Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/1854 (опубликовано 14 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 13.07.2015
Решение изготовлено в полном объеме 14.07.2015
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьёва Максима Сергеевича,
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Казаковой Наталии Петровны,
члена Комиссии - помощника руководителя Крымского УФАС России Сусекова Василия Сергеевича, -
при участии представителей интересов Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - Заказчик) Черненко Юрия Владиславовича (по доверенности от 26.03.2015 N33), Мочаевой Натальи Викторовны (по доверенности от 26.03.2015 N34),
генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Технический Экологический Консалтинг" (далее - Заявитель) Порошина Даниила Святославовича, -
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса предложений на оказание услуг по разработке ПЛАРН ГУП РК "КМП", рассмотрев предоставленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", с изменениями (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями) (далее - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 02.07.2015 N04-10/14 (вх. N353/09 от 03.07.2015) на действия Заказчика при проведении запроса предложений "Оказание услуг по разработке ПЛАРН ГУП РК "КМП" (извещение N31502430710) (далее - Запрос предложений, закупка N31502430710).
По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно не допустил Заявителя к участию в Запросе предложений, ссылаясь на отсутствие в составе заявки анкеты участника закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении открытого запроса предложений комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями Закона о закупках, Документацией запроса предложений, Положения о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В результате рассмотрения жалобы на основании документов и сведений, представленных Заказчиком и Заявителем, Комиссия установила следующее.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - Положение о закупках), утвержденным приказом и.о. генерального директора ГУП РК "КМП" от 12.11.2014 N244, в соответствии с пунктом 4.5 и разделом 11 которого, Заказчик вправе применять процедуру запроса предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
1. В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Документацией по запросу предложений N11 КМП 28-05-15 по выбору организации на оказание услуг по разработке Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - Документация), протоколами, составленными при определении исполнителя (Протокол вскрытия конвертов на участие в запросе предложений N17 от 18.06.2015, Протокол N18 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений от 22.06.2015):
1) извещение об осуществлении закупки N31502430710 размещено Заказчиком на официальном сайте - 04.06.2015, в текущей редакции - 11.06.2015 (в связи с технической ошибкой);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений;
3) дата и время окончания подачи заявок: 18.06.2015 09:00, дата и время рассмотрения заявок: 18.06.2015 в 11:00; дата и время проведения итогов: 22.06.2015 в 16:00;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 8 400 000,00 российских рублей;
5) на участие в запросе предложений подано 6 заявок от участников закупки, допущены 3 участника закупки, 3 заявки отклонены, в т. ч. заявка Заявителя (зарегистрированного под номером 5);
6) победителем запроса предложений признан участник, зарегистрированный под номером 6 с ценой предложения 4 720 000,00 российских рублей.
В результате рассмотрения жалобы на основании документов и сведений, предоставленных Заказчиком и Заявителем, Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Заявитель в качестве доводов жалобы указывает на следующее:
1. "_ООО "ГК "ТОК" подготовлена и подана в составе заявки анкета участника запроса предложений от 16.06.2015 года (Приложение N2)_ Согласно описи документов, представляемых для участия в запросе предложений N 11 КМП 28-05-15 (Приложение N 3) анкета ООО "ГК "ТЭК" - участника запроса предложений (форма 3.3.) расположена на 5 странице. Всего страниц заявки ООО "ГК "ТЭК" прошитых в один том 170. Согласно абз. 5 п. 9 Документации по запросу предложений N II КМП 28-05-15 "Участник предоставляет копию заявки на участие в закупке в электронном виде. Документы заявки сканируются в один многостраничный файл в формате PDF строго в соответствии с их расположением в заявке, предоставляемой участником в бумажной форме". Анкета ООО "ГК "ТЭК" также была приобщена к копии заявки в электронном виде и подана на СD-диске. Замечания об отсутствии электронной копии заявки ООО "ГК "ТЭК" в Протоколе не содержится. Таким образом, решение об отказе в допуске к участию ООО "ГК "ТЭК" в связи с отсутствием в заявке анкеты участника, по мнению ООО "ГК "ТЭК", подлежит проверке на обоснованность. При наличии анкеты участника (форма 3.3) - ООО "ГК "ТЭК" в бумажном или электронном виде, считаем решение комиссии Заказчика незаконным и подлежащим отмене".
