Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 9 июля 2015 г. N 5-05/93-2015
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
<_>
при участии:
со стороны заказчика - акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг":
<_> - представителя по доверенности от 06.07.2015;
<_> - представителя по доверенности от 06.07.2015;
<_> - представителя по доверенности от 03.04.2015;
со стороны ООО МАКФ "Аудитэкоконс":
<_> представителя по доверенности от 16.01.2015;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью межрегиональная аудиторско-консалтинговая фирма "Аудитэкоконс" (Люблинская ул., д. 151, г. Москва, 109341) (далее - ООО МАКФ "Аудитэкоконс", Заявитель) на действия конкурсной комиссии заказчика - акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг" (Свердлова 2-й проезд, 27, г. Пенза, Пензенская область) при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг" за 2015, 2016, 2017 годы" (извещение N 0455200000715000001 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.06.2015) (далее - открытый конкурс), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
02 июля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступила жалоба ООО "Областной агропромышленный холдинг" на действия конкурсной комиссии заказчика при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг" за 2015, 2016, 2017 годы" (извещение N 0455200000715000001 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.06.2015).
В жалобе указано, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в отрытом конкурсе содержит описание документов, приложенных к заявкам на участие в закупке N 2 и 3, которое не позволяет установить действительное количество представленных данными участниками документов.
Заявитель считает, что таким образом иные участники закупки, а также общественные организации лишены возможности осуществить контроль за полнотой и достоверностью представленных в заявках на участие в конкурсе документов.
В жалобе также указано, что ООО МАКФ "Аудитэкоконс" неправомерно отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по причине непредставления сведений о прохождении плановой проверки контроля качества в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности).
По мнению заявителя, представление указанных сведений в составе заявок на участие в открытом конкурсе не требовалось.
Представитель государственного заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве от 07.07.2015 N 424.
Заседание Комиссии Управления назначено и проведено в 10 часов 00 минут 09 июля 2015 года.
На заседании Комиссии Управления податель жалобы поддержал доводы, указанные в жалобе, и пояснил, что в результате неправомерных действий конкурсной комиссии заказчика было нарушено право ООО МАКФ "Аудитэкоконс" на участие в закупке.
Представитель государственного заказчика поддержал возражения по жалобе, указанные в письменном отзыве от 07.07.2015 N 424, и пояснил, что конкурсной комиссией на основании части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе была проведена проверка соответствия ООО МАКФ "Аудитэкоконс" требованиям, установленным к участникам закупки в конкурсной документации.
Конкурсной комиссией заказчика было установлено, что по результатам плановой проверки контроля качества аудиторских организаций в отношении ООО МАКФ "Аудитэкоконс" принято отрицательное заключение, в связи с чем конкурсной комиссией был сделан вывод о несоответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги по проведению обязательного аудита, являющегося объектом закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения сторон, учитывая результаты проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
03.06.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг" за 2015, 2016, 2017 годы" N 0455200000715000001 (далее - извещение), а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 510 120,00 рублей.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 24.06.2015 NПВК1 (далее - Протокол вскрытия конвертов) по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано три заявки.
Согласно части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Сведения о наличии информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, в соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе содержатся в пункте 12 Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 24.06.2015 NПВК1.
Иные требования к содержанию Протокола вскрытия конвертов законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлены.
Следует отметить, что согласно пункту 6 указанного протокола, на процедуре вскрытия конвертов присутствовал представитель ООО МАКФ "Аудитэкоконс".
В связи с изложенным, довод подателя жалобы о том, что Протокол вскрытия конвертов составлен с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Управления отклоняется.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 8.12 информационной карты открытого конкурса установлены требования к участникам закупки (в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе), в том числе о соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность, а именно:
- ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями;
-участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации аудиторов (статья 3 Закона об аудиторской деятельности);
- в соответствии с частью 4.1 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
По смыслу данных законоположений аудиторы, для того чтобы участвовать в аудиторской деятельности, перечисленной в части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, должны сдать квалификационный экзамен.
Следовательно, участником закупки может быть только аудиторская организация, аудиторы которой имеют действительные квалификационные аттестаты аудитора и сдавшие квалификационный экзамен по новым правилам в соответствии Закона об аудиторской деятельности.
Пунктом 8.17 информационной карты открытого конкурса установлен перечень документов, которые должны предоставляться участниками закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным Заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов:
- копия действующего свидетельства, подтверждающего членство в саморегулируемой организации аудиторов;
- копии действующих квалификационных аттестатов аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, выданные после 01.01.2011 г. в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.
