Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 6 июля 2015 г. N ВП-33/2015
На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Врио руководителя Краснодарского УФАС России от 29.06.2015 N 273 инспекцией Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция)
проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого электронного аукциона N 0318200063915000892 "Обустройство электроосвещением объекта: "Автомобильная дорога ст-ца Старощербиновская - с. Шабельское, км 0+000 - 2+788 в Щербиновском районе" в части нарушения Закона о контрактной системе, установила:
В Краснодарское УФАС России поступила информация Общероссийской общественной организации "Россия-наш дом" Союз мигрантов-союз новых граждан" "РНДСМ" (далее Заявитель) о нарушении законодательства при осуществлении вышеуказанной закупки.
Заявитель указывает, что в документации присутствуют нарушения Закона о контрактной системе, которые выражаются в следующем:
- описание объекта закупки, размещенное в составе конкурсной документации (п.13, 99, 378, 237, 342, 343, 351 Приложения N 2 содержат ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; ГОСТ 8736-93; СНИП 52-01-2003; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91). Ссылка на недействующие нормативные акты является причиной возникновения в дальнейшем при осуществлении контроля за качеством и сдаче-приемке работ разногласий между заказчиком и победителем.
Представители заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края пояснили, что в Приложении N 2 содержатся ссылки на действующие нормативные документы, наличие среди них недействующих является недочетом, который не влияет на действия участников закупки, действий подрядчика при исполнении контракта. Ссылка на ГОСТ 8736-93 является технической ошибкой, так как использование песка не предусмотрено при выполнении работ по объекту. В п.п.99, 378, 351 содержится указание на действующие нормативные акты.
Представитель уполномоченного органа в части вопросов департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края пояснил, что описание объекта закупки относится к сфере ответственности заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Инспекция на основании ч.3, п.2) ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе по поступившей информации о нарушении законодательства в сфере закупок провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам. Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого электронного аукциона N 0318200063915000892 "Обустройство электроосвещением объекта: "Автомобильная дорога ст-ца Старощербиновская - с. Шабельское, км 0+000 - 2+788 в Щербиновском районе" с начальной (максимальной) ценой контракта 13 704 255,00 рублей. Заказчик - министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В разделе 2 аукционной документации приведено описание объекта закупки - ремонт автомобильной дороги. В приложении N1 указаны сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ; в приложении N2 - перечень нормативных документов по производству и приемке работ по ремонту объектов дорожного хозяйства, по объектам безопасности дорожного движения. Также присутствует рабочая документация по предмету закупки с объемами работ.
В соответствии с проектом контракта (п.4.4.2) подрядчик обязан выполнить предусмотренные контрактом работы в полном объеме, с качеством, в сроки, установленные настоящим контрактом, в строгом соответствии с технической документацией и сметной документацией, требованиям действующих норм и правил, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям заказчика, согласно условиям, указанным в извещении о проведении аукциона и документации торгов, а также соответствующих норм, согласно Приложениям N 3, 4 к настоящему контракту. Приложением N 4 является перечень нормативных документов.
Заявитель указывает, что п.п.99, 378, 351 Приложения N 2 к описанию объекта закупки содержат ссылки на недействующие нормативные акты. П.99 - СП 63.13330.2012, п.378 - СП 63.13330.2012, п.351 - СП 46.13330.2012. Данные нормативные акты являются действующими.
В Приложении N 2 к описанию объекта закупки, приложении N 4 к проекту контракта содержатся ссылки на нормативные документы, которые являются недействующими (ВСН 55-69; ГОСТ 8736-93; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91), что не свидетельствует об объективном характере описания объекта закупки и достоверности размещенной информации. Вместе с тем, при рассмотрении документации Инспекция установила, что п.237 Перечня содержит ссылку на ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия", который утратил силу с 01.04.2015. В приложении N 1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" не предусмотрен данный материал. П. 13 Перечня содержит ссылку на ВСН 55-69 "Инструкция по определению требуемой плотности и контролю за уплотнением земляного полотна автомобильных дорог", п.342 Перечня содержит ссылку на СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", которые утратили силу. Однако в Перечне (п.343) присутствует действующий Свод правил СП 45.13330.2012. В связи с чем, данные обстоятельства не влияют на подачу заявок и исполнение контракта.
Также в п.29 смеси бетонные, бетон заказчиком не указаны показатели смеси бетонной. ГОСТ 7473-2010 предусматривает различные бетонные смеси в зависимости от типа бетона. Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки при подаче заявки на участие в аукционе иметь в наличии товар, материал, используемый при производстве работ, как и не обязывает производителей товара доводить до сведения лиц конкретные характеристики материла (сырья), используемого при производстве товара. Многие показатели определяются по результатам испытаний. Заказчик в документации требует указать, например, конкретную характеристику (согласно инструкции) в п.30 минимальное содержание дробленых частиц, % по массе, в п. 31. В связи с чем, подобные требования о конкретных показателях товара не позволяют надлежащим образом участникам оформить заявку. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП. На основании ч.4 ст.99 Закона о контрактной системе контроль осуществляется до даты заключения контракта. Контракт заключен, что исключает выдачу предписания.
Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе, решила:
По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что заказчиком - министерством строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края заключен контракт, предписание не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июля 2015 г. N ВП-33/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016