Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 6 июля 2015 г. N ВП-29/2015
На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Врио руководителя Краснодарского УФАС России от 29.06.2015 N 277 инспекцией Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция)
проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого электронного аукциона N 0318200063915000955 "Устройство тротуаров и пешеходных дорожек: автомобильная дорога ст-ца Нововеличковская - с.Долиновское, км 1+020 - км 1+970, км 3+220 - км 3+440, км 9+170 - км 10+000 в Динском районе" в части нарушения Закона о контрактной системе, установила:
В Краснодарское УФАС России поступила информация Общероссийской общественной организации "Россия-наш дом" Союз мигрантов-союз новых граждан" "РНДСМ" (далее Заявитель) о нарушении законодательства при осуществлении вышеуказанной закупки.
Заявитель указывает, что в документации присутствуют нарушения Закона о контрактной системе, которые выражаются в следующем:
- описание объекта закупки, размещенное в составе конкурсной документации (п.11, 108, 119, 124, 126, 130, 133 Приложения N 2 содержат ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; ГОСТ 8736-93; СНИП 52-01-2003; СНИП 3.01.03.84; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006). Кроме того, в строке 12 п.7 "холодный пластик для дорожной разметки" приложения N 3 к описанию объекта закупки определен такой контролирующий параметр как - минимальный коэффициент световозвращения в темное время суток, при сухом покрытии R1 с показателем не менее 200, с единицей измерения - мкд лк-1-м-2. Единица измерения указана неточно. Ссылка на недействующие нормативные акты является причиной возникновения в дальнейшем при осуществлении контроля за качеством и сдаче-приемке работ разногласий между заказчиком и победителем.
Представители заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края пояснили, что в Приложении N 2 содержатся ссылки на действующие нормативные документы, наличие среди них недействующих является недочетом, который не влияет на действия участников закупки, действий подрядчика при исполнении контракта.
Представитель уполномоченного органа в части вопросов департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края пояснил, что описание объекта закупки относится к сфере ответственности заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Инспекция на основании ч.3, п.2) ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе по поступившей информации о нарушении законодательства в сфере закупок провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам.
Контракт по закупке на дату проведения проверки не заключен. Представитель Заявителя предоставил заявление об отзыве заявления о проведении внеплановой проверки по данному электронному аукциону. Инспекция, ознакомившись с заявлением, решила отказать в удовлетворении заявления в связи с наличием нарушений в документации электронного аукциона N 0318200063915000955, выявленных в результате проведения внеплановых проверок по аналогичным обращениям Общероссийской общественной организации "Россия-наш дом" Союз мигрантов-союз новых граждан" "РНДСМ".
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого электронного аукциона N 0318200063915000955 "Устройство тротуаров и пешеходных дорожек: автомобильная дорога ст-ца Нововеличковская - с.Долиновское, км 1+020 - км 1+970, км 3+220 - км 3+440, км 9+170 - км 10+000 в Динском районе" с начальной (максимальной) ценой контракта 14 235 518,00 рублей. Заказчик - министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В разделе 2 аукционной документации приведено описание объекта закупки - ремонт автомобильной дороги. В приложении N1 содержатся требования к условиям выполнения работ на объектах ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края, в приложении N2 - перечень нормативных документов по производству и приемке работ по ремонту объектов дорожного хозяйства, по объектам безопасности дорожного движения, в приложении N 3 - сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ. Также присутствует рабочая документация по предмету закупки с объемами работ.
В соответствии с проектом контракта (п.4.4.2) подрядчик обязан выполнить предусмотренные контрактом работы в полном объеме, с качеством, в сроки, установленные настоящим контрактом, в строгом соответствии с технической документацией и сметной документацией, требованиям действующих норм и правил, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям заказчика, согласно условиям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса и документации открытого конкурса, а также соответствующих норм, согласно Приложениям N 3, 4, 8 к настоящему контракту. Приложением N 4 является перечень нормативных документов.
В Приложении N 2, в Приложении N 3 к описанию объекта закупки содержатся ссылки на нормативные документы, многие из которых являются недействующими (ВСН 55-69; ГОСТ 8736-93; СНИП 52-01-2003; СНИП 3.01.03.84; СНИП 3.02.01-87; СНИП 3.06.04-91; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006).
В разделе 8 аукционной документации Инструкция по заполнению заявки указано, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. В Инструкции приведены правила описания представляемых в заявке сведений.