В пункте 12 Протокола вскрытия конвертов отражено, что заявка ООО МАКФ "Аудитэкоконс" на участие в открытом конкурсе содержит в том числе:
- копия свидетельства о приеме ООО МАКФ "Аудитэкоконс" в члены НИ "Московской аудиторской палаты" от 28.12.2009;
- копии квалификационных аттестатов аудитора П<_>N 03-000141, К <_>N 03-000363, А<_>N 01-000036, Б<_>N К 026622, Б<_>N К 22773, Р<_>N К 026225, Б<_>N А 031235, Д<_>N К 029910, С<_>N К 028554, А<_>N 041068.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.06.2015 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) заявка ООО МАКФ "Аудитэкоконс" отклонена конкурсной комиссией заказчика на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В качестве причины отказа в допуске к участию в закупке ООО МАКФ "Аудитэкоконс" в Протоколе рассмотрения и оценки заявок указано следующее: участник не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - участник не представил сведений о прохождении плановой проверки контроля качества, как того требуют положения статьи 10 Закона об аудиторской деятельности.
В то же время, в конкурсной документации отсутствует требование о предоставлении в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений о прохождении плановой проверки контроля качества в соответствии со статьей 10 Закона об аудиторской деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
АО ""Областной агропромышленный холдинг" представлена Выписка из Протокола от 20.10.2014 N 28-14 заседания Комитета по контролю качества СРО НП МоАП. Согласно которому ООО МАКФ "Аудитэкоконс" получен отрицательный результат плановой проверки внешнего контроля качества работы за период 2011-2013 годов.
Согласно части 1 статьи 3 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона об аудиторской деятельности установлено, что аудиторская организация, аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию.
В силу части 5 статьи 10 Закона об аудиторской деятельности внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона об аудиторской деятельности в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:
1) вынести предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2) вынести члену саморегулируемой организации аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;
4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;
6) применить иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов меры.
Согласно Выписке из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов некоммерческого партнерства "Московская аудиторская палата" от 26.05.2015 N 2964-Ю/15 ООО МАКФ "Аудитэкоконс" является членом СРО НП МоАП (основной регистрационный номер записи 10203005531).
Кроме того, в отношении ООО МАКФ "Аудитэкоконс" в качестве мер дисциплинарного воздействия применялись лишь предупреждение в письменной форме от 30.05.2013 N 48 и предупреждение в письменной форме от 11.03.2015 N 69, что подтверждается материалами дела.
Информация о приостановлении членства ООО МАКФ "Аудитэкоконс" в саморегулируемой организации аудиторов, а также об исключении общества из членов саморегулируемой организации аудиторов с приложением соответствующих доказательств в Пензенское УФАС России не поступала.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Вывод конкурсной комиссии заказчика о несоответствии ООО МАКФ "Аудитэкоконс" требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством РФ к участникам закупки, документально не подтвержден.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссией акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг" части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в результате отклонения заявки ООО МАКФ "Аудитэкоконс".
3. В результате проведения в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки открытого конкурса Комиссия Управления также установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В нарушение частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе раздел V документации об электронном аукционе "Проект контракта" не содержит обязательного условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, установлены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С.
В нарушение указанных норм пунктом 8.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (извещение N 0455200000715000001), установлен иной порядок расчета пени: неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств. Размер неустойки составляет одну трехсотую действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации".
Подпунктом "а" пункта 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Заказчиком в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в разделе V документации об электронном аукционе "Проект контракта" не установлен размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО МАКФ "Аудитэкоконс" на действия на действия конкурсной комиссии заказчика - акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг" при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг" за 2015, 2016, 2017 годы" (извещение N 0455200000715000001) обоснованной в части отказа в допуске ООО МАКФ "Аудитэкоконс" к участию в открытом конкурсе.
2. Признать заказчика - акционерное общество "Областной агропромышленный холдинг" нарушившим части 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать конкурсную комиссию заказчика - акционерного общества "Областной агропромышленный холдинг" нарушившей часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, отмене протоколов, составленных в ходе определения поставщик (подрядчика, исполнителя) и о внесении изменений в положения конкурсной документации.
4. Передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении должностному лицу Управления.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 9 июля 2015 г. N 5-05/93-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016