Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
(опубликовано 15 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 июля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Управление, Крымское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Крымского УФАС России, Председатель Комиссии;
Брисов С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Крымского УФАС России, член Комиссии;
Лагойский О.Л. - специалист-эксперт Отдела Крымского УФАС России, член Комиссии,
рассмотрев материалы по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Ткаченко Н.А. (далее - ИП Т.Н.А.) требований части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии: ИП Т. Н.А., установила:
Управлением в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено размещение ИП Ткаченко Н.А. в еженедельной газете "Объявления Севастополя" N14 от 16 апреля 2015 года (на странице N44) рекламы следующего содержания: "Тайна доктора Довженко; Лечение алкоголизма по методу А.Довженко (настоящее кодирование гипнозом) в Севастополе проводит ученик А.Довженко врач нарколог А.А.Наумов. Гарантии: высокая квалификация, многолетний опыт, длительное наблюдение. Признаки перехода от бытового пьянства ко второй, наркоманической стадии алкоголизма: запои, опохмеление, психические расстройства в пьяном виде. Эффективность метода Довженко по прежнему вне конкуренции. www.metod-dovzhenko.com.ua; Лицензия МОЗУ АГ N599340 от 12.12.2011".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
На основании пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно приложению к указанному Положению о лицензировании медицинской деятельности, наркология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
На основании части 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в указанной рекламе является метод лечения алкоголизма.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует части 7 статьи 24 Закона о рекламе, так как в ней отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний или получения консультации специалистов.
В силу части 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. А одной из целей Закона о рекламе, согласно статьи 1, является пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе определено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Т. Н.А.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 названного Федерального закона.
При указанных обстоятельствах, в рассматриваемых действиях ИП Ткаченко Н.А., усматривается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее - Кодекс).
В ходе рассмотрения дела N08/284-15 ИП Т.Н.А. пояснил, что признает факт нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, нарушение устранено.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу рекламодателя ИП Т.Н.А., распространенную в еженедельной газете "Объявления Севастополя" N14 от 16 апреля 2015 года (на странице N44) следующего содержания: "Тайна доктора Довженко; Лечение алкоголизма по методу А.Довженко (настоящее кодирование гипнозом) в Севастополе проводит ученик А.Довженко врач нарколог А.А.Наумов. Гарантии: высокая квалификация, многолетний опыт, длительное наблюдение. Признаки перехода от бытового пьянства ко второй, наркоманической стадии алкоголизма: запои, опохмеление, психические расстройства в пьяном виде. Эффективность метода Довженко по прежнему вне конкуренции. www.metod-dovzhenko.com.ua; Лицензия МОЗУ АГ N599340 от 12.12.2011", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. В связи с добровольным устранением ИП Т. Н.А. нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса.
Решение изготовлено в полном объеме 13 июля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (опубликовано 15 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016