Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 14 июля 2015 г. N 252-15-АП
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области <_> рассмотрев материалы дела N 252-15-АП в отношении юридического лица - ОАО "Славянка" (юридический адрес: 129110, г. Москва, Суворовская площадь, д.2, стр. 3, ИНН 7702707386, КПП 7702010001, ОКПО 61702041) по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ, установил:
Военной прокуратурой Власихинского гарнизона в декабре 2014 года во исполнение задания Первого заместителя Генерального прокурора <_> от 30.07.2013 г. N73/1-1246-2013 проведена проверка исполнения требований Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 23.11. 2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об эноргосбережении) при обеспечении приборами учета горячего и холодного водоснабжения объектов войсковой части 25624 (г. Белгород-22) со стороны ОАО "Славянка", юридический адрес: 129110, г. Москва, Суворовская площадь, д.2, стр. 3, ИНН 7702707386, КПП 7702010001, ОКПО 61702041.
По факту выявленных нарушений 24.12.2014 года в отношении ОАО "Славянка" военной прокуратурой Власихинского гарнизона было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ, которое было направлено в Белгородское УФАС России.
Постановлением руководителя Белгородского УФАС России от 29.01.2015 года N08 производство по делу N 022-15-АП было прекращено.
24.02.2015 года военной прокуратурой Власихинского гарнизона в адрес ФАС России был направлен протест на указанное постановление.
Решением заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы от 22.04.2015 года постановление N 08 от 29.01.2015 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение руководителю Белгородского УФАС России.
Основанием для отмены постановления N 08 от 29.01.2015 года послужил необоснованный отказ ОАО "Славянка" от исполнения договора по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых ОАО "Славянка" осуществляет в рамках государственного контракта от 28.02.2013 N 197/ЗК/2013/ДРГЗ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Определением руководителя Белгородского УФАС России от 08.05.2015 года исх. N 1935/3 материалы проверки N24/02-14-м были возвращены в военную прокуратуру Власихинского гарнизона с целью приобщения ведомственных руководящих документов, обязывающих ОАО "Славянка" осуществить установку приборов учета на объектах военной инфраструктуры, а также переноса даты начала течения срока исковой давности по административному правонарушению на дату уклонения ОАО "Славянка" от надлежащего исполнения указанной обязанности в рамках государственного контракта от 28.02.2013 года N 197/ЗК/2013/ДРГЗ.
В соответствии с Уставом ОАО "Славянка" осуществляет деятельность посредством созданных филиалов и штатных единиц. При этом Филиал "Воронежский" ОАО "Славянка", оказывая услуги на территории войсковой части 25624 (военный городок N 306, г. Белгород-22 Грайворонского района Белгородской области), выступает в качестве регионального представителя общества.
Распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 645-p ОАО "Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. Во исполнение данного распоряжения между Минобороны России был заключен государственной контракт N 1-BKX от 14.07.2011 г. (с 2013 года - гос. контракт N 2-BKX от 14.12.2012 г.), в рамках которых ОАО "Славянка" в лице Филиала "Воронежский" оказывает услуги водоснабжения и водоотведения для нужд военного городка N306. При этом Филиал "Воронежский" ОАО "Славянка", оказывая услуги на территории войсковой части 25624, выступает в качестве регионального представителя общества.
Согласно положениям государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации от 28.02.2013 г. N 197/3К12013/ДРГЗ (далее по тексту - Государственный контракт), заключенного между ОАО "Славянка" и Министерством обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" обязалось обеспечивать своевременное и надлежащее обслуживание объектов казарменно-жилищного фонда, выполнение работ по текущему ремонту объектов имущественного комплекса, устранение аварийных ситуаций (п.п. 2.1.1 - 2.1.5, 3.2.14.1.). Ранее ОАО "Славянка" исполняло указанные обязательства по гос. контракту N2-КЖФ от 1.10.2011 года.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N1074-р и государственного контракта N 2-КЖФ здания и сооружения военного городка N306 (в/часть 25624) по актам приема-передачи от 28.12.2011 года переданы в эксплуатацию Филиала "Воронежский" ОАО "Славянка".
