Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 16 июля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителей:
ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России (далее-Заказчик): <_>
ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): <_>
ООО "Прагма" (далее - Заявитель, Общество): <_> установила:
02.07.2015 в Ивановское УФАС России поступила жалоба ООО "Прагма" на действия заказчика - ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта клиники ГБОУ ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19 А, корп. 2 (извещение N 0333100004015000068).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1) В документации об электронном аукционе к болту по параметру "номинальный диаметр резьбы d" установлено значение "16", при этом по параметру размер "под ключ" S установлено значение "22", что противоречит требованиям ГОСТ 7805-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры" в котором определено, что у болта с номинальным диаметром резьбы d "16", размер "под ключ" S составляет "24";
2) аналогично не соответствуют требованиям ГОСТ показатели к болту с гайками и шайбами для санитарно-технических работ, где по параметру "номинальный диаметр резьбы d" установлено значение "10", при этом по параметру размер "под ключ" S установлено значение "14";
3) в документации об электронном аукционе установлены излишние требования к составу доли химических веществ сурика свинцового, мела, олифы из которых изготавливается "замазка суриковая";
4) требования к товару "Линолеум" по параметру "удельное поверхностное электрическое сопротивление" установлено значение "для всех типов не более 5·1015" что не соответствует требованиям ГОСТ, согласно которому данное значение составляет не более 5·10.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также из пояснений представителя Заказчика, Специализированной организации, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что с доводами 1, 2, 3 жалобы они не согласны, так все требования к товарам в соответствии с п. 3.2.2 документации об электронном аукционе содержатся в техническом задании. Требований о соответствии товаров, обжалуемых Заявителем, ГОСТу, техническое задание не содержит. Относительно показателя "удельное поверхностное электрическое сопротивление" по позиции "линолеум коммерческий", то в данном случае ввиду технической ошибки данный показатель был указан некорректно.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
17.06.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0333100004015000068 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта клиники ГБОУ ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19 А, корп. 2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 204 260 руб. 00 коп.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 4 раздела 1.3. "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе общие (функциональные, эксплуатационные) характеристики требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) - документации. Условия контракта в соответствии с частью III документации (Проект контракта). Работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе в соответствии с требованиями технических регламентов, также в отношении условных обозначений и терминологии, на условиях, изложенных в проекте контракта и части II "Техническая часть (Техническое задание)" документации. Подрядчик должен производить все требуемые работы с применением технологий, с учетом методических рекомендаций, не приводящих к ухудшению состояния объекта или его частей. Применяемые материалы, изделия должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям и другим документам, удостоверяющих их качество (должны иметь соответствующие сертификаты, если это необходимо). Объем выполняемых работ: указан в Техническом задании.
Таким образом, Заказчик установил требование о соответствии применяемых при выполнении работ товаров требованиям государственных стандартов.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Часть II "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об электронном аукционе содержит требования к болту (стр. 91 документации), в том числе, такие как: номинальный диаметр резьбы d - "16", размер "под ключ" S - "22".
Однако согласно ГОСТ 7805-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры" у болта с номинальным диаметром резьбы d - "16", размер "под ключ" S составляет - "24".
Таким образом, установленные показатели для болта противоречат требованиям ГОСТ и п. 4 раздела 1.3. "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Часть II "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об электронном аукционе содержит требования к болтам с гайками и шайбами для санитарно-технических работ диаметром: 10 мм (стр. 166 документации), в том числе, такие как: номинальный диаметр резьбы d - "10", размер "под ключ" S - "14".
Однако согласно ГОСТ 7805-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры" у болта с номинальным диаметром резьбы d - "10", размер "под ключ" S составляет - "16".
Таким образом, установленные выше требования к товару противоречат требованиям ГОСТ и п. 4 раздела 1.3. "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Поэтому, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе, его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.
Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-394/2015 от 28.04.2015.
Часть II "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об электронном аукционе содержит требования к замазке суриковой: сурик свинцовый порошкообразный марки М1 - М3, мел природный молотый марки ММО или ММС1 или ММСГ1 или ММСГ2, натуральная олифа конопляная или льняная. Также Заказчик установил требования непосредственно к компонентам, из которых данная замазка состоит:
Требования к сурику свинцовому:
Массовая доля оксидов свинца, %: не менее 99,0. Массовая доля воды и летучих веществ, %: не более 0,30.
Требования к мелу:
Содержание СаСО3+МgСО3 в пересчете на СаСО3, %: не менее 98,2.
Требования к натуральной олифе:
Сорт льняной олифы: высший или первый. Плотность олифы, г/см? 0,930 - 0,950. Йодное число, г/йода на 100 г: не менее 150.
Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4), с: 26-32.
Потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу представителем Заказчика доказана не была.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товару являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Относительно четвёртого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Часть II "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об электронном аукционе содержит требования к линолеуму на теплозвукоизолирующей подоснове, в том числе, такое требование как удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не более для всех типов 5-1015. Согласно ГОСТ 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия" показатель "удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом" составляет не более 5·10 для всех типов.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к линолеуму на теплозвукоизолирующей подоснове противоречат требованиям ГОСТ и п. 4 раздела 1.3. "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки Комиссия Ивановского УФАС России установила, что Заказчиком установлены требования к ниткам швейным. При этом характеристики ниток расписаны на 6 страницах документации об электронном аукционе. При этом Заказчиком установлены предельно допустимые значения физико-механических синтетических ниток, хлопчатобумажных трикотажных ниток, в том числе, такие как: допускаемое относительное отклонение кондиционной линейной плотности готовых ниток от результирующей номинальной линейной плотности суровых ниток, %, удлинение при разрыве, разрывная нагрузка при испытании методом разрыва одной нити и т.д.
Потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу представителем Заказчика доказана не была.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товару являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Прагма" на действия заказчика - ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта клиники ГБОУ ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19 А, корп. 2 (извещение N 0333100004015000068) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России нарушение п. 1 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата принятия: 09 июля 2015 года город Иваново
Дата изготовления: 14 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
рассмотрев жалобу ООО "Прагма" на действия заказчика - ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта клиники ГБОУ ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19 А, корп. 2 (извещение N 0333100004015000068), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения от 09 июля 2015 года, предписывает:
1. ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России (153012, РФ, г. Иваново, пр-т. Шереметевский, д. 8), ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (153000, Ивановская область, г. Иваново, ул. Степанова, д. 17) устранить нарушения п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 23 июля 2015:
- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы и разместить соответствующую информацию на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения заказов www.zakupki.gov.ru;
- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 09.07.2015 и Законом о контрактной системе;
- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru);
- осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр. 2) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь.
3. ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России и ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 29.07.2015 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Подписи членов Комиссии
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 16 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016