2. "Является важным, что согласно п. 11 Документации по запросу предложений N 11 КМП 28-05-15 "на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе предложений комиссией принимается решение: о допуске к участию в запросе предложений Участника; об отказе в допуске Участника к участию в запросе предложений. Участник не допускается к участию в запросе предложений в случае: не предоставления определенных пунктом 4 настоящего раздела документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике или о услугах, на оказание которых размешается заказ; несоответствия требованиям, установленным в пункте 1 настоящего раздела; наличия в реестре недобросовестных поставщиков сведений об Участнике; несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям документации запроса предложений, в том числе, если: а) заявка не соответствует форме документации запроса предложений и (или) не имеет в содержании обязательной информации согласно требованиям запроса предложений: б) документы не подписаны должным образом". То есть участнику может быт отказано в допуске, если не предоставлены определенные пунктом 4 раздела 2 документы (Пункт 4. "Требования к языку заявки на участие в запросе предложений"). Об отказе в допуске ввиду не предоставления документации по п. 5 раздела 2 Документации по запросу предложений N 11 КМП 28-05-15 в п. 11 раздела 2 этой же Документации не упоминается. Решение об отказе в допуске ООО "ГК "ТЭК" к участию в запросе предложений N 11 КМП 28-05-15 принято комиссией по закупкам Заказчика безосновательно и не основано на положениях Документации но запросу предложений N 11 КМП 28-05-15. а значит подлежит отмене.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. По мнению ООО "ГК "ТЭК", действия комиссии Заказчика при выборе победителя запроса предложений N 31502430710 подлежат проверке на предмет создания преимущественных условий одному из участников запроса предложений, а также необоснованного отклонения остальных предложений, в том числе предложения участника - ООО "ГК "ТЭК" по закупке N 31502430710 в нарушение ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федерального закона N 223-ФЗ. а также иных нормативных правовых актов" (цитаты жалобы Заявителя).
Заказчик в доводы Заявителя, в возражениях на жалобу, предоставленных письмом от 07.07.2015 N05/2605, пояснил следующее:
1. "_На основании Положения Заказчиком была разработана и утверждена документация по запросу предложений по выбору организации на оказание услуг по разработке ПЛАРН ГУП РК "Крымские морские порты" (далее - Документации), которая содержит, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; основания для отказа в допуске к участию в закупке. Пунктом 5 раздела 2 Документации предусмотрены требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений. Заявка, которую представляет Участник, в соответствии с Документацией, должна содержать, в том числе, анкету участника запроса предложений (форма 3.3). Таким образом, Заказчик признал обязательным наличие в заявке анкеты участника по установленной форме. Непредоставление участником документов, предусмотренных пунктом 5 раздела 2 Документации, влечет за собой отказ в допуске к участию в запросе предложений. Основания для отклонения заявки, предусмотренные Документацией, соответствуют основаниям для отклонения заявки, определенным Положением".
2. "Возражая на аргумент заявителя о том, что в документации указано, что участнику может быть отказано в допуске, если не предоставлены определенные пунктом 4 раздела 2 документы, необходимо отметить следующее. Действительно, пунктом 11 раздела 2 документации предусмотрено, что "Участник не допускается к участию в запросе предложений в случае: - не предоставления определенных пунктом 4 настоящего раздела документов.". Однако очевидно, что указание на пункт 4 (вместо пункта 5) является опечаткой, поскольку именно пунктом 5 раздела 2 документации определен перечень документов, которые должны входить в заявку, а пунктом 4 определены требования к языку заявки на участие в запросе предложений, на что обратил внимание и сам заявитель.
Таким образом, проверив состав, содержание и оформление заявки ООО "ГК "ТЭК" на соответствие требованиям документации о закупке, участнику было правомерно отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием в составе оригинала заявки документов, предусмотренных документацией - анкеты участника. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Принятие решения комиссией по закупкам о допуске заявителя к участию в закупке, нарушило бы принцип равноправия при закупке, установленный статьей 3 Закона N 223-ФЗ, и могло бы расцениваться как оказание заказчиком преимущества заявке ООО "ГК "ТЭК", не соответствующей требованиям закупочной документации. При указанных обстоятельствах отказ в допуске к участию в закупке ООО "ГК "ТЭК" является обоснованным, а действия Заказчика не образуют состав нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и не привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Заявитель не представил надлежащих и допустимых доказательств наличия в действиях ГУН РК "КМП" нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции" (цитата возражений).