Указанные здания и реквизиты актов приема-передачи также отражены в разделе N 1.1. паспорта военного городка N306, содержащего перечень и краткие технические характеристики принятых на обслуживание зданий и сооружений.
Согласно п. 4 и ч. 9 ст. 13 Федерального закона об энергосбережении, до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов (в данном случае собственником выступает РФ в лице Минобороны России), которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае если потребитель не исполнил в установленный срок обязанностей, предусмотренных Законом об энергосбережении, организация, которая осуществляет снабжение данных объектов тепловой энергией и иными энергоресурсами, обязана установить приборы учета, а потребитель обязан оплатить равными долям в течение пяти лет с даты их установки расходы сетевой организации на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Иных обязанностей по установке организацией приборов учета используемой тепловой энергии Законом об энергосбережении не предусмотрено (письмо Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2011 N АГ/10186).
В соответствии с Общими положениями Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых 12.09.1995 Министерством энергетики РФ (далее - Правила учета), приборами учёта являются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объёме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов.
Пунктом 2.1.2. Правил учёта предусмотрено, что на каждом узле учета тепловой энергии источника теплоты с помощью приборов должны определяться:
- время работы приборов узла учета;
- отпущенная тепловая энергия;
- масса (объем) теплоносителя, отпущенного и полученного источником теплоты соответственно по подающему и обратному трубопроводам;
- масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку системы теплоснабжения;
- тепловая энергия, отпущенная за каждый час;
- масса (объём) теплоносителя, отпущенного источником теплоты по подающему трубопроводу и полученного по обратному трубопроводу за каждый час;
- масса (объем) теплоносителя, расходуемого на теплоснабжения за каждый час;
- среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем, обратном трубопроводах и трубопроводе холодной воды используемой для подпитки;
- среднечасовое давление теплоносителя в подающем, обратном трубопроводах и трубопроводе холодной воды, используемой для подпитки.
Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
Ранее, в связи с непринятием филиалом "Воронежский" ОАО "Славянка" мер по установке приборов учета в адрес директора филиала было внесено представление об устранении нарушений закона (исх. N1406 от 15.04.2014 г.).
Данный акт прокурорского реагирования оставлен без должного внимания со ссылкой на отсутствие прямых указаний филиалам ОАО "Славянка" устанавливать приборы учета. В соответствии с Указаниями заместителя генерального директора ОАО "Славянка" по эксплуатации (исх. N8394 от 20.06.2014 г.), узлы учета водоснабжения на объектах Минобороны России должны устанавливаться силами филиалов данного общества, при этом в полном объеме все узлы учета следовало установить к началу отопительного сезона 2014-2015 годов.
В июне 2014 года собственником жилищного фонда военного городка N306 - Министерством обороны России, принято решение о возложении обязанности по установке приборов учета горячего и холодного водоснабжения на эксплуатирующую организацию - ОАО "Славянка" с оплатой им стоимости работ в рамках государственного контракта N197/3К/2013/ДРГЗ от 28.02.2013 г.
Данное решение отражено в следующих документах:
- Указание Министра обороны РФ от 3.06.2014 г. N25дсп "Об установке в Вооруженных силах РФ приборов учета энергетических ресурсов" (п. 5, 7, 15б);
- Решение по результатам заседания коллегии МО РФ от 25.06.2014 г.;
- Инструкция по соблюдению единых технических требований к установке приборов учета тепловой энергии, электрической энергии, горячей и холодной воды на объектах Минобороны России (утв. 16.06.2014 г. заместителем Министра обороны РФ Булаковым Д.В.);
- Распоряжение Руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ N320/2/2/16450 от 13.11.2014 г.;
- Указания заместителя генерального директора ОАО "Славянка" по эксплуатации N8394 от 20.06.2014 г.;
- Указания технического директора ОАО "Славянка" N16435 от 26.11.2014 г.
