Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 23 декабря 2013 г. N 29-03/13
Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
Лупанова Наталья Сергеевна - главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
в присутствии:
представителя ответчика ООО "Теплоэнергетика";
представителя заявителей ООО "Комфорт";
представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, ООО "Горэлектро",
рассмотрев дело N 29-03/13 по признакам нарушения ООО "Теплоэнергетика" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили заявления жителей многоквартирных домов (далее - МКД) Усть - Катавского городского округа, а именно: микрорайона (далее - МКР) N 2 домов N 5, 15, 16 на действия ООО "Теплоэнергетика", выразившиеся в отказе от согласования проектной документации и допуске в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, в которых поживают заявители.
Как следует из материалов по заявлению, ООО "Теплоэнергетика" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в МКР N 2 Усть - Катавского городского округа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жителями домов N 5, 15, 16 МКР N 2 выбран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
Также гражданами, проживающими в домах N 5, 15, 16 МКР N 2 Усть - Катавского городского округа Челябинской области, выбрано лицо, выполняющее работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также лицо, выступающее в отношениях с ООО "Теплоэнергетика" по подготовке сведений об инженерном оборудовании, о сетях инженерно - технического обеспечения, о перечне инженерно - технических мероприятий, содержании технологических решений ООО "Комфорт".
Из переписки ООО "Комфорт" и ООО "Теплоэнергетика", в том числе актов недопуска в эксплуатацию от 13.06.2013 следует, что представителем ООО "Теплоэнергетика" были произведены технические осмотры приборов узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, д. 5, 15, 16 МКР-2 и проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего было установлено, что узел учета не соответствует Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк49-36, а именно:
1. При приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен проект, не согласованный с энергоснабжающей организацией (пункт 7.1);
2. В расчете использованы данные, взятые не из Государственного реестра средств измерений (пункт 5.1.1);
3. На листе 13 проекта приводится расчет потерь напора на расходомерах. В расчете потерь напора на расходомерах присутствует формула (11), использованная для расчёта потерь давления на расходомере. Указанная формула не имеет физического смысла, размерность результата расчёта не соответствует размерности подставляемых в формулу значений исходных данных и не вытекает из этих значений. Приведённая на листе 13 проекта методика расчёта потерь напора на расходомерах ошибочна и не может использоваться для расчёта указанных потерь;
4. В расчете потерь напора на узле учета тепла указанные паспортные данные не соответствуют паспортным данным приведенных в паспорте счетчиков холодной и горячей воды (турбинные тип WP);
5. Представителю энергоснабжающей организации было отказано в снятии электронного архива тепловычислителя для проверки на работоспособность узла учета тепловой энергии.
На основании изложенного, узлы учета тепловой энергии не были допущены ООО "Теплоэнергетика" в эксплуатацию.
В подтверждение обоснованности отказа от согласования проектной документации и допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в домах, в которых проживают заявители, ООО "Телоэнергетика" представило заключения негосударственных экспертиз (по каждому из домов), предметом которых являлась оценка соответствия рабочей документации техническим регламентам.
Представленное в материалы дела заключение экспертизы выполнено обществом с ограниченной ответственностью "Инженерный центр "Эфекс", имеющим свидетельства об аккредитации N РОСС RU 0001.610064 от 26.04.2013 и N РОСС RU 0001.6100140 от 24.07.2013.
Согласно выводам эксперта, рабочая документация по объекту "узлы учета тепловой энергии и теплоносителя на базе измерительного комплекса "Эльф-03", установленных в многоквартирных жилых дома 5,15,16 МКД N 2 Усть-Катавского городского округа, не соответствует требованиям законодательства.
ООО "Комфорт", а также ООО "Горэлектро" представили отзывы на указанные заключения, в которых изложили причины, по которым не согласны с выводами эксперта.
Оценив указанные документы, Челябинское УФАС России пришло к выводу о возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих дополнительного исследования и применения специальных знаний, для решения вопроса об обоснованности действий ООО "Теплоэнергетика", выразившихся в отказе от согласования проектной документации и допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии.
Согласно пунктам 1.8, 5.1.4, 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, при возникновении разногласий по техническим вопросам организации и ведения учета тепловой энергии и теплоносителя, по типам приборов учета, по вопросу о допуске или отказе в допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию их урегулирование передается в Госэнергонадзор.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 органом федерального энергетического надзора в Российской Федерации является Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), объединившая бывшие Госэнергонадзор, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и другие в единую структуру.
Для решения спорных вопросов об отказе в допуске узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию, установленных в многоквартирных жилых дома 5,15,16 МКД N 2 Усть-Катавского городского округа, ни ответчик, ни заявители в орган федерального энергетического надзора не обращались.
Вместе с тем, без учета мнения компетентных государственных органов, к ведению которых законодатель относит осуществление контроля за соблюдением законодательства по экологическому, технологическому и атомному надзору, относительно соответствия спорного проекта узла учета установленным нормам и правилам, не представляется возможным сделать вывод о злоупотреблении доминирующим положением ООО "Теплоэнергетика", выразившемся в отказе от согласования проекта узла учёта тепловой энергии и теплоносителя на базе измерительного комплекса "ЭЛЬФ-03", выполненного ООО "Горэлектро" и признать указанный проект соответствующим либо несоответствующим требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995.N ВК-4936, техническому заданию на проектирование, действующим нормам и правилам технической документации на приборы учета.
Изучив имеющиеся материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
ООО "Теплоэнергетика" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.
Таким образом, ООО "Тплоэнергетика" обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела достоверных данных, указывающих на необоснованный отказ ООО "Теплоэнергетика" от согласования проектов на узел учёта тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирных домах N 5,15,16 МКР N 2 Усть-Катавского городского округа Челябинской области, не получено.
Порядок допуска узла учета тепловой энергии у потребителя установлен Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936.
В соответствии с п. 7.1 названных Правил для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить в частности проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией.
Допуск узла учета тепловой энергии у потребителя осуществляется в определенном порядке после проведения проверки представителем энергоснабжающей организации качества монтажа и работоспособности узла учета требованиям паспортов и проектной документации.
Поскольку проектная документация на узел учета в настоящее время не согласована, то отказ ООО "Теплоэнергетика" от допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, в которых поживают заявители, нельзя признать необоснованным.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств того, что ООО "Теплоэнергетика" своими действиями, выразившимися в отказе от согласования проектной документации и допуске в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, в которых поживают заявители, злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции.
Но основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить производство по делу в отношении ООО "Теплоэнергетика" по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семёнова
Члены Комиссии
Д.А. Дозморова
Н.С. Лупанова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 декабря 2013 г. N 29-03/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016