Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 15 июля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии представителей:
ООО "СО "ЕЦТ" (далее - заявитель): <_>
ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - специализированная организация), ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России (далее - заказчик): <_> установила:
02.07.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "СО "ЕЦТ" на действия заказчика - ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта клиники ГБОУ ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19 А, корп. 2 (извещение N 0333100004015000068).
По мнению Заявителя, при проведении электронного аукциона N0333100004015000068 были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Во-первых, по тексту технического задания аукционной документации установлены чрезмерно избыточные, детализированные и не обусловленные потребностями заказчика требования к материалам, например:
- п. 17 части II "Техническая часть" аукционной документации установлены следующие избыточные требования по позиции "раствор готовый отделочный тяжелый: цементно-известковый 1:1:6": полный остаток на сите N 063 по массе до 45, содержание глины в комках % по массе - 0,5, кварцевый песок с содержанием оксида кремния SiO2%, не менее 90, кренты или сульфоалюминатные и сульфоферритные продукты или обожженные алуниты или каолиты), массовая доля добавок - до 5 % массы цемента, активные СаО + МgO, % по массе: не менее 40, активная МgO, % по массе: не более 20 или не нормируется, СО2, % по массе: не более 9.
Требования к раствору соответствуют требованиям раздела 3 "методы испытания" ГОСТа 25328-82 "Цемент для строительных растворов". Содержание в кварцевом песке оксида кремния, глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций определяются по ГОСТу 6139-78 в соответствии с п. 7 "Методы испытаний" данного документа. Следовательно, для определения всех вышеуказанных добавок и сырья необходимо провести испытания со специальным оборудованием, т.е. у участника данный материал должен быть в собственности и участник должен отдать данный раствор на экспертизу.
- стр. 104 части II "Техническая часть" аукционной документации установлены требования к очесу льняному, а именно требуется указать массовую долю костры и сорных примесей. Определение массовой доли костры и сорных примесей производят вручную. Для этой цели пробу волокна на черной клеенке разделяют на волокно, костру и сорные примеси. Костру, сорные примеси и волокно взвешивают отдельно (пыль с клеенки собирают и взвешивают вместе с кострой и сорными примесями). Массовую долю костры и сорных примесей подсчитывают по формуле. Подсчет по каждой пробе производят отдельно, затем выводят среднеарифметическое. Вычисление производят с точностью до десятых долей процента с последующим округлением до целых.
Во-вторых, заказчиком включены требования к товарам, которые не влияют на конечный результат выполняемых работ, не будут переработаны в процессе работ и не переходят в собственность заказчика, что является нарушением ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно, установлены требования к ветоши и деталям деревянных лесов.
В-третьих, требования заказчика в части материалов противоречат требованиям ГОСТа. На стр. 177 части II "Техническая часть" по позиции "линолеум на теплозвукоизоляционной подоснове" заказчиком установлено следующее требование к характеристике: "удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не более" - для всех типов 5 1015, однако в соответствии с ГОСТом 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный" в таблице 2 указан следующий показатель вышеуказанной характеристики: "Удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не более - для всех типов 5 . 1015". Данное противоречие вводит участника в заблуждение и не позволяет сформировать предложение.
В-четвертых, аукционная документация содержит противоречия в требованиях к используемым материалам, так на стр. 64 части II "Техническая часть" установлено требование к граниту керамическому размером 400х400х9 мм (длина - 400 мм, ширина - 400 мм, толщина - 9 мм), однако, в характеристиках к данному товару установлено следующее требование: толщина должна составлять 10-11 мм. В самом наименовании материала установлено конкретное значение толщины - 9 мм, однако, в характеристиках заказчик требует представить ему плиты толщиной 10-11 мм, данное противоречие вводит участника в заблуждение и не позволяет сформировать предложение надлежащим образом.
Из письменных пояснений заказчика, ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" следует, что в ходе проведения электронного аукциона N 0333100004015000068 существенных нарушений Закона о контрактной системе допущено не было, в силу следующего:
Требования, установленные в п. 17, стр. 104 части II "Техническая часть" аукционной документации, а также требования к ветоши и деталям деревянных лесов установлены заказчиком правомерно и не нарушают требований Закона о контрактной системе.
