Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 30 января 2012 г. N 131
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н.- председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,
Пашкова Н.Н. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,
Рассмотрев дело N131 возбужденное в отношении ОАО "Пятигорскгоргаз" по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО "Пятигорскгоргаз" по взиманию платы за выдачу технических условий на газификацию объекта домовладения. Ставропольским УФАС России проанализировав представленные материалы в отношении ОАО "Пятигорскгоргаз", по результатам которых в действиях ОАО "Пятигорскгоргаз" установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело N131 в отношении ОАО "Пятигорскгоргаз" по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий.
На рассмотрение дела заявитель <***> не прибыл, в материалах дела имеются доказательства уведомления заявителя надлежащим образом, заказное письмо с уведомлением возвращено в адрес управление с истечением срока хранения. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства принято решение о рассмотрении дела без участия заявителя.
В процессе рассмотрения дела N131 представитель ОАО "Пятигорскгоргаз" по существу рассматриваемого дела пояснил следующее. 29.07.2011 г. в ОАО "Пятигорскгоргаз" поступило заявление <***> о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилого домовладения по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, садовое товарищество "Дорожник", д. 32.
На основании данного заявления Обществом были выданы <***> технические условия N378 на присоединение объекта к газораспределительной сети - надземному газопроводу низкого давления Д=57х3.5, проложенного по территории садового товарищества "Дорожник" с указанием давления газа в точке подключения.
Технические условия на подключение к газовым сетям оформляются службой ПТО ОАО "Пятигорскгоргаз" на основании Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ( далее по тексту Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.06г N83. Технические условия были выданы Обществом в 30 - дневной срок, предусмотренный п.7 Правил. Плата за выдачу технических условий не взимается.
Денежная сумма в размере 8160 рублей, выписанная по квитанции за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети включает работы по присоединению (врезка в надземный газопровод под давлением газа Ф25-40 мм), с последующим пуском газа потребителю. Все виды работ с соответствующими расценками указаны в актах приемки работ, которые были выданы гр. <***> совместно с проектом договора на подключение для его подписания. Однако, <***> не предоставил в службу ПТО Общества подписанный с его стороны договор на подключение и не уведомил Общество по поводу его дальнейших намерений относительно договора на подключение к газораспределительной сети. По заявлению <***> ему была возвращена выплаченная им сумма 8160 рублей. Вышеуказанная сумма не является платой за выдачу технических условий. ОАО "Пятигорскгоргаз" при выдаче технических условий руководствуется Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года N83.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
Основным приоритетным направлением деятельности ОАО "Пятигорскгоргаз" является техническое обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки природного газа потребителям города Пятигорска.
ОАО "Пятигорскгоргаз", являясь поставщиком вышеперечисленных услуг, занимает доминирующее положение и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции "услуги по техническому обслуживанию предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования предприятий и организаций внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях" с долей на рынке более 50 % в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в г. Пятигорске.
ОАО "Пятигорскгоргаз" является собственником газораспределительных сетей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации", собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а так же оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Следовательно, ОАО "Пятигорскгоргаз" является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. ОАО "Пятигорскгоргаз", осуществляя деятельность по эксплуатации и техническому обеспечению бесперебойной и безаварийной транспортировке природного газа потребителям города Ставрополя, является в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
29.07.2011 года <***> обратился в ОАО "Пятигорскгоргаз" с заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природного газа.
12 августа 2011 года <***> были выданы технические условия N378 на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природного газа, после предъявления квитанции на оплату 8160 рублей от 12.08.2011 года.
В квитанции указано, что плата вносится за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта.
ОАО "Пятигорскгоргаз" указало, что счет оплачивается за подключение к сети. В материалы дела представлены акт N867 приемки выполненных работ, которым определен перечень работ, такие как врезка, в надземный газопровод под давлением Ф25-40 мм и акт приемки выполненных работ которым определен перечень работ, такие как технический надзор за строительством надземного газопровода - ввода (до 25 мм), проверка исполнительно-технической документации на законченное строительство газопровода и монтаж газового оборудования жилого дома индивидуальной застройки; пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию наземного газопровода к жилому дому при длине до 100 м; первичный пуск газа в газовое оборудование жилого дома индивидуальной застройки при установке плиты и отопительного аппарата; прием в эксплуатацию наружного и внутреннего газопровода газового оборудования жилого дома индивидуальной застройки, первичный пуск в эксплуатацию надземного газопровода. Все перечисленные виды работ осуществляются на стадии подключения к газораспределительной сети, а не на стадии выдачи технических условий.
Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года N83 (далее Правила N83) определено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Следовательно, при получении заявления о выдаче технических условий организация должна при наличии технической возможности выдать технические условия, при ее отсутствии отказать в выдачи технических условий. В рассматриваемом случае ОАО "Пятигорскгоргаз" приняло заявление <***> 29.07.2011 года, при этом только при предоставлении квитанции об оплате, о чем имеется ссылка на самом заявлении, сделана резолюция о том, что ПТО выдать технические условия 12.08.2011 года. Тем самым заявителем фактически оплачена услуга по выдачи технических условий, что не допускается согласно абз. 2 пункта 9 Правил N83.
Довод о том, что заявителю денежная сумма в размере 8160 рублей, выписанная по квитанции за выполнение действий по созданию технической возможности подключения объекта к газораспределительной сети включает работы по присоединению (врезка в надземный газопровод под давлением газа Ф25-40 мм), с последующим пуском газа потребителю, управлением отклоняется по следующим причинам.
Пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.
Согласно, поданного заявления заявлением на выдачу технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природного газа иные услуги у ОАО "Пятигорскгоргаз" не заказывались и фактически не могли быть осуществлены на стадии выдачи технических условий, так как основой всех действий по технологическому присоединению являются технические условия. При этом, в антимонопольный орган не одной из сторон не представлены доказательства заключения договора присоединения между ОАО "Пятигорскгоргаз" и <***>
Таким образом, сумма в размере 8160 рублей, оплаченная <***> является не что иное, как оплата за выдачу технических условий.
Следовательно, в действиях ОАО "Пятигорскгоргаз" установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В материалах дела N131 о нарушении антимонопольного законодательства представлена копия расходного кассового ордера от 03.10.2011 года N000000986 о возращении суммы в размере 8160 рублей <***> на основании его заявления.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "Пятигорскгоргаз" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135 -ФЗ "О защите конкуренции" выразившиеся во взимании оплаты за услуги по подготовке технических условий.
2. ОАО "Пятигорскгоргаз" предписание не выдавать в связи с фактическим устранением нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30 января 2012 г. N 131
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016