Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 15 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе "_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспосервис+" (далее - ООО "Экспосервис+") на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия "Энергия" города Новосибирска (далее - МУП "Энергия") по проведению запроса предложений на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Солидарности (извещение N 31502507820 на сайте www.zakupki.gov.ru), в присутствии "_", установила:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба (вх. N 3980э от 06.07.2015 г.) ООО "Экспосервис+" на действия организатора закупки МУП "Энергия" по проведению запроса предложений на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Солидарности (извещение N 31502507820 на сайте www.zakupki.gov.ru).
По мнению заявителя, нарушены основные положения Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 "О защите конкуренции" и нормы ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кроме того, Заказчик не разместил сметную документацию, подлежащую корректировке согласно Технического задания Заказчика, что не дает возможности оценить объемы работ и просчитать экономику данного тендера.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон N223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, является Положение о закупках. Такое положение размещено Заказчиком на официальном сайте по адресу http://zakupki.gov.ru/223/clause/public/order-clause/info/documents.htmlc lauseId=28269&clauseInfoId=127768&epz=true. В соответствии с п.12 ч. 7.2.1. Положения документация должна содержать даты начала и окончания предоставления разъяснений положений документации. Такие даты документация не содержит. Таким образом, заказчиком нарушен порядок проведения процедуры закупки, предусмотренный Положением о закупке в соответствии с ч.2 ст.2 Закона N 223-ФЗ.
2. В соответствии с ч. 8.5.16. Положения закупочная комиссия в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки. Т.е. Положением о закупке заказчика установлена не максимальная дата, а период, изменять границы которого заказчик не вправе. Вразрез с этим положением в п.11 и п.12 информационной карты указано, что рассмотрение заявок и подведение итогов запроса предложений будет осуществляться 07.07.2015 г. Таким образом, заказчиком нарушен порядок проведения процедуры закупки, предусмотренный Положением о закупке в соответствии с ч.2 ст.2 Закона N223-ФЗ. Указанное сокращение срока рассмотрения заявок может привести к недостаточно полному и объективному рассмотрению документов, входящих в состав заявок участников и в конечном итоге привести к заключению контракта с лицом, которое не отвечает требованиям законодательства к лицам, проводящим работы, являющиеся предметом спорного запроса предложений и может содержать признаки нарушения, установленного п.2 и п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее также - Закон N135-ФЗ).
Заказчик не разместил сметную документацию, тогда как п.1.2. Договора предусматривает, что работы выполняются на основании ПСД, что не дает возможности участникам закупки ознакомиться с объемом работ и просчитать экономику.
Таким образом, заявитель считает, что документация Заказчика составлена с нарушениями Положения о закупках, норм ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также нарушением прав и законных интересов участника размещения заказа.
Жалоба ООО "Экспосервис+" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
МУП "Энергия" представило следующее возражение на жалобу (вх. N 6399 от 13.07.2015 г.).
Жалобу, поступившую от ООО "Экспосервис+" по проведению конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооруже-нию газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Солидарности, МУП "Энергия" считает необоснованной, так как:
В соответствии с п.12 ч.7.2.1. "Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия "Энергия" г. Новоси-бирска", которое размещено на официальном сайте, в документации указывается: "место и дата рассмотрения предложений (заявок) участников закупки и подведения итогов закупки", а не "дата начала и окончания предоставления разъяснений положений документации", как написано в жалобе. Даты начала и окончания предоставления разъяснений положений документации данное положение содержит, они указаны в п.10 ч.7.2.1 По-ложения, в соответствии с которым в документации указаны: "Форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке". Как указано в п. 8.5.6. "Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Энер-гия" г. Новосибирска" и в п.2.2. "Документации о проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техни-ческому перевооружению газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: НСО, г. Новосибирск, ул. Солидарности",: "любой участник закуп-ки вправе направить Заказчику письменный запрос о разъяснении положений документации о запросе предложений, в срок не позднее, чем за 2 рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе пред-ложений. В п.7 раздела II Информационная карта запроса предложений Документации о проведении запроса предложений на право заключения до-говора, на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной (ГП-60), утвержденной директором предприятия 26.06.2015 г. указано, что "срок направления участником закупки запроса на разъяснение положений документации о проведении запроса предложений - с 26.06.2015 г. по 01.07.2015 г.". 1 июля 2015 г. является последним рабочим днем, за два рабочих дня (2 и 3 июля 2015 г.) до дня окончания подачи за-явок на участие в запросе предложений (6 июля 2015 г.). Согласно п. 8.5.6. Положения и п.2.2. Документации: в течение одного рабочего дня со дня поступления указанного запроса, заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документа-ции, а также не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений такое разъяснение размещает на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от кото-рого поступил запрос.
