. Оформить новый универсальный договор можно в любом офисе".
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В рассматриваемой Рекламе не указано полное наименование финансовой организации, оказывающей финансовые услуги.
Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
В результате рассмотрения Рекламы Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ООО ВК "Телесфера" дела N 271 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Определение о возбуждении дела N 271 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в адрес ООО ВК "Телесфера" было направлено заказным письмом с уведомлением исх. N 13 068 от 12.08.2011.
В адрес Красноярского УФАС России ООО ВК "Телесфера" представлено письменное ходатайство вх. N 15 916 от 06.09.2011 об отложении рассмотрения дела в связи с временным отсутствием компетентного представителя ООО ВК "Телесфера".
Комиссия приняла решение об удовлетворении ходатайства ООО ВК "Телесфера".
Определение о продлении срока рассмотрения дела N 271 в адрес ООО ВК "Телесфера" было направлено заказным письмом с уведомлением исх. N 14 523 от 07.09.2011
ООО ВК "Телесфера" представлены письменные пояснения, в которых указано, что в эфире телеканала "7 канал" 14.07.2011 был размещен информационный сюжет об изменении порядка обслуживания клиентов Сбербанка Материал был подготовлен с целью информирования телезрителей об упрощении порядка пользования услугами Сбербанка. Освещение темы обусловлено тем, что услуги у нас в регионе появились впервые и интересны большинству целевой аудитории СМИ "7 канал". Данную тему в указанный период освещали большинство СМИ города и края. Разработка и размещение данного материала производилась на основании пресс-релиза Восточно-Сибирского банка ОАО "Сбербанк России". СМИ "7 канал" при этом руководствовалось законом от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - "Закон о СМИ"). На основании полученного пресс-релиза и путем получения СМИ (на основании устного запроса) комментариев специалистов был подготовлен и выдан в эфир рассматриваемый материал. Сюжетная линия носила информационный характер, и размещение рекламы не имело место. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рекламе" указанный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства. Соответственно требования, изложенные в законе, включая требования статьи 28, применяются только в том случае, если распространенная информация является рекламой. При этом закон не распространяется, в том числе, на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Рассматриваемый материал представляет собой справочно-информационный материал. В связи с этим требования Федерального закона "О рекламе" в рассматриваемом случае не применяются. Редакция СМИ руководствовалась не принципом продвижения финансовой услуги, а принципом информирования телезрителей о новых возможностях в финансовой сфере путем доведения до потребителя той или иной информации, обладание которой не направлено на формирование желания приобрести тот или иной товар. Сюжет не был направлен на формирование предпочтительного интереса у телезрителя, поскольку сообщает им об изменении способа пользования услугами Банка. Телезрители были проинформированы о том, что в Банке упрощен порядок совершения операции для клиентов Банка. Таким образом, содержащиеся в сюжете сведения направлены не на продвижение товара, работ, услуг, а на информирование телезрителя.
В ходе рассмотрения дела и анализа имеющихся материалов Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно Федеральному закону "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, сообщенная СМИ "7 канал" в эфире 14.07.2011, адресована неопределенному кругу лиц. По мнению Комиссии Красноярского УФАС России информация следующего содержания: "Сбербанк предлагает новые возможности своим клиентам. "Универсальный договор банковского обслуживания" значительно упрощает доступ ко всем операциям с деньгами. Можно заплатить за кредит или коммунальные услуги, перевести средства с одного счета на другой или пополнить электронный кошелек. Совершить операцию легко в любом месте: главное, чтобы рядом был банкомат. А в "личном кабинете" в интернете можно оперативно получать информацию о состоянии счета. Оформить новый универсальный договор можно в любом офисе" направлена на привлечение внимания к услуге, оказываемой ОАО "Сбербанк России", а именно: "Универсальный договор банковского обслуживания", формирование и поддержание интереса к ней, и ее продвижение на рынке.
На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная информация является Рекламой.
Согласно статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с названной статьей Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Таким образом, указанные в Рекламе услуги являются финансовыми услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В рассматриваемой Рекламе не указано наименование финансовой организации, оказывающей финансовые услуги.
Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств
На основании изложенного рекламораспространителем рассматриваемой Рекламы является ООО ВК "Телесфера".
Из письменных пояснения ООО ВК "Телесфера" следует, что производство и размещение рассматриваемого сюжета в программе "Новости 24. Седьмой канал" 14 июля 2011 года об изменении порядка работы Сбербанка было согласовано и допущено к эфиру <_>
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу финансовых услуг, распространяемую ООО ВК "Телесфера", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с нераспространением на момент рассмотрения дела рекламы, нарушающей требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" предписание об устранении нарушения ООО ВК "Телесфера" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии Н.В. Вшивкова
В.С. Степанова
Степанова Варвара Сергеевна
(391) 265-02-19
reshenie_ooo_vk_telesfera_st_28.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 271 (опубликовано 23 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016