В соответствии с вышеназванными указаниями, до 31 декабря 2015 года на всех объектах Минобороны России должны быть полностью установлены и введены в эксплуатацию приборы учета коммунальных ресурсов.
В соответствии с указаниями начальника 12 Главного управления Минобороны России, приборы учета на всех объектах должны были быть приняты к 27.12.2014 г., а в связи с неисполнением ОАО "Славянка" данной обязанности срок продлен до 29.12.2014 г.
Во исполнение этих указаний в филиале "Воронежский" ОАО "Славянка" был сформирован сводный перечень установки приборов учета, а в войсковой части 25624 на основании данного перечня с командованием части согласован адресный план установки приборов учета по военному городку N306 (лишь 25 сентября 2014 года) со сроком установки до 31.12.2014 г.
Несмотря на это, возложенные на ОАО "Славянка" обязанности по установке приборов учета на объектах в/части 25624 не были выполнены.
Согласно поступившего 23 декабря 2014 года акта комиссионного осмотра, произведенного в период с 15 по 16 декабря 2014 года должностными лицами в/части 25624 с привлечением начальника структурного подразделения ОАО "Славянка" (РЭУ N12 РЭР-05 филиала "Воронежский"), 53 здания и сооружения военного городка N306 (казармы, медпункт, столовая, школа начальная, детский сад, прачечная, баня, штаб, госпиталь и др.) приборами учета холодного водоснабжения (ХВС) не были оборудованы, не были установлены 18 приборов учета ХВС на технической территории военного городка. Приборами учета горячего водоснабжения не было оборудовано 31 здание военного городка N306, а также отсутствовали 10 приборов учета на технической территории.
В рамках исполнения возложенных обязательств представителями ОАО "Славянка" (филиал "Воронежский") приняты меры только по установке приборов учета холодного водоснабжения в зданиях: инв. N 86/4 (помещение казармы), инв. N 106 (помещение ГДО), инв. N 310 (помещение КПП N2), инв. N 405 (помещение КПП N5), инв. N 38 (помещение КТП автобазы).
Установленные приборы учета не соответствуют требованиям п. 6.5. Инструкции по соблюдению единых технических требований к установке приборов учёта тепловой энергии, электрической энергии, горячей и холодной воды на объектах Минобороны России, а именно: не представлены принципиальная схема с указанием мест размещения приборов учета и монтажная схема прибора учета; отсутствует пояснительная записка с обоснованием выбора схемы учета и средств измерения; паспорта на приборы учета представлены не в полном объеме, отсутствует пункт межповерочного интервала прибора учета; инвентарный номер здания на котором установлен прибор учета, не соответствует номеру здания по генеральному плану военного городка.
Факт невыделения денежных средств и непредоставления материалов структурному подразделению ОАО "Славянка" (РЭУ N12 РЭР-05 филиала "Воронежский") не может служить основанием для освобождения от возложенных Министерством обороны РФ в рамках государственных контрактов обязательств.
Также установлено, что Приказом Заместителя Министра обороны РФ от 24.04.2015 г. N407 по результатам отопительного периода 2014-2015 гг. срок ввода в эксплуатацию приборов учета (должны были быть установлены до 31.12.2014 г.) установлен до 15 мая 2015 года.
Вместе с тем, вплоть до настоящего времени указанные обязанности ОАО "Славянка" также не выполнены. Согласно акту проверки установки приборов учета холодного и горячего водоснабжения на территории военного городка N306, утвержденному 8 июня 2015 года главным инженером войсковой части 25624, приборы учета установлены ОАО "Славянка" с нарушением требований руководящих документов, а исполнительная документация надлежащим образом не оформлена, что свидетельствует об уклонении данного общества от надлежащего исполнения возложенных обязанностей.
Таким образом, филиал "Воронежский" ОАО "Славянка" нарушил законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в виде уклонения от обязанности по установке, замене, эксплуатации приборов учета тепловой энергии и несоблюдения установленных для организации в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета названных энергетических ресурсов, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по делам об административных правонарушениях об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности составляет 1 год с момента обнаружения.
