Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 272 (опубликовано 23 января 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2011.
В полном объеме решение изготовлено 29.09.2011.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления-начальник аналитического отдела - Харченко О.П., члены Комиссии: Вшивкова Н.В., Степанова В.С., рассмотрев дело N 272, возбужденное по признакам нарушения ООО ВК "Телесфера" законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО ВК "Телесфера" по доверенности установила:
В адрес управления поступило обращение гр. <_> о распространении ненадлежащей рекламы на седьмом телеканале.
В ходе рассмотрения обращения было установлено следующее. 14.07.2011 в вечерних новостях СМИ "7 канал" в 19:55 распространялась реклама следующего содержания: "Сбербанк предлагает новые возможности своим клиентам. "Универсальный договор банковского обслуживания" значительно упрощает доступ ко всем операциям с деньгами. Можно заплатить за кредит или коммунальные услуги, перевести средства с одного счета на другой или пополнить электронный кошелек. Совершить операцию легко в любом месте: главное, чтобы рядом был банкомат. А в "личном кабинете" в интернете можно оперативно получать информацию о состоянии счета. Оформить новый универсальный договор можно в любом офисе".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Предусмотренное частью 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" сообщение о последующей трансляции рекламы в рассматриваемой Рекламе отсутствует.
Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
В результате рассмотрения Рекламы Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ООО ВК "Телесфера" дела N 272 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Определение о возбуждении дела N 272 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в адрес ООО ВК "Телесфера" было направлено заказным письмом с уведомлением исх. N 13 069 от 12.08.2011.
В адрес Красноярского УФАС России ООО ВК "Телесфера" представлено письменное ходатайство вх. N 15 916 от 06.09.2011 об отложении рассмотрения дела в связи с временным отсутствием компетентного представителя ООО ВК "Телесфера".
Комиссия приняла решение об удовлетворении ходатайства ООО ВК "Телесфера".
Определение о продлении срока рассмотрения дела N 272 в адрес ООО ВК "Телесфера" было направлено заказным письмом с уведомлением исх. N 14 524 от 07.09.2011
ООО ВК "Телесфера" представлены письменные пояснения, в которых указано, что в эфире телеканала "7 канал" 14.07.2011 был размещен информационный сюжет об изменении порядка обслуживания клиентов Сбербанка Материал был подготовлен с целью информирования телезрителей об упрощении порядка пользования услугами Сбербанка. Освещение темы обусловлено тем, что услуги у нас в регионе появились впервые и интересны большинству целевой аудитории СМИ "7 канал". Данную тему в указанный период освещали большинство СМИ города и края. Разработка и размещение данного материала производилась на основании пресс-релиза Восточно-Сибирского банка ОАО "Сбербанк России". СМИ "7 канал" при этом руководствовалось законом от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - "Закон о СМИ"). На основании полученного пресс-релиза и путем получения СМИ (на основании устного запроса) комментариев специалистов был подготовлен и выдан в эфир рассматриваемый материал. Сюжетная линия носила информационный характер, и размещение рекламы не имело место. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рекламе" указанный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства. Соответственно требования, изложенные в законе, включая требования статьи 28, применяются только в том случае, если распространенная информация является рекламой. При этом закон не распространяется, в том числе, на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Рассматриваемый материал представляет собой справочно-информационный материал. В связи с этим требования Федерального закона "О рекламе" в рассматриваемом случае не применяются. Редакция СМИ руководствовалась не принципом продвижения финансовой услуги, а принципом информирования телезрителей о новых возможностях в финансовой сфере путем доведения до потребителя той или иной информации, обладание которой не направлено на формирование желания приобрести тот или иной товар. Сюжет не был направлен на формирование предпочтительного интереса у телезрителя, поскольку сообщает им об изменении способа пользования услугами Банка. Телезрители были проинформированы о том, что в Банке упрощен порядок совершения операции для клиентов Банка. Таким образом, содержащиеся в сюжете сведения направлены не на продвижение товара, работ, услуг, а на информирование телезрителя.
В ходе рассмотрения дела и анализа имеющихся материалов Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно Федеральному закону "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, сообщенная СМИ "7 канал" в эфире 14.07.2011, адресована неопределенному кругу лиц. По мнению Комиссии Красноярского УФАС России информация следующего содержания: "Сбербанк предлагает новые возможности своим клиентам. "Универсальный договор банковского обслуживания" значительно упрощает доступ ко всем операциям с деньгами. Можно заплатить за кредит или коммунальные услуги, перевести средства с одного счета на другой или пополнить электронный кошелек. Совершить операцию легко в любом месте: главное, чтобы рядом был банкомат. А в "личном кабинете" в интернете можно оперативно получать информацию о состоянии счета. Оформить новый универсальный договор можно в любом офисе" направлена на привлечение внимания к услуге, оказываемой ОАО "Сбербанк России", а именно: "Универсальный договор банковского обслуживания", формирование и поддержание интереса к ней, и ее продвижение на рынке.
На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная информация является Рекламой.
Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ N ТУ 24 - 00243 от 27 апреля 2010 года, выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технология и массовых коммуникаций СМИ "7 канал" является информационным, аналитическим, спортивным, культурно-образовательным, развлекательным телеканалом, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Предусмотренное частью 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" сообщение о последующей трансляции рекламы в рассматриваемой Рекламе отсутствует.
Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств
На основании изложенного рекламораспространителем рассматриваемой Рекламы является ООО ВК "Телесфера".
Из письменных пояснения ООО ВК "Телесфера" следует, что производство и размещение рассматриваемого сюжета в программе "Новости 24. Седьмой канал" 14 июля 2011 года об изменении порядка работы Сбербанка было согласовано и допущено к эфиру <_>
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу финансовых услуг, распространяемую ООО ВК "Телесфера", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с нераспространением на момент рассмотрения дела рекламы, нарушающей требования части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" предписание об устранении нарушения ООО ВК "Телесфера" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии Н.В. Вшивкова
В.С. Степанова
Степанова Варвара Сергеевна
(391) 265-02-19
reshenie_ooo_vk_telesfera_st_14.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 272 (опубликовано 23 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016