2. В соответствии с ч. 8.5.16 Положения: "Закупочная комиссия в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи заявок на уча-стие в запросе предложений, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки". Как ясно из содержания этой части, подразумевается период, в течение которого могут быть рас-смотрены заявки, в зависимости от необходимости, срочности проведения закупки и прочих обстоятельств (наличие свободного времени у членов ко-миссии). В данном случае рассмотрение заявок и их оценка были проведены на следующий день за днем окончания срока подачи заявок. Таким образом, заявленные границы периода рассмотрения заявок со стороны МУП "Энер-гия" г. Новосибирска не были изменены или сокращены, полностью соответствуют п.п. 11 и 12 Документации о проведении запроса предложе-ний и не нарушают порядка проведения порядка проведения процедуры закупки, предусмотренной Положением о закупке в соответствии с ч.2 ст.2 Закона N 223-ФЗ. Относительно сомнений по поводу недостаточно полного и объективного рассмотрения документов, входящих в состав за-явок участников и заключению контракта с лицом, которое не отвечает требованиям законодательства к лицам, проводящим работы, заказчик отме-чает, что в данном случае сроки рассмотрения заявок не являются единственно важным критерием, а специалисты МУП "Энергия" г. Новоси-бирска обладают высокой квалификацией и прошли необходимую подготовку и обучение.
Также, хочу отметить, что ООО "Экспосервис+" по данным выписки из ЕГРЮЛ (копия прилагается) не имеет вида деятельности по выполнению строительно-монтажных работ на тепловых, водопроводных сетях и тепло-вых пунктах, котельных. У ООО "Экспосервис+" имеются следующие виды деятельности по ОКВЭД:
50.20 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
50.10.2 Розничная торговля автотранспортными средствами
50.10.3 Торговля автотранспортными средствами через агентов
63.40 Организация перевозок грузов
50.20.1 Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей
50.30 Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями
50.30.3 Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями через агентов
50.20.2 Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств
51.14.2 Деятельность агентов по оптовой торговле прочими видами машин и оборудования
50.30.2 Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и при-надлежностями
51.70 Прочая оптовая торговля
60.24.1 деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта
50.30.1 Оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и при-надлежностями
50.20.3 Предоставление прочих видов услуг по техническому обслу-живанию автотранспортных средств
50.10 Торговля автотранспортными средствами
60.24. Деятельность автомобильного грузового транспорта
3. Что касается не размещения сметной документации, в п. 4 Информационной карты запроса предложений отражено, что объем, содержание выполняемых работ и общие требования к выполнению работ определяются техническим заданием и рабочими проектами. В техническом задании к запросу предло-жений подробно приведены стадии и объемы работ необходимые для ввода объекта в эксплуатацию, а также количество и величины материальных ре-сурсов, необходимых для выполнения работ. Кроме того, в проектной документации, также предоставленной к запросу предложений, представле-ны спецификации к проектам. Спецификация проекта - это документ, содержащий полный перечень всех составных элементов проекта и мате-риалов, используемых для реализации проекта. В спецификации содержится подробное перечисление узлов, деталей, конструкции, установок и т. п., входящих в состав проекта и сборочных единиц. Утверждение Заявителя о не возможности ознакомления с объемами и определения экономической со-ставляющей реализации проектных решений является необоснованным. Спецификация, дополненная ценами на позиции и дополнительными усло-виями (цена, упаковка, условия и сроки поставки), может определить затраты на материалы. Стоимость выполнения работ может быть определе-на исходя из состава, объемов и условий выполнения работ и нормативных расценок на выполнение работ. Сметные расчеты разрабатываются и предо-ставляются Заказчику Победителем конкурсной процедуры на стадии заключения договора, утверждаются в установленном порядке и в дальней-шем являются приложением к договору подряда.
Кроме того, с момента объявления закупки ООО "Экспосервис+" ни письменно, ни устно не обращалось в МУП "Энергия" г. Новосибирска за разъяснениями или уточнениями положений документа-ции.
Также следует отметить, что в данном запросе предложений были за-явлены и допущены два участника, которые в полном объеме предоставили документы и полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к заявителям. По результатам проведенной оценки был определен победи-тель, с которым был заключен договор.
