Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 6 июля 2015 г. N ВП-35/2015
На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Врио руководителя Краснодарского УФАС России от 29.06.2015 N 278 инспекцией Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция)
проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого электронного аукциона N 0318200063915000887 "Ремонт автомобильной дороги ст-ца Каневская - ст-ца Березанская, км 27+000 - км 33+000 в Каневском районе" в части нарушения Закона о контрактной системе, установила:
В Краснодарское УФАС России поступила информация Общероссийской общественной организации "Россия-наш дом" Союз мигрантов-союз новых граждан" "РНДСМ" (далее Заявитель) о нарушении законодательства при осуществлении вышеуказанной закупки.
Заявитель указывает, что в документации присутствуют нарушения Закона о контрактной системе, которые выражаются в следующем:
- описание объекта закупки, размещенное в составе конкурсной документации (п.11, 108, 119, 124, 126, 130, 133 Приложения N 2 содержат ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; ГОСТ 8736-93; СНИП 52-01-2003; СНИП 3.01.03.84; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006). Кроме того, в строке 16 п.23 "Термопластик и холодный пластик для дорожной разметки" приложения N 3 к описанию объекта закупки определен такой контролирующий параметр как - минимальный коэффициент световозвращения в темное время суток, при сухом покрытии R1 с показателем не менее 200, с единицей измерения - мкд лк-1-м-2. Единица измерения указана неточно. Ссылка на недействующие нормативные акты является причиной возникновения в дальнейшем при осуществлении контроля за качеством и сдаче-приемке работ разногласий между заказчиком и победителем.
Представители заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края пояснили, что в Приложении N 2 содержатся ссылки на действующие нормативные документы, наличие среди них недействующих является недочетом, который не влияет на действия участников закупки, действий подрядчика при исполнении контракта.
Представитель уполномоченного органа в части вопросов департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края пояснил, что описание объекта закупки относится к сфере ответственности заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Инспекция на основании ч.3, п.2) ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе по поступившей информации о нарушении законодательства в сфере закупок провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам. Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого электронного аукциона N 0318200063915000887 "Ремонт автомобильной дороги ст-ца Каневская - ст-ца Березанская, км 27+000 - км 33+000 в Каневском районе" с начальной (максимальной) ценой контракта 111 475 034,00 рублей. Заказчик - министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В разделе 2 аукционной документации приведено описание объекта закупки - ремонт автомобильной дороги. В приложении N1 содержатся требования к условиям выполнения работ на объектах ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края, в приложении N2 - перечень нормативных документов по производству и приемке работ по ремонту объектов дорожного хозяйства, по объектам безопасности дорожного движения, в приложении N 3 - сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ. Также присутствует рабочая документация по предмету закупки с объемами работ.
В соответствии с проектом контракта (п.4.4.2) подрядчик обязан выполнить предусмотренные контрактом работы в полном объеме, с качеством, в сроки, установленные настоящим контрактом, в строгом соответствии с технической документацией и сметной документацией, требованиям действующих норм и правил, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям заказчика, согласно условиям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса и документации открытого конкурса, а также соответствующих норм, согласно Приложениям N 3, 4, 8 к настоящему контракту. Приложением N 4 является перечень нормативных документов.
В Приложении N 2, в Приложении N 3 к описанию объекта закупки содержатся ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; ГОСТ 8736-93; СНИП 52-01-2003; СНИП 3.01.03.84; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006).
В разделе 8 аукционной документации Инструкция по заполнению заявки указано, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. В Инструкции приведены правила описания представляемых в заявке сведений.
Так, в п.8 Приложения N 3 к описанию объекта закупки заказчику требуется песок природный по ГОСТ 8736-93 с модулем крупности, в пределах диапазона 2,0-3,0. По Инструкции участник может в заявке указать 2,0-3,0. Данный ГОСТ отменен. Согласно ГОСТ 8736-2014 (п.4.2.2.) каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1. Модуль крупности 2,0-3,0 в данном ГОСТе отсутствует. Кроме того, заказчик в данном пункте использует показатель максимальное содержание глинистых и пылеватых частиц. ГОСТ содержит указание на пылевидные частицы. Несоответствующий ГОСТам термин пылеватые частицы используется заказчиком и в др. пунктах Приложения N 3 к описанию объекта закупки.
Также в п.1 Приложения N 3 к описанию объекта закупки - Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ заказчику необходим битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009 и ГОСТ 31015-2002 с показателем глубина проникания иглы при 25 С в пределах диапазона 70-90. По инструкции участник в заявке может указать 70-90, 80-90, 80. Однако в соответствии с ГОСТ 22245-90 (п.1.2.1) в зависимости от глубины проникания иглы при 25 С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90. Таким образом, марки битумов БНД, БН 70/90, 80/90 по указанному ГОСТу не существует. ГОСТ 9128-2009 утратил силу.
В п.7 песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 заказчику требуется марка по прочности исходной породы не менее 800. В указанном ГОСТе показатель марка по прочности исходной породы отсутствует.
В п.9 заказчику требуется минеральный порошок активированный по ГОСТ Р 52129-2003 из карбонатных пород с показателем гидрофобность, % 100. В указанном ГОСТе (п.5.1.2) указано, что активированные минеральные порошки должны быть гидрофобными (процентное значение отсутствует), в таблице 1 приведены показатели свойств порошков (содержание зерен крупностью мельче_). Заказчик указывает данный показатель, как максимальное содержание зерен крупностью менее_
В п.26 заказчику требуется стойка дорожного знака. При этом приводятся характеристики труб стальных электросварных прямошовных оцинкованных по ГОСТ 10704-91. Таким образом, заказчиком указаны требования к материалу, из которого должна быть изготовлена стойка знака дорожного. Соответствие стойки дорожного знака определенному ГОСТ в документации отсутствует. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В п.23 Термопластик и холодный пластик для дорожной разметки в наименовании показателя минимальный коэффициент световозвращения в темное время суток с единицей измерения мкд лк-1-м-2 имеет место некорректное указание единицы измерения. Однако данное обстоятельство не могло повлиять на подачу заявки и ее отклонение, поскольку по инструкции при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком.
В п.29 смеси бетонные, бетон заказчиком не указаны показатели смеси бетонной. ГОСТ 7473-2010 предусматривает различные бетонные смеси в зависимости от типа бетона.
Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки при подаче заявки на участие в конкурсе иметь в наличии товар, материал, используемый при производстве работ, как и не обязывает производителей товара доводить до сведения лиц конкретные характеристики материла (сырья), используемого при производстве товара. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Заказчик в конкурсной документации требует указать, например, конкретную характеристику (согласно инструкции) в п.1, п.2 (асфальтобетонная смесь и асфальтобетон по показателю минимальная температура смеси при укладке, С не менее 120).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
На основании ч.4 ст.99 Закона о контрактной системе контроль осуществляется до даты заключения контракта. Контракт заключен, что исключает выдачу предписания.
Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе, решила:
По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что заказчиком - министерством строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края заключен контракт, предписание не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июля 2015 г. N ВП-35/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016