Единица измерения, значение и формулировка позиции "удельное поверхностное электрическое сопротивление" в составе документации полностью соответствуют указанному в составе жалобы ГОСТу. Вследствие технической погрешности степень "15" у соответствующего числа отображается в объеме равном самому числу, при этом существенное значение не меняется.
В составе технического задания по позиции "гранит керамический" представлено название изделия и параметры его эквивалентности. Аукционная комиссия допустит заявку участника, который укажет ширину 9 мм, 10 мм, 11 мм.
Рассмотрев представленные заявителем, заказчиком, специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
17.06.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0333100004015000068 о проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта клиники ГБОУ ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19 А, корп. 2.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)_
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.
Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-394/2015 от 28.04.2015.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в части II "Техническая часть" аукционной документации по позиции "раствор готовый отделочный тяжелый: цементно-известковый 1:1:6" установлены требования к требуемому цементно-известковому раствору. Также по указанной позиции установлены многочисленные требования к химическому, физическому составу отдельно каждого компонента входящего в состав раствора, т.е. требования отдельно к строительному песку, к цементу, к добавкам, а именно: полный остаток на сите N 063 по массе до 45, содержание глины в комках %по массе 0,5, кварцевый песок с содержанием оксида кремния SiO2%, не менее 90., кренты или сульфоалюминатные и сульфоферритные продукты или обожженные алуниты или каолиты), массовая доля добавок - до 5 % массы цемента, активные СаО + МgO, % по массе: не менее 40, активная МgO, % по массе: не более 20 или не нормируется. СО2, % по массе: не более 9.
По позиции "очес льняной" (стр. 104 аукционной документации) следующие технические требования к очесу льняному:
Сорт |
Соответствующая |
Допускаемые величины массовой доли костры и сорных |
|||||
(номер) |
величина |
|
примесей, шишковатости |
|
|
||
очеса |
расчетного |
|
|
|
|
|
|
|
номера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормальные допуски |
Предельные допуски |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шишковатость, |
|
Шишковатость, |
||
|
|
|
балл, не более |
|
балл, |
||
|
|
|
|
|
|
не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Массовая |
для |
для |
Массовая |
для |
для |
|
|
доля |
грубого |
мягкого |
доля |
грубого |
мягкого |
|
|
костры и |
очеса |
очеса |
костры и |
очеса |
очеса |
|
|
сорных |
|
|
сорных |
|
|
|
|
примесей, |
|
|
примесей, |
|
|
|
|
%, |
|
|
%, |
|
|
|
|
не более |
|
|
не более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
не более 5,0. |
10 |
3,4 |
3,9 |
15 |
4,5 |
5,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
5,1-7,0 |
7 |
3,4 |
3,9 |
12 |
4,5 |
5,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
7,1-9,0 |
5 |
3,4 |
3,9 |
8 |
4,5 |
5,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
9,1-11,0 |
4 |
3,4 |
3,9 |
7 |
4,5 |
5,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
11,1-13,0 |
2 |
2,4 |
2,4 |
5 |
4,5 |
5,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
не менее 13,1 |
2 |
2,4 |
2,4 |
5 |
4,5 |
5,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Учитывая, что приведенные выше показатели содержат характеристики с указанием интервала, а согласно п. 3.2.2 раздела 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе в электронной форме" части I аукционной документации "все показатели по товарам должны быть конкретными и входить в установленные диапазоны", что означает, что не признаются конкретными показателями товара альтернативные предложения, выраженные с предлогом "до", "от", разделительными союзами "или"; знаками "-", "/" и т.п.
Таким образом, участник на момент подачи заявки, на участие в указанном электронном аукционе должен обладать сведениями о конкретных характеристиках приведенных выше характеристиках товаров.
В ходе рассмотрения жалобы по существу представитель заказчика, специализированной организации не смог обосновать потребность установления столь жестких требований по позиции "раствор готовый отделочный тяжелый: цементно-известковый 1:1:6", а также по позиции "очес льняной".
На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях заказчика при формировании рассматриваемой аукционной документации нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает несостоятельным ввиду следующего.
Как указано выше, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно п. 3.2.2 документации об электронном аукционе под "используемым в процессе работ товаром", а равно "используемым товаром", а равно "товаром" в документации понимаются вещи, которые будут переработаны в процессе работ и/или станут неотъемлемой частью результата работ. Переработка означает невозможность использования данного товара участником закупки после исполнения контракта (в том числе, в связи с передачей остатков товара Заказчику с учетом требований технического задания). В указанное понятие не входит только используемое в процессе работ оборудование (машины и механизмы), которое, согласно технического задания, обозначено как не потребляемый ресурс (использование в соответствующей графе таблицы (части текста) специальных единиц измерения, а именно: "маш-ч", чел-ч"). Таким образом, большинство используемых материалов следует считать "используемыми товарами".
Согласно части II "Техническая часть" аукционной документации (стр. 189) все товары (в том числе материалы), используемые в процессе выполнения работ, переходят в собственность Заказчика в полном объеме, независимо от того полностью они израсходованы в процессе выполнения работ или нет.
Из письменных пояснений заказчика, специализированной организации следует, что "ветошь" используется для очистки поверхности стен при подготовке к окрашиванию, вследствие чего данный материал напрямую соприкасается с частью результата работ (стеной), ее характеристики напрямую влияют на качество окраски стены (при использовании некачественной ветоши на стене останется грязь и волокна, что может привести к отслаиванию краски в соответствующем месте). Требования к деталям деревянных лесов установлены в простом виде.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает при установлении заказчиком требований к ветоши и деталям деревянных лесов нарушения Закона о контрактной системе.
Относительно третьего и четвертого доводов жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
На стр. 177 части II "Техническая часть" по позиции "линолеум на теплозвукоизоляционной подоснове" заказчиком установлено следующее требование к характеристике: "удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не более - для всех типов 5 .1015".
Согласно таблице 2 ГОСТа 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный" удельное поверхностное электрическое сопротивление выражается в следующем значении - 5 - 1015.
Таким образом, в аукционной документации по позиции "линолеум на теплозвукоизоляционной подоснове" значение удельного поверхностного электрического сопротивления не соответствует требованиям ГОСТа 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный", в соответствии с которым данная характеристика была установлена.
По позиции "гранит керамический многоцветный неполированный" части II "Техническая часть" аукционной документации установлены требования к размеру материала 400х400х9 мм, т.е. согласно данному требованию ширина предлагаемого участниками гранита должна составлять 9 мм, однако, далее заказчиком установлено иное требование к ширине материала: "толщина плит должна составлять 10 - 11 мм". Число 9 не входит в диапазон 10-11, следовательно, указанные требования по позиции "гранит керамический многоцветный неполированный" являются противоречащими друг другу.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что ненадлежащим образом сформированная аукционная документация, впоследствии может препятствовать надлежащему формированию участниками закупки своих предложений относительно объекта закупки.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях заказчика при формировании рассматриваемой аукционной документации нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
На стр. 71 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе установлены требования к смеси сухой растворной типа "Ветонит".
Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что слово "типа" обозначает: тип смесей сухих растворных, наподобие смесей сухих растворных "Ветонит", является характеристикой товара, и не является торговым знаком.
В рассматриваемом случае Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе сформированные подобным образом показатели товаров могут ввести участников закупки в заблуждение, так как в документации о закупке не раскрыто понятие слова "типа" и не понятно, что Заказчик имеет в виду.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СО "ЕЦТ" на действия заказчика - ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта клиники ГБОУ ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19 А, корп. 2 (извещение N 0333100004015000068) обоснованной, за исключением довода жалобы об установлении требований к ветоши и деталям деревянных лесов.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата принятия: 09 июля 2015 года город Иваново
Дата изготовления: 14 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
рассмотрев жалобу ООО "СО "ЕЦТ" на действия заказчика - ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта клиники ГБОУ ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19 А, корп. 2 (извещение N 0333100004015000068), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения от 09 июля 2015 года, предписывает:
1. Заказчику, специализированной организации, устранить нарушения п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 23 июля 2015:
- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы и разместить соответствующую информацию на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения заказов www.zakupki.gov.ru;
- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 09.07.2015 и Законом о контрактной системе;
- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru);
- осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь.
3. Заказчику, Специализированной организации сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 29.07.2015 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Подписи членов Комиссии
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 15 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016