Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 16 июля 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена "06" июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "_16" июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее-Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Мельникова Виктория Викторовна - заместитель руководителя Крымского УФАС России.
Члены Комиссии:
Неклиевич Т.Б. -начальник отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России;
Ефимова И.В. главный специалист - эксперт отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России.
от ответчика: - Панарат Павел Валерьевич, паспорт серия 4013 N975429, выдан ФМС код подразделения 900-004 14.04.2014.
от заявителей: - представитель П.,
рассмотрев дело N 05/49-15, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Крымским УФАС России в ходе рассмотрения заявления жильцов дома N19 по ул. Буденного, г. Керчь от 27.10.2014 (вх.N91/10 от 06.11.14) относительно отключения водонагревателей и отопительных приборов от газоснабжения установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
В связи с указанным, и. о. руководителя Крымского УФАС России Приказом N 25 от 23.03.2015 в отношении коммунального предприятия "Жилавтосервис-Керчь" возбуждено дело N 05/49-15 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту жилого фонда в территориальных границах дома 19 по улице Буденного в г. Керчь составляет 100% (аналитический отчет о доминирующем положении находится в материалах дела).
Доминирующее положение КП "Жилавтосервис-Керчь" подтверждено Решением Керченского городского суда от 01.12.2014 по делу N2-1414/2014, в котором установлено, что решением Керченского городского совета N1291 от 28.11.2008 г. здание дома N19 по улице Буденного в г. Керчь передано на балансовый учет Коммунального предприятия "Жилавтосервис-Керчь".
Частью 3 Устава КП "Жилавтосервис-Керчь", утвержденного решением 56 сессии Керченского городского совета 5 созыва от 06.04.2010 г. определен предмет деятельности предприятия - обслуживание и ремонт жилого фонда, ремонт и обслуживание лифтов, ремонт и обслуживание электросетей, ремонт и обслуживание водопровода, ремонт и обслуживание теплосетей, вывоз мусора.
Согласно решению 16 сессии 1 созыва Керченского городского совета от 19.02.2015 N241-1/15 и постановлению администрации города Керчи от 20.02.2015 N66/1-п коммунальное предприятие "Жилавтосервис-Керчь" определено как муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Жилавтосервис-Керчь" (далее-МУП МО ГО РК "Жилавтосервис-Керчь", хозяйствующий субъект, предприятие), является правопреемником КП "Жилавтосервис-Керчь".
Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц предприятие зарегистрировано под регистрационным номером "_", ИНН "_", КПП "_". Основной вид деятельности: управление недвижимым имуществом код по ОКВЭД 70.32.
Согласно подпункту 14.1 пункта 14 II главы Устава предприятия, утвержденного постановлением главы администрации города Керчи Республики Крым от 20.02.2015 N66/1-п, управление недвижимым имуществом включает в себя:
- организацию технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем зданий;
- организацию содержания и ремонта жилищного фонда;
- управление эксплуатацией жилого/нежилого фонда и др.
Жилой дом N19 по ул. Буденного в г. Керчи находится на балансе КП "Жилавтосервис-Керчь" на основании решения Керченского городского совета от 28.11.2008 N1291.
Специалистами КП "Жилавтосервис-Керчь" 02.04.2014 составлен Акт N215 о негерметичности дымоходов в доме N19 по ул. Буденного. На основании указанного Акта ПАО "Керчьгаз" произведено отключение дома.
Согласно ч. 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N188-ФЗ (далее-Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Управлением Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности в АР Крым и г. Севастополе КП "Жилавтосервис-Керчь" выдано разрешение от 10.11.2012 N844.12.43.01.61 на выполнение обследования, ремонта и чистки дымоходов и вентиляционных каналов при управлении недвижимым имуществом, срок действия - до 01.11.2017 г.
Таким образом, проведение работ по обследованию дымоотводов, по проведению, в случае необходимости, ремонта и чистки дымоходов и вентиляционных каналов в многоквартирном доме N19 по ул. Буденного в г.Керчи нормами действующего законодательства отнесено к компетенции балансодержателя жилого дома КП "Жилавтосервис-Керчь".
Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым КП "Жилавтосервис-Керчь" направлено предписание об устранении в срок до 01.03.2015 выявленных нарушений.
В ходе заседаний Комиссии по рассмотрению дела представитель ответчика о причинах не выполнения предписания Инспекции по жилищному надзору пояснил, что предприятие не выполняет ремонтные работы, только проверяет дымовентиляционные каналы (ДВК), что в тарифе услуга по обслуживанию ДВК предусматривает только осмотр и прочистку ДВК. Кроме того, представителем ответчика заявлено, что предприятие не является монополистом, что жильцы дома могут обратиться в другую организацию и заключить договоры по обслуживанию дома.
Данные доводы представителя ответчика не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям:
- КП "Жилавтосервис-Керчь" является балансодержателем многоквартирного дома N19 по ул. Буденного в г. Керчи на основании решения Керченского городского совета от 28.11.2008 N1291;
- в материалах дела имеется перечень жилых домов (в том числе дом N19 по ул. Буденного) обслуживаемых КП "Жилавтосервис-Керчь" (МУП МО ГОК "Жилавтосервис-Керчь"), предоставленных ответчиком на заседание Комиссии 25 мая 2015 года;
- жильцы дома N19 по ул. Буденного для решения проблемы с отключением дома неоднократно обращались именно к балансодержателю дома, т.е. к КП "Жилавтосервис-Керчь";
- решением Керченского городского суда Республики Крым от 01.12.2014 по делу N 2-1414/2014 установлено, что КП "Жилавтосервис-Керчь" является балансодержателем указанного дома.
Главное управление МЧС по Республике Крым письмом от 19.06.2015 N4697-1-31-5 (вх.N1002ов от 25.06.15) сообщило, что в г. Керчи по состоянию на 15 июня 2015 года выдано лицензии двум хозяйствующим субъектам для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N410 от 14.05.2013 утверждены "Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению" (далее-Правила).
Пунктом 11 Правил определено, что "надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается:
а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии и них лицензии, предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 настоящих Правил".
Пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, а также выполнять работы по устранению нарушений тяги каналов.
Таким образом, КП "Жилавтосервис-Керчь" (МУП МО ГОК "Жилавтосервис-Керчь"), как организация, осуществляющая содержание, обслуживание и эксплуатацию домов, является единственным хозяйствующим субъектом, в обязанность которого на платной (безвозмездной) основе входит предоставление услуг по содержанию, обслуживанию и эксплуатации дома N19 по ул. Буденного в г. Керчь, занимает доминирующее положение на данном рынке.
Бездействия КП "Жилавтосервис-Керчь" (МУП МО ГОК "Жилавтосервис-Керчь") по устранению выявленных нарушений по содержанию дымовентиляционных каналов жилых помещений в исправном состоянии на основании предписания, выданного Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым, не исполнение которого обусловливает отключение жильцов дома N19 по ул. Буденного от газоснабжения являются нарушением антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", чем ущемляет интересы других лиц.
Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Крымского УФАС России решила:
Установить факт нарушения муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Жилавтосервис-Керчь" (ул. Гудованцева, 4, г. Керчь, Республика Крым, 298300, ИНН "_", КПП "_") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в виде действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является ущемление интересов других лиц, выразившееся в бездействии по устранению выявленных нарушений.
Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 16 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016