Таким образом, со стороны МУП "Энергия" г. Новосибирска нет наруше-ния порядка проведения процедуры закупки, предусмотренной Положением о закупках в соответствии с ч.2 ст.2 Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", нет нарушения норм ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", все права и законные интересы участников размещения заказа соблюдены.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
МУП "Энергия" проведена закупка в форме запроса предложений на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Солидарности. Номер извещения, размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, N 31502507820. Согласно Протоколу N 31-223/2015 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений от 07.07.2015 г. первый номер присвоен заявке, поданной ООО "Инженерные сети Проект". ООО "Экспосервис+" на участие в закупке заявку не представляло.
1. П. 8.5. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Энергия" (далее - Положение о закупке) определены особенности проведения запроса предложений.
Так, п. 8.5.6. Положения о закупке установлено, что любой участник закупки вправе направить Заказчику письменный запрос о разъяснении положений документации о проведении запроса предложений в срок не позднее, чем за 2 рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.
В течение одного рабочего дня со дня поступления указанного запроса, Заказчик направляет разъяснения положений документации в письменной форме или в форме электронного документа.
Не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений такое разъяснение размещается Заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений документации о закупке не должно изменять ее сути.
Аналогичное положение содержится в п. 2.2 Документации о проведении запроса предложений на право на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Солидарности (далее - Документация).
Пп. 12 п. 7.2.1 Положения о закупке определяет сведения, которые указываются заказчиком в документации, в том числе место и дату рассмотрения предложений (заявок) участников закупки и подведения итогов закупки.
Таким образом, довод заявителя об обязательном наличии в документации даты начала и окончания предоставления разъяснений несостоятелен.
2. Согласно п. 8.5.16 Положения о закупке закупочная комиссия в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие - 06.07.2015 г.
Дата и время рассмотрения заявок - 07.07.2015 г.
Действия заказчика не противоречат п. 8.5.16 Положения о закупке, так как заявки участников рассмотрены комиссией на следующий день после окончания срока подачи заявок и не позднее пяти дней.
3. П. 1.2. Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации закупки, обязует подрядчика выполнить работы указанные в п. 1.1. в соответствии с условиями настоящего договора, утвержденным Техническим заданием (Приложение N1), проектно-сметной документацией (Приложение NN2,3), графиком производства работ (Приложение N4), включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для полного сооружения Объекта и нормальной эксплуатации.
В связи с тем, что документацией (проектом договора) установлено требование о выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией, то такая сметная документация содержит требования к результату работ.
Проектная документация согласно ч.2 ст. 48 Градостроительного кодекса российской Федерации представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
П. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определяет, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, на основании ч. 10 ст. 4, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" проектно-сметная документация подлежит включению в документацию и размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Отсутствие в составе документации о запросе предложений проектно-сметной документации могло привести к невозможности формирования и подачи заявки на участие в запросе предложений, также привело к нарушению ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", к нарушению ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", так как сметная документация в составе документации не была размещена на официальном сайте в сети "Интернет", что привело (могло привести) к сокращению числа участников закупки и тем самым нарушает ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспосервис+" на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия "Энергия" города Новосибирска по проведению запроса предложений на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Солидарности (извещение N 31502507820 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Муниципальному унитарному предприятию "Энергия" города Новосибирска предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов (отменить протоколы, составленные в ходе закупки, а также внести изменения в документацию о закупке).
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 43
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов
15 июля 2015 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе "_",
руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 15.07.2015 г. по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Экспосервис+" на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия "Энергия" города Новосибирска по проведению запроса предложений на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Солидарности (извещение N 31502507820 на сайте www.zakupki.gov.ru), предписывает:
1. Организатору закупки в форме запроса предложений на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной (ГП-60), расположенной по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Солидарности, Муниципальному унитарному предприятию "Энергия" города Новосибирска совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
2. С целью устранения нарушений Муниципальному унитарному предприятию "Энергия" города Новосибирска необходимо в срок до 31.07.2015 г. отменить Протокол N 31-223/2015 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений от 07.07.2015 г., а также внести соответствующие изменения в документацию о закупке, а именно включить в состав документации по закупке проектно-сметную документацию.
3. Об исполнении настоящего предписания Муниципальному унитарному предприятию "Энергия" города Новосибирска сообщить в Новосибирское УФАС России до 03.08.2015 г., с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 15 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016