Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 0481-12 (опубликовано 25 января 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере размещения заказов,
рассмотрев жалобу ООО "СК "Мегаполис" (далее - Заявитель) на действия Управления жилищных отношений администрации г.Перми (далее - Заказчик) и Управления муниципального заказа Администрации г.Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство многоквартирного дома (домов) для обеспечения жильем граждан г.Перми (извещение N 0156300008711000291),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0156300008711000291 о проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство многоквартирного дома (домов) для обеспечения жильем граждан г.Перми.
Начальная (максимальная) цена контракта - 171 600 000, 00 руб.
Суть жалобы Заявителя:
Заявитель считает, что в предмете размещаемого заказа объединены работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству многоквартирного дома (домов) для обеспечения жильем граждан г.Перми, что нарушает Закон о размещении заказов.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацией об открытом аукционе в электронной форме предметом размещаемого заказа является строительство многоквартирного дома (домов) для обеспечения жильем граждан г.Перми.
Согласно разделу II информационной карты документации об открытом аукционе в электронной форме и п.1.3.1, п. 1.3.2, п.1.3.3 проекта муниципального контракта исполнитель по договору обязан осуществить собственными силами либо силами лиц, привлеченных на основании договоров субподряда:
- работы по производству инженерных изысканий на земельном участке в объеме, необходимом для подготовки проектной документации по строительству объекта;
- разработку проектной документации по строительству объекта в установленном законом порядке;
- строительство объекта в соответствии с проектной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускается подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (ч.1 ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
При этом согласно ч.4 ст.47 ГрК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются, в том числе, для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании и утверждении.
Из изложенного следует, что выполнение работ по производству инженерных изысканий и разработке проектной документации на одном этапе является допустимым и довод Заявителя, в части неправомерности объединения Заказчиком в один лот инженерно-изыскательских работ и работ по подготовке проектной документации является недоказанным.
При этом лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (часть 6 статьи 52 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и приводит к ограничению количества участников размещения заказа в связи с тем, что выполнение указанных работ является различными товарными рынками.
Данная позиция подтверждена также письмом ФАС от 23.05.2011 г. NИА/19712.
Представитель уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы в обоснование необходимости выполнения этих видов работ в рамках одной процедуры размещения заказа ссылался на положение об организации строительства объектов "под ключ", утвержденное постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 г. N147, поясняя, что по замыслу Заказчика результатом выполнения работ является строительство дома (домов) "под ключ". При этом согласно п.1.5 постановления Госстроя СССР от 10.11.1989 г. N147 в своей работе участники инвестиционного процесса при сооружении объектов "под ключ" руководствуются действующими нормативными актами в области капитального строительства. Таким образом, данное постановление неприменимо в рассматриваемой ситуации, т.к. на настоящий момент система нормативных актов в области капитального строительства претерпела значительные изменения с 1989 г. Более того, из текста документации об открытом аукционе в электронной форме не следует, что Заказчику требуется строительство дома (домов) "под ключ". Таким образом, данный довод представителя уполномоченного органа не подтверждает правомерность объединения в один лот работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству.
На основании ст.ст. 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Мегаполис" на действия Управления жилищных отношений администрации г.Перми и Управления муниципального заказа Администрации г.Перми при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство многоквартирного дома (домов) для обеспечения жильем граждан г.Перми (извещение N 0156300008711000291) обоснованной.
2. Признать в действиях Управления жилищных отношений администрации г.Перми и Управления муниципального заказа Администрации г.Перми нарушение ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о размещении заказов Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, Управлению муниципального заказа Администрации г.Перми, оператору электронной площадки, конкурсной (аукционной) комиссии по видам товаров, работ, услуг администрации г.Перми не выдавать, в связи с вынесением его на основании установления аналогичных нарушений при рассмотрении жалобы ООО "Электротехника" (вх.N 0559-12 от 19.01.2012 г.).
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц Управления жилищных отношений администрации г.Перми, Управления муниципального заказа Администрации г.Перми к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 0481-12 (опубликовано 25 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016