Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 386 (опубликовано 29 января 2012 г.)
Резолютивная часть решение оглашена 20.12.2011.
В полном объеме решение изготовлено 28.12.2011.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Вшивкова Н.В. -специалист-эксперт, Чуракова О.А.-главный специалист-эксперт, рассмотрев дело N 386 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Торговая сеть "Каравай" <> рекламы, содержащей признаки нарушения статьи 9 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии представителя ООО "ТС "Каравай" по доверенности от 20.12.2011 N 20 <> установила:
В адрес управления поступило обращение от 21.11.2011 <> о нарушении Федерального закона о рекламе. В обращении <> изложено следующее. На интернет-странице сети супермаркетов "Каравай" по адресу: http://www.karavay-rs.ru/catalog/karavay_2011_2011.pdf размещено рекламное объявление о проведении акции "Счастливый чек", также среди покупателей в супермаркетах "Каравай", распространяется рекламный каталог в котором содержится информация о реализуемой продукции в торговых точках и информация о проведении акции в суперматкетах "Каравай".
В ходе анализа предоставленных материалов установлено следующее.
В супермаркетах "Каравай" распространяется среди покупателей рекламный каталог в котором содержится информация о реализуемой продукции в торговых точках и информация о проведении акции в суперматкетах "Каравай" следующего содержания: "Внимание1. , Акция., "Счастливый чек!"., В период с 15.11.2011 по 15.01.2012 соверши покупку в любом универсаме "Каравай" на сумму 2012 рублей и более и получи купон1. , Заполненный купон необходимо опустить в лототрон., Розыгрыш ценных призов состоится 21.01.2012 в одном из универсамов "Каравай"., Акция. Каравай исполняет желания., с 15 ноября по 15 декабря 2011 г. Расскажи о своей мечте на бланке.Три самых заветных мечты., Каравай открывает "Новогодний базар".".(далее - Реклама).
По данному факту 05.12.2011 Красноярским УФАС России возбуждено дело N 386 по признакам нарушения требований статьи 9 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "ТС "Каравай".
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, Комиссией установлены следующие обстоятельства.
ООО "ТС "Каравай" внесено 12 февраля 1996 года в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером <>
Исходя из письменных пояснений генерального директора ООО "ТС "Каравай" <> следует, что ООО "ТС "Каравай" было запланировано проведение стимулирующего лотереи "Счастливый чек!". 03.10.2011 генеральным директором ООО "ТС "Каравай" <> был подписан приказ от 03.10.2011 "О проведении стимулирующей лотереи "Счастливый чек!".
Согласно пункту 2 приказа от 03.10.2011 N 55 обязанность по организации проведения стимулирующей лотереи (в том числе разработку и утверждение ее условий, размещение рекламной информации, организацию сотрудников, согласование проведения акции) была возложена на директора по маркетингу <>
Первоначальные сроки проведения лотереи были запланированы с 15.11.2011 по 15.01.2012. По причине того, что директором по маркетингу ООО "ТС "Каравай" Бакуровой Ю.Б. стимулирующая лотерея не была зарегистрирована, сроки начала проведения стимулирующей лотереи были перенесены с 15 ноября 2011 на 10 декабря 2011.
Согласно подпункту 1.7 пункта 1 Условий проведения стимулирующей лотереи "Счастливый чек!" описание признаков и свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь со стимулирующей лотереей: связью со стимулирующей лотереей является единовременная (одним чеком) покупка в период с 10 декабря 2011 года по 15 января 2012 года включительно, любого товара (любого набора товаров) в магазинах "Каравай" на сумму 2012 рублей и более.
В соответствии с пунком 3 Условий проведения стимулирующей лотереи "Счастливый чек!" для участия в акции необходимо в период с 10.12.2011 года по 15.01.2012 года включительно, единовременно (одним чеком) произвести покупку любого товара в магазинах "Каравай", на сумму 2012 рублей и более. Полученный кассовый чек должен быть сохранен и храниться у покупателя до момента обращения за купоном участника акции. После единовременного приобретения товара на сумму 2012 рублей и более покупатель должен обратиться на кассу к кассиру в любом из магазинов "Каравай" и получить у кассира купон участника акции с уникальным номером. На котором размещена краткая информация о лотерее. В магазине "Каравай" участник заполняет купон участника акции, отрывной купон участника акции оставляет себе, а сам купон помещает в специальную запечатанную организатором пластиковую коробку, размещенную в магазине "Каравай".
Организатор лотереи в период с 16 января 2012 года по 21 января 2012 года обеспечивает сбор со всех магазинов "Каравай" всех купонов участников акции.
22 января 2012 года в 15 часов 00 минут в магазине "Каравай" по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 19 состоится публичный розыгрыш.
Также до регистрации лотереи, директором по маркетингу <> была размещена информация о ее проведении в каталоге товаров сети "Каравай".
Макет рекламы был согласован директором по маркетингу <> в электронной форме. Издание каталога осуществлялось без заключения договора, по заказу директора по маркетингу ООО "ТС Каравай" <> на основании оплаченого счета N 308 от 31.10.2011 за издание каталога.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая Реклама адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к стимулирующему мероприятию, указанному в Рекламе.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно статьи 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что информация об акции не могла содержать необходимые сведения, так как на момент ее размещения акция не была зарегистрирована и фактически не могла проводиться.
Рассматриваемая Реклама не содержит информацию, указанную в статье 9 Федерального Закона "О рекламе", а именно, не указан источник получения информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с письмом ФАС России (N АК/16754 от 31.05.2010 г.) реклама должна содержать полный перечень сведений, с которыми потребитель может познакомиться при помощи соответствующего источника информации, то есть должно быть указано, где можно получить "информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комиссией Красноярского УФАС России усановлено, что на территории магазинов "Каравай" распространялись рекламные каталоги "Каравай" в которых не содержалась информация об организаторе такого мероприятия и источнике получения информации, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, что может ввести в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам,
сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В соответствиии с пунктом 1.5 Условий проведения стимулирующей лотереи "Счастливый чек!" период проведения стимулирующей лотереи с 10.12.2011 по 22.01.2012, при этом в рассматриваемой Рекламе указано, что период проведения стимулирующего мероприяти с 15.11.2011 по 15.01.2012
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России сделала вывод о недостоверности сведений указанных в Рекламе, так как сроки проведения стимулирующего мероприятия различны.
На основании вышеизложенного Комиссией Красноярского УФАС России установлен факт нарушения требований статьи 9, пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части нарушения пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем указанной Рекламы является ООО ПК "Каравай" <>
Комиссии Красноярского УФАС России на момент рассмотрения дела не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что Реклама, нарушающая требования статьи 9, пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу, распространяемую ООО "ТС "Каравай" <> поскольку в ней нарушены требования статьи 9, пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе".
2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать ООО "ТС "Каравай" России предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии Н.В. Вшивкова
О.А. Чуракова
Вшивкова Наталья Владимировна
211-18-30
ООО "Торговая Сеть "Каравай"
<>
ПРЕДПИСАНИЕ N 386 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"28" декабря 2011 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Вшивкова Н.В., специалист-эксперт, Чуракова О.А.- главный специалист-эксперт, на основании своего решения от 28 декабря 2011 года по делу N 386 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО "Торговая сеть "Каравай" <> и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Торговая сеть "Каравай" <> в течение 11 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей нарушение статьи 9, части 7 и пункта 15 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "Торговая сеть "Каравай" <> представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
4._reshenie_i_predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 386 (опубликовано 29 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016