Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 14 июля 2015 г. N 12-ФАС22-АМ/06-15
Резолютивная часть решения оглашена "8" июля 2015 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено "14" июля 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
В<_>
Члены Комиссии:
К<_>
Ч<_>
К<_>
рассмотрев дело N 12-ФАС22-АМ/06-15 по признакам нарушения АО "Газпром газораспределение Барнаул" (656043, г.Барнаул, пр.Социалистический, 24) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления К<_> (вх. N 153931 от 08.04.2015 г.) и Ч<_> (вх. N 155284 от 12.05.2015 г.) в отношении ОАО "Газпром газораспределение Барнаул" (ныне - АО "Газпром газораспределение Барнаул") по вопросам законности и обоснованности повышения цен на услугу по техническому обслуживанию внутридомового в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования на территории города Барнаула Алтайского края.
Как следует из содержания заявлений, заявители проживают в г. Барнауле в жилых многоквартирных домах, находящихся по адресу: ул. Дзержинского, 1 и ул. Юрина, 247. Обслуживание внутриквартирного газового оборудования в вышеназванных жилых домах осуществляет АО "Газпром газораспределение Барнаул". В 2015 г. АО "Газпром газораспределение Барнаул" существенно повысило тарифы на обслуживание ВКГО.
В ходе рассмотрения вышеуказанных заявлений управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в домовладениях (далее - ВДГО в домовладениях) и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО) на территории г. Барнаула Алтайского края. Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
При проведении анализа на рассматриваемом рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО в границах города Барнаула выявлены два хозяйствующих субъекта: АО "Газпром газораспределение Барнаул", ООО "Алтайгазсервис". Доминирующее положение занимает АО "Газпром газораспределение Барнаул" с долей 66%.
Тарифы на техническое обслуживание ВДГО в домовладениях и ВКГО в г. Барнауле в 2014 - 2015 гг. сложились на следующем уровне:
N |
Наименование хозяйствующего субъекта |
Оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО на 2014 г., руб. |
Оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО на 2015 г., руб. |
||||||
2-х горел. |
3-х горел. |
4-х горел. |
счетчик |
2-х горел. |
3-х горел. |
4-х горел. |
счетчик |
||
1. |
АО "Газпром газораспределение Барнаул" |
295 |
342 |
390 |
119 |
339 |
394 |
449 |
137 |
2. |
ООО "Алтайгазсервис" |
170 |
190 |
210 |
0 |
180 |
200 |
230 |
0 |
На основе представленных данных установлено, что цены АО "Газпром газораспределение Барнаул" на техническое обслуживание ВДГО в домовладениях и ВКГО значительно превышают цены на техническое обслуживание ВДГО в домовладениях и ВКГО ООО "Алтайгазсервис" - от 188% до 197%.
18.03.2010 г. между К<_> и АО "Газпром газораспределение Барнаул" заключен договор N 40055 на техническое обслуживание и ремонт газопроводов и бытового газового оборудования (далее - Договор N 40055).
На основании пункта 3.1 Договора N 40055 стоимость работ по техническому обслуживанию, ремонту газового оборудования, включая замену деталей и узлов, реконструкции системы газоснабжения, переносу газовых приборов и других работ, рассчитывается в соответствии с прейскурантом, утвержденным исполнителем.
Приказом АО "Газпром газораспределение Барнаул" от 09.02.2015 N 21 утвержден прейскурант на оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях, ВКГО на 2015 г. Рост цен на данные услуги АО "Газпром газораспределение Барнаул" в 2015 г. по отношению к 2014 г. составил от 114,9% до 115,2%.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
В обоснование затрат Обществом предоставлены расчеты коэффициентов, определяющих величину себестоимости услуг (ВДГО в домовладениях, ВКГО) для населения на 2014 и 2015 гг. Согласно расчету на 2015 год годовой фонд оплаты труда в 2015 г. снизился на 2,7% (с 9782,1 до 9510,9 тыс. руб.), величина дополнительной заработной платы увеличилась на 255% (с 654,8 до 1672,9 тыс. руб.), затраты подразделения (в том числе управленческие), выросли на 117,1% (с 10138,2 до 11876,3 тыс. руб.). Всего затраты на оказания услуг населению в 2014 г. составили 23 706,2 тыс. руб., в 2015 г. - 26 437,6 тыс. руб. Рост затрат в 2015 г. по отношению к 2014 г. составил 111,5%, при этом рост стоимости услуг на техническое обслуживание ВКГО составил от 114,9% до 115,2%, что превышает рост затрат на оказание данных услуг.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
Таким образом, в действиях АО "Газпром газораспределение Барнаул", выразившихся в увеличении стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО в домовладениях и ВКГО с 2015 г., содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления монопольно высокой цены на техническое обслуживание ВДГО в домовладениях и ВКГО.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать АО "Газпром газораспределение Барнаул" доминирующим на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования на территории города Барнаула Алтайского края.
2. Признать действия АО "Газпром газораспределение Барнаул", выразившегося в установлении монопольно высокой цены на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования, ущемляющими интересы потребителя и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать АО "Газпром газораспределение Барнаул" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий, п по техническому обслуживанию внутридомового в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования на территории города Барнаула Алтайского края.
Председатель Комиссии В<_>
Члены Комиссии К<_>
Ч<_>
К<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 12-ФАС22-АМ/06-15
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Резолютивная часть оглашена "8" июля 2015 г.
В полном объеме изготовлено "14" июля 2015 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
В<_>
Члены Комиссии:
К<_>
Ч<_>
К<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от __ июля 2015 г. по делу N 12-ФАС22-АМ/06-15 о нарушении АО "Газпром газораспределение Барнаул" (656043, г.Барнаул, пр.Социалистический, 24) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
АО "Газпром газораспределение Барнаул" в срок до 1 августа 2015 г. прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении приказом от 09.02.2015 N 21 монопольно высокой цены на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования на территории города Барнаула Алтайского края.
АО "Газпром газораспределение Барнаул" осуществлять расчеты за услугу по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования на территории города Барнаула Алтайского края исходя из экономически обоснованной стоимости.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.
Председатель Комиссии В<_>
Члены Комиссии К<_>
Ч<_>
К<_>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 июля 2015 г. N 12-ФАС22-АМ/06-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016