Так, в п.5 Приложения N 3 к описанию объекта закупки заказчику требуется песок природный по ГОСТ 8736-2014 с модулем крупности, в пределах диапазона 2,0-3,0. По Инструкции участник может в заявке указать 2,0-3,0. Согласно ГОСТ 8736-2014 (п.4.2.2.) каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1. Модуль крупности 2,0-3,0 в данном ГОСТе отсутствует. Кроме того, заказчик в данном пункте использует показатель максимальное содержание глинистых и пылеватых частиц. ГОСТ содержит указание на пылевидные частицы. Несоответствующий ГОСТам термин пылеватые частицы используется заказчиком и в др. пунктах Приложения N 3 к описанию объекта закупки.
Также в п.1 Приложения N 3 к описанию объекта закупки - Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ заказчику необходим битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009 и ГОСТ 31015-2002 с показателем глубина проникания иглы при 25 С в пределах диапазона 70-90. По инструкции участник в заявке может указать 70-90, 80-90, 80. Однако в соответствии с ГОСТ 22245-90 (п.1.2.1) в зависимости от глубины проникания иглы при 25 С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90. Таким образом, марки битумов БНД, БН 70/90, 80/90 по указанному ГОСТу не существует. ГОСТ 9128-2009 утратил силу.
В п.4 песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 заказчику требуется марка по прочности исходной породы не менее 800. В указанном ГОСТе показатель марка по прочности исходной породы отсутствует.
В п.6 заказчику требуется минеральный порошок активированный по ГОСТ Р 52129-2003 из карбонатных пород с показателем гидрофобность, % 100. В указанном ГОСТе (п.5.1.2) указано, что активированные минеральные порошки должны быть гидрофобными (процентное значение отсутствует), в таблице 1 приведены показатели свойств порошков (содержание зерен крупностью мельче_). Заказчик указывает данный показатель, как максимальное содержание зерен крупностью менее_
В п.10 заказчику требуется стойка дорожного знака. При этом приводятся характеристики труб стальных электросварных прямошовных оцинкованных по ГОСТ 10704-91. Таким образом, заказчиком указаны требования к материалу, из которого должна быть изготовлена стойка знака дорожного. Соответствие стойки дорожного знака определенному ГОСТ в документации отсутствует. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В п.7 холодный пластик для дорожной разметки в наименовании показателя минимальный коэффициент световозвращения в темное время суток с единицей измерения мкд лк-1-м-2 имеет место некорректное указание единицы измерения. Однако данное обстоятельство не могло повлиять на подачу заявки и ее отклонение, поскольку по инструкции при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком.
Показатели п.26 сигнальные столбики не позволяют Инспекции определить использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии в документации отсутствует.
В п.20 смеси бетонные, бетон заказчиком не указаны показатели смеси бетонной. ГОСТ 7473-2010 предусматривает различные бетонные смеси в зависимости от типа бетона.
Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки при подаче заявки на участие в конкурсе иметь в наличии товар, материал, используемый при производстве работ, как и не обязывает производителей товара доводить до сведения лиц конкретные характеристики материла (сырья), используемого при производстве товара. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Заказчик в конкурсной документации требует указать, например, конкретную характеристику (согласно инструкции) в п.1, п.2 (асфальтобетонная смесь и асфальтобетон по показателю минимальная температура смеси при укладке, С не менее 120).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе, решила:
По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчику - министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края, уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ N 15
по делу N ВП-29/2015
о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе
06 июля 2015 года г. Краснодар
Инспекция Краснодарского УФАС России
на основании решения по делу N ВП-29/2015 от 06.07.2015, принятого по результатам внеплановой проверки в отношении заказчика - министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого электронного аукциона N 0318200063915000955 "Устройство тротуаров и пешеходных дорожек: автомобильная дорога ст-ца Нововеличковская - с.Долиновское, км 1+020 - км 1+970, км 3+220 - км 3+440, км 9+170 - км 10+000 в Динском районе" в части соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.ч.15, 22 ст.99 Закона о контрактной системе, предписывает заказчику - министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края, уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) устранить нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки и аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленное извещением о проведении открытого электронного аукциона 0318200063915000955.
Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников об отмене протоколов и аннулировании электронного аукциона. Возвратить участникам денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение семи рабочих дней с момента получения.
Уполномоченному органу, заказчику уведомить об исполнении предписания в срок до 07.08.2015.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июля 2015 г. N ВП-29/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016