Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 20 января 2012 г. N 05-6/2-31-303ИД
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
Фомин В.М., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Аренсватова Т.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа управления,
рассмотрев дело N 05-6/2-31-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещении на рекламной конструкции рекламы пива "Домашнее",
в присутствии представителей:
ООО "НикитиН": ***;
ООО "БРАУ-СЕРВИС": ***;
в отсутствии представителей ООО "Твой Город", надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела по существу, установила:
23 октября 2011 Управлением в ходе мониторинга соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что на рекламной конструкции, находящейся по нечетной стороне улицы Брагина, между домом N 3 по ул. Брагина и пересечением улиц Брагина и Ефимова (недалеко от универмага "Тверь"), размещена рекламная конструкция с рекламой пива "Домашнее" следующего содержания:
"Домашнее натуральное без пастеризации 10 000 пива всем участникам акции! подробности на сайте www.afanasy.ru Домашнее - честное пиво!". В правой части рекламной поверхности изображена бутыль, на этикетке которой имеется указание марки пива - "Домашнее". В нижней части рекламы имеется следующее указание: "Чрезмерное употребление пива может нанести вред вашему здоровью!"
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Спорное изображение полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую при помощи рекламной конструкции, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Согласно части 3 статьи 22 Закона реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Как следует из буквального содержания части 3 статьи 22 Закона, реклама пива должна сопровождаться предупреждением о безусловном вреде чрезмерного употребления пива, вместе с тем, в спорной рекламе ее потребитель предупреждается о потенциальном или вероятном (прим.: в рекламе - может) вреде чрезмерного употребления пива, что фактически свидетельствует об отсутствии в рекламе предупреждения в том виде, как это предусмотрено частью 3 статьи 22 Закона. Кроме того, имеющемуся в рекламном изображении предупреждению отведено 6,1% рекламной площади (пространства), что почти в 2 раза меньше требуемой площади.
Следовательно, реклама пива "Домашнее", размещенная на рекламной конструкции, находящейся по нечетной стороне улицы Брагина, между домом N 3 по ул. Брагина и пересечением улиц Брагина и Ефимова (недалеко от универмага "Тверь"), распространяется с нарушением требований части 3 статьи 22 Закона, и в силу пункта 3 части 2 статьи 5 Закона является недобросовестной.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований части 3 статьи 22 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований части 2 статьи 5 Закона - рекламодатель.
Согласно представленным ООО "Твой город" документам, данным Обществом получено разрешение N 346 на распространение наружной рекламы: отдельностоящий двухсторонний рекламный щит, размером 6х3 м по адресу: г. Тверь, ул. Брагина (возле универмага "Тверь"), регистрационный N рекламной конструкции - 0110.
Размещение рекламы на данной рекламной конструкции осуществлялось на основании заключенного 10.02.2010 договора N 104 на оказание услуг по размещению рекламной информации между ООО "Твой город" и ООО "НикитиН" (с учетом приложения N 20 к договору от 22.08.2011). Данным приложением к договору предусмотрено размещение рекламных материалов ООО "НикитиН" на рекламной конструкции по адресу: г. Твери, ул. Брагина, автостоянка "Арион"; рекламные материалы, предоставляемые ООО "НикитиН", на данной рекламной конструкции должны размещаться в период с 01.09.2011 по 30.09.2011, что подтверждается также пояснениями ООО "НикитиН".
В соответствии с пунктом 2.2 договора N 104 на оказание услуг по размещению рекламной информации от 10.02.2010 ООО "Твой город" (Исполнитель) обязуется: обеспечивать размещение рекламно-информационных материалов, предоставляемых ООО "НикитиН" (Заказчик) по его поручению, а также демонтаж рекламно-информационных материалов.
Согласно пункту 2.3.3 и 2.3.5 указанного договора, Заказчик обязан: обеспечить предоставление рекламно-информационных материалов Исполнителю не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты начала размещения, обеспечить на рекламно-информационных материалах размещение всей информации о рекламируемом товаре или услуге, необходимой в соответствии с Законом "О рекламе" и Законом "О сертификации продукции товаров и услуг". Исполнитель не несет ответственность за досрочный демонтаж рекламно-информационных материалов по требованию уполномоченных органов, в случае неисполнения Заказчиком обязательств, указанных в настоящем пункте".
Изложенное свидетельствует о том, что рекламодателем спорной рекламы является ООО "НикитиН", рекламораспространителем - ООО "Твой город".
Согласно письменным пояснениям ООО "Твой город" (б/н б/д) ООО "Твой город" размещал рекламу пива "Домашнее" в соответствии с договором N 104 от 10.02.2010 и приложением к нему N 20 с 01.09.2011 по 30.09.2011, при этом содержание рекламы определялось Заказчиком.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "НикитиН" не отрицали того обстоятельства, что предупреждению о возможном вреде чрезмерного потребления пива отведено менее 10% рекламной площади. При этом в ходе рассмотрения дела представитель ООО "НикитиН" пояснил, что монтажом рекламы занимались представители ООО "НикитиН", однако данные пояснения Комиссия считает сомнительными, так как это противоречит вышеприведенным положениям договора и пояснениям ООО "Твой город".
Так же представители ООО "НикитиН" пояснили, что на момент рассмотрения дела размещение спорной рекламы прекращено.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела факт нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО "БРАУ-СЕРВИС" не подтвердился, производство по делу в отношении данного Общества подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу пива "Домашнее", размещенную в период с 01.09.2011 по 23.10.2011 на рекламной конструкции, находящейся по нечетной стороне улицы Брагина, между домом N 3 по ул. Брагина и пересечением улиц Брагина и Ефимова (недалеко от универмага "Тверь"), без предупреждения о (безусловном) вреде чрезмерного употребления пива (в рекламе имеется предупреждение о возможном вреде чрезмерного употребления пива, при этом такому предупреждению отведено менее чем 10 процентов рекламной площади), ненадлежащей, рекламодателя - ООО "Никитин", нарушившим требования пункта 3 части 2 статьи 5 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", рекламораспространителя - ООО "Твой город", нарушившим требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО "НикитиН" и ООО "Твой город" не выдавать, поскольку нарушение на дату принятия настоящего решения устранено.
3. Производство по делу по части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении ООО "БРАУ-СЕРВИС" прекратить.
4. Передать материалы дела N 05-6/2-31-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии В.М. Фомин, Т.С. Аренсватов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 20 января 2012 г. N 05-6/2-31-303ИД
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016