Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 18 декабря 2013 г. N 128
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Никитин С.И. - председатель Комиссии, руководитель управления;
Силичев М.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Рябенко Е.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N128 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП <__> рекламы товаров с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе"
в присутствии доверенных представителей ИП <__> <__> (доверенность без номера от 16.12.2013 года) и <__> (доверенность без номера от 16.12.2013 года). установила:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление жителя города Ставрополя <__> по вопросу распространения некорректной рекламы сети ювелирных магазинов "Рубин".
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении, были выявлены нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.
В ноябре 2013 года в г. Ставрополе по адресу: ул. Юности, 13 был зафиксирован факт распространения наружной рекламы сети ювелирных магазинов "Рубин" с изображением молодого человека, прячущего за спиной букет цветов и ювелирное украшение, и девушки в ожидании подарка, следующего содержания: "Любишь Докажи!".
Исходя из буквального восприятия данной рекламы, чувства к девушке можно выразить только с помощью ювелирного изделия и цветов, и если данные атрибуты любви не презентованы девушке, значит мужчина не испытывает к ней трепетное чувство.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе, в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" за нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <__> на основании договора N68/1 от 15.05.2013 г.
На рассмотрении дела доверенный представитель предпринимателя <__> заявила, что рассматриваемая антимонопольным органом реклама в своем исполнении никак не может оскорбить чувства и достоинства той или иной категории людей. Всегда мужчина, делая предложение своей девушке, дарит кольцо в знак верности и любви и не важно, сколько оно стоит и из какого сплава. В сети ювелирных магазинов "Рубин" продавцы могут подобрать украшение для всех категорий граждан. В слогане рекламы "Любишь Докажи!" не допускается какое-либо использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе, в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия. На основании вышеизложенного, ИП <__> считает, что применение Ставропольским УФАС России части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не обосновано.
Комиссия, изучив материалы дела, а также доводы представителей ИП <__> приходит к следующим выводам.
Рассматривая рекламу сети ювелирных магазинов "Рубин" в совокупности с особенностями ее оформления, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в рекламе ИП <__> отсутствует эпизод предложения "руки и сердца", которое молодой человек делает женщине. Внимание потребителя концентрируется на слогане "Любишь Докажи!", который воспринимается, как призыв купить ювелирное изделие в магазине "Рубин" и преподнести подарок девушке в качестве доказательства любви.
Однако, люди, материально не обеспеченные, находятся в менее выгодном положении относительно тех, кто может себе позволить презентовать девушке украшение из драгоценного металла.
Данная реклама в своем исполнении оскорбляет чувства и достоинства той категории людей, которая не может себе позволить доказать свою любовь подарками из драгоценных металлов.
Интерпретация ИП <__> классического способа выражения чувств в рассматриваемой рекламе создает неправильный стереотип о том, что доказать любовь девушке можно только через материальные ценности (в данном случае, ювелирные украшения).
Следовательно, в рекламе ИП <__> допущено нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", выразившееся в распространении рекламы сети ювелирных магазинов "Рубин", в которой используются непристойные и оскорбительные образы и выражения.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу сети ювелирных магазинов "Рубин" с изображением молодого человека, прячущего за спиной букет цветов и ювелирное украшение, и девушки в ожидании подарка, следующего содержания: "Любишь Докажи!", распространенную ИП <__> в ноябре 2013 года в г. Ставрополе по адресу: ул. Юности, 13, поскольку в ней нарушена часть 6 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе".
Выдать ИП <__> предписание о прекращении нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24.12.2013. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 декабря 2013 г. N 128
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016