Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
от 10 июля 2015 г. N Р-434-02/2015
Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
(---------) - председатель комиссии (заместитель руководителя управления)
(----------) - член Комиссии (заместитель начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти)
(---------) - член Комиссии (ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти)
в отсутствии представителя ООО "Рудо-Аква", извещенного о времени и месте рассмотрения надлежащим образом,
рассмотрев материалы дела N Р-434-02/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения на рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 информации следующего содержания: "Лакинское_1966_Живое пиво_Настоящее. Родное_Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива_" с признаками нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), поскольку реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения, установила:
Во Владимирское УФАС России из ФАС России поступило обращение Петрова С. о распространении рекламы Лакинского пива.
Как указывает заявитель, в городе Лакинск размещаются щиты с рекламой пива, которое производится на местном заводе, которые расположены на заборе пивзавода и на фасадах магазинов, продающих производимое пиво, в нарушении ст. 21 ФЗ "О рекламе".
По данному факту Управлением в адрес Собинской Межрайонной прокуратурой направлен запрос информации о предоставлении сведений о наличии указанной рекламы в г. Лакинске.
В ответ на указанный запрос Собинской Межрайонной прокуратурой (вх. N 2170 от 14.04.2015) представлены фотографии центрального входа Лакинского пивоваренного завода, а также рядом стоящего магазина, сделанные 13 апреля 2015 года в 12 ч. 15 мин. по адресу г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75.
Как усматривается из представленных фотографий, на фасаде Лакинского пивзавода по адресу г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 расположена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: "Лакинское_1966_Живое пиво_Настоящее. Родное_Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива_". В верхней части указанной рекламной конструкции расположены осветительные приборы.
В соответствии со статьей 3 ФЗ N 38 -ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объектом рекламирования назван товар - продукт деятельности, в том числе работа, услуга, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот, средство его индивидуализации, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная на рекламной конструкции следующего содержания "Лакинское_1966_Живое пиво_Настоящее. Родное_Предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива_" все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена на рекламной конструкции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение товара, призвана формировать и поддерживать интерес к товару, указанному в рекламе.
Кроме того, на указанной конструкции присутствует предупреждающая надпись, обязательная к исполнению в рекламе алкогольной продукции, и присутствуют слова "Живое пиво_Настоящее. Родное_", что привлекает к данной информации дополнительное внимание. Следовательно, указанная информация является не вывеской, а наружной рекламой алкогольной продукции, запрещенной пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона N 38-ФЗ.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара (пункт 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
Согласно пункту 15 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.98 N 37 для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара.
В соответствии с Письмом ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 "О разграничении понятий вывеска и реклама" в случае, если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в том числе, требования Федерального закона "О рекламе" к рекламе отдельных видов товаров.
Таким образом, размещенная Обществом на рекламной конструкции информация является рекламой, так как обладает всеми признаками рекламы, а именно: привлекает внимание к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес неопределенного круга потребителей к Лакинскому пиву.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 ФЗ "О рекламе" наружная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения, к которым относятся, в частности, щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, которые должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" пиво является одним из видов алкогольной продукции.
Реклама следующего содержания "Лакинское_1966_Живое пиво_Настоящее. Родное_Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива_" размещена на рекламной конструкции, расположенной на фасаде здания (нежилого объекта капитального строительства) Лакинского пивоваренного завода по адресу г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 и предназначена для неопределенного круга лиц.
Таким образом, в указанной рекламе содержатся признаки нарушения п.5 ч.2 статьи 21 N38-ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований, установленных п.5 ч.2 статьи 21 N38-ФЗ "О рекламе" в соответствии с частью 7 статьи 38 N38-ФЗ "О рекламе" возложена на рекламораспространителя.
В п. 7 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из имеющихся у антимонопольного органа материалов следует, что рекламораспространителем является в данном случае ООО "Рудо-Аква" филиал Лакинский пивоваренный завод (ИНН 6231043098, ОГРН 1026201265650).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что указанное рекламное объявление было демонтировано, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Признать размещение на рекламной конструкции, расположенной по адресу: Владимирская область, г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 рекламного объявления следующего содержания: "Лакинское_1966_Живое пиво_Настоящее. Родное_Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива_" ненадлежащим, поскольку оно не соответствует п.5 ч.2 ст.21 ФЗ "О рекламе".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии (---------)
Члены Комиссии (----------)
(----------)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10 июля 2015 г. N Р-434-02/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016