Заказчик в пункте 5 Документации установил требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений, согласно которому "Заявка, которую представляет Участник, в соответствии с настоящей Документацией, должна быть подготовлена в соответствии с описью по формам, представленным в разделе 3, и содержать следующие документы:
Опись документов (форма 3.1)
Заявка на участие в запросе предложений (форма 3.2);
Коммерческое предложение_" (цитата п. 5 Документации).
При этом пунктом 9 Документации Заказчиком установлен порядок предоставления заявок на участие в запросе предложений, в соответствии с которым "Участник подает Заявку в письменной форме. Участник должен поместить заявку в конверт. Затем конверт запечатывается. На конверте указывается: "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ N 11 КМП 28-05-15 по выбору организации на оказание услуг по разработке ПЛАРН Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты". НЕ ВСКРЫВАТЬ ДО 11.00 - 18.06.2015 года" (цитата п. 9 Документации).
Согласно порядку вскрытия и рассмотрения заявок на участие в запросе предложений, установленным Заказчиком в пункте 11 Документации, комиссией Заказчика публично в день, время и месте, указанных в Извещении, вскрываются конверты с Заявками. Таким образом, в соответствии с Положением о закупках и Документацией Заказчик установил предоставление участником заявки на участие в запросе предложений в письменном виде.
На заседание Комиссии Крымского УФАС России представители Заказчика предоставили оригинал заявки, поданной Заявителем и зарегистрированной под N5. Заявка Заявителя имеет опись документов входящих в её состав в количестве 170, прошита, скреплена подписью генерального директора ООО "ГК "ТЭК" Д. С. Порошин, печать отсутствует. Порошин Даниил Святославович осмотрев предоставленную Заказчиком заявку под N5, поданную ООО "ГК "ТЭК", удостоверил свою подпись.
Комиссия Крымского УФАС России, рассмотрев поданную Заявителем заявку, не установила наличие в ней "Анкеты Участника запроса предложений (форма 3.3)", заявленную в описи под N3 на странице 5. Заявитель также подтвердил отсутствие в составе данной заявки "Анкеты Участника запроса предложений (форма 3.3)".
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. В возражениях на жалобу, предоставленных письмом от 07.07.2015 N05/2605, Заказчик указал на заключение 02.07.2015 договора N33-Р-АУ-15 на оказание услуг по разработке Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" с победителем запроса предложений.
Согласно части 2 статьи 4.1. Закона о закупках заказчики в течение трех рабочих дней со дня заключения договора вносят информацию и документы по договору в реестр договоров.
В соответствии с информацией, размещенной Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru по закупке N31502430710, на дату и время заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу - 13.07.2015 11:00, в разделе "Сведения о договоре" отсутствует информация по заключенному договору от 02.07.2015 N33-Р-АУ-15.
На заседании Комиссии Крымского УФАС России представители Заказчика подтвердили, что сведения об указанном договоре на официальном сайте не размещены, т.к. Заказчик руководствовался положениями части 2 статьи 4.1. Закона о закупках в части: "внесения в реестр договоров в течение 10 дней после внесения изменений" (из пояснений представителя Заказчика от 13.07.2015).
Учитывая изложенное, действия Заказчика по не размещению (не опубликованию) на официальном сайте информации о заключенном договоре N33-Р-АУ-15 на оказание услуг по разработке Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" от 02.07.2015, нарушают требования части 2 статьи 4.1. Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Комиссия Крымского УФАС России, ознакомившись с Документацией Заказчика по закупке N31502430710, не установила наличия в Документации даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, что не соответствует требованиям пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Технический Экологический Консалтинг" от 02.07.2015 N04-10/14
(вх. N353/09 от 03.07.2015) на действия Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" при проведении запроса предложений "Оказание услуг по разработке ПЛАРН ГУП РК "КМП" (извещение N31502430710) по отклонению заявки Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 10 части 10 статьи 4, части 2 статьи 4.1. Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с изменениями.
3. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдать в связи с заключением договора.
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела от 03.07.2015 N06/331-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/1854 (опубликовано 14 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016