Согласно позиции, изложенной в Решении заместителя руководителя ФАС России по данному делу, временем совершения административного правонарушения является день, следующий за днем неисполнения обязанности ОАО "Славянка" обязанности по установке приборов учета в рамках государственного контракта от 28.02.2013 г..N197/3К/2013/ДРГЗ, а именно 02.12.2014 г.
В связи с тем, что после вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении срок ввода в эксплуатацию приборов учета был продлен в связи с ненадлежащим выполнением ОАО "Славянка" своих обязанностей, датой совершения административного правонарушения следует считать 16 мая 2015 г.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела N 252-15-АП было направлено в адрес ОАО "Славянка" заказным письмом (исх.N 2553/3 от 03.07.2015 года), а также на электронную почту Общества (info@slav-ex.ru) и факсом на номер 8(495) 609-5069, документы, подтверждающие факт надлежащего извещения ОАО "Славянка" имеются в материалах дела.
Вместе с тем, законный представитель явку не обеспечил. На основании части 1 статьи 29.7 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ОАО "Славянка".
14.07.2015 ОАО "Славянка" представило Возражение на постановление от 16.06.2015 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ, вынесенном военным прокурором Власихинского гарнизона полковником юстиции <_> в котором просит:
1. Учесть тяжелое финансовое положение ОАО "Славянка", а именно наличие арестов на счета ОАО "Славяянка", ввиду чего филиал "Воронежский" не имел возможности произвести своевременно установку приборов учета холодной и горячей воды;
2. ОАО "Славянка" считает, что указанное правонарушение не является общественно-опасным деянием, содержит признаки малозначительности, в связи с чем просит применить статью 2.9 КоАП РФ.
Пояснениям ОАО "Славянка" была дана надлежащая оценка и установлено следующее.
Факт невыделения денежных средств и непредоставления материалов структурному подразделению ОАО "Славянка" (РЭУ N12 РЭР-05 филиала "Воронежский") не может служить основанием для освобождения от возложенных Министерством обороны РФ в рамках государственных контрактов обязательств.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.06.2015 года составлено в отношении надлежащего лица - ОАО "Славянка".
Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина.
Юридическое лицо, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, заключается в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Вмененный ОАО "Славянка" состав правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении ОАО "Славянка" к выполнению своих обязанностей.
Обществом не представлено доказательств и обоснований, свидетельствующих о том, что вменяемое правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Анализ материалов, имеющихся в деле, позволяет сделать вывод о том, что Общество имело возможность выполнить обязанности, предусмотренные Законом об энергосбережении, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность, однако не приняло всех зависящих от него мер по их выполнению.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь статьями 2.10, 3.5, 4.1, 4.2, 4,3, 9.16, 23.48, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать ОАО "Славянка" (юридический адрес: 129110, г. Москва, Суворовская площадь, д.2, стр. 3, ИНН 7702707386, КПП 7702010001, ОКПО 61702041) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
2. Назначить ОАО "Славянка" административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (пятидесяти тысяч рублей).
Руководитель Управления
Федеральной антимонопольной службы
по Белгородской области <_>
В соответствии со статьями 30.1 - 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
В Федеральную антимонопольную службу, находящуюся по адресу: ул.Садовая Кудринская, 11, Д-242, ГСП-5, г. Москва, 123995.
В Арбитражный суд Белгородской области, находящийся по адресу: бульвар Народный, 135, г.Белгород, 308000.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. По истечении этого срока не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Реквизиты для уплаты штрафа:
КБК 16111602010016000140
ИНН 3123084662
КПП 312301001
Получатель: УФК по Белгородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области)
ОКТМО 14701000
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области г. Белгород (Отделение Белгород)
БИК 041403001
Р/с 40101810300000010002
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.
Основание - Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области о наложении штрафа от 14 июля 2015 года N 115.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать, либо судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Копия настоящего постановления направлена ОАО "Славянка" по адресу: 129110, г. Москва, Суворовская площадь, д. 2, стр. 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 14 июля 2015 г. N 252